МБОУ « Красноподгорная средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П.М. Волкова»
Доклад на тему:
«Из опыта работы. Кукольный театр в группе продлённого дня»
Подготовила: Солдатова Г.Н.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает их своей яркостью, красочностью, динамикой. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все возможно.
Однако кукольный театр не только развлечение: он имеет большое воспитательное значение.
Младший школьный возраст - это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Именно поэтому мы с удовольствием используем постановки кукольного театра на занятиях в ГПД.
«Кукольный театр» доставляет ученикам огромную радость в общении друг с другом, постоянная работа с куклами помогает накоплению опыта и мастерства. Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Игра для них – естественная потребность. Здесь они учатся владеть куклой, как сценическим партнером, управлять голосом, мимикой. Дети с удовольствием выступают как в показе спектаклей, так и просмотре их. Особенно им нравится готовить декорации, разную бутафорию и делать кукол своими руками. Участие в создании самих кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести так же дополнительные практические навыки. А так же навыки работе в команде, коллективе.
Нужно отметить, что развивает и воспитывает не только постановки, но и увиденное в театре. Это расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Свою работу в кукольном театре мы начинали с постановки простейших сказок и постепенно переходили к более сложным.
Все репетиции начинаются с речевой разминки, которая включает в себя работу над звукопроизношением, интонационной выразительностью. Затем, мы подробно разбираем характер каждого героя и его движения. Держать в течение спектакля куклу высоко над головой и работать ей, трудно без специальной подготовки, поэтому ребята выполняют упражнения для укрепления мышц рук.
Наши постановки не ограничиваются известными сказками, учащихся создают собственные небольшие пьесы. Ведь через кукол легче высказать свое мнение, легче о чем-то спросить - говорит-то кукла!
Таким образом , представление в театре кукол со временем можно использовать как чудесный ключик , который откроет дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок, звуков.
Наш кукольный театр посещали дети с разными способностями. Некоторые хорошо читали, интересовались литературой, но были и дети ничем не интересовавшиеся, плохо читавшие. Начав посещать занятия кукольного театра, эти дети при инсценировании сказок нередко получали главные роли. И вскоре ребята стали лучше читать, меньше конфликтовать с одноклассниками, поведение изменилось в лучшую сторону.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что работа в кукольном театре воспитывает высоконравственную личность, формирует у младших школьников коммуникативные умения, адаптирует их к современной жизни, расширяет кругозор. Благодаря занятиям в кукольном театре жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Из всех чувств радость всего лучше влияет на развитие способностей ребенка. Он охотнее всего отдается этому чувству и на этой почве душа его легче открывается для воспитательного воздействия сказал кто-то из великих.
Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде, формируя знания об окружающем мире. Театр развивает ребенка всесторонне. Поэтому совершенно неслучайно 2019 год в Российской Федерации объявлен годом театра.