Тема: «Удивительный подводный мир»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни подводного мира; формировать у дошкольников установку на защиту окружающей среды.
Задачи:
Воспитательные:
- развивать бережное отношение ко всему живому.
Развивающие:
- развивать связную речь детей, расширять словарный запас;
- вызвать интерес к жизни морских обитателей;
- развивать память, мышление, воображение детей.
Образовательные:
- продолжать уточнять и систематизировать представления детей о морских обитателях;
- закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделяя существенные признаки.
- познакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его, воздух приводит в движение предмет.
Дидактический материал: изображения морских обитателей (раскраски), изображение батискафа, загадки о морских жителях. Аудиозапись «шум моря», презентация на тему «Морские обитатели»
Содержание.
Вводная часть:
-Для начала встанем в круг! Сколько радости вокруг! Мы все за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся! Мы готовы поиграть!
Можно встречу начинать!
Воспитатель включает аудиозапись, где слышится шум моря.
- Ребята, прислушайтесь? Что за звук раздается? Что вы слышите? (Ответы детей)
- Правильно, это шум моря! Волны плещутся о берег. А кто из вас видел настоящее море? Вы купались в нем?
Ответы детей
- А хотели бы вы снова оказаться на море?
Ответы детей.
- Подскажите мне, ребята, на чем можно путешествовать по морю? (ответы детей)
-Ребята, смотрите, из морских глубин к нам приплыли кораблики! Мы с вами можем посмотреть, как же они передвигаются по воде! Представим, что вода в нашем подносе – это море! Опустим наши кораблики в воду.
Но почему-то наши кораблики замерли на месте и не плывут… Почему, ребята? Что же нужно, чтоб кораблики поплыли? (ответы детей)
- Правильно, нужно подуть. (Воспитатель предлагает детям подуть на кораблики)
- Вот видите, поплыли!
- Ребята вы догадались, откуда взялся ветер?
- Да, правильно, это воздух, который мы выдыхаем.
- Если набрать воздуха по больше и сильно его выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывет быстрее.
Воспитатель читает стихотворение «Кораблик»
Это – море,
Это – берег,
Это – мой кораблик белый,
Это – ветер поднялся,
Крепко дует в паруса.
Но тверда рука моя –
Правлю прямо на маяк.
Мчись, кораблик, по волнам
К самым дальним берегам!
Ребята, а как вы думаете, может ли человек спуститься на морское дно? С помощью чего? (ответы детей)
- Правильно, ребята, можно опустится на подводной лодке или нырнуть с аквалангом. Но есть еще кое-что. (Воспитатель демонстрирует детям картинку батискафа). Как вы думаете, что это? Это Батискаф. Он похож на большой шар, посмотрите, у него есть маленькие окошечки - иллюминаторы, с их помощью, мы можем наблюдать, что происходит на морском дне.
-Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие в подводный мир?
- Для перемещения в подводное царство необходимо встать в круг, зажмурить глаза, закрыть носики и на счет три сделать прыжок!
Педагог включает видео презентацию о морском дне.
- Открывайте глаза! Вот мы и на дне! Как здесь красиво, вода прозрачная, спокойная!- Смотрите, вон плывет стайка рыб (Слайд).
- Кто знает, как они называются? (Ответы детей) Каких еще рыб вы знаете? Ребята, все рыбы такие разные, но в то же время чем-то похожи!
Давайте назовем, что общего у всех рыб?
Как много мы узнали о рыбах! Плывем дальше!.
- Ребята, а это что за чудо-юдо плывет? (Осьминог)
- Осьминоги живут у самого дна, между камнями, в пещерах. Они хищники! Чем питается? Рыбами, крабами и др. морскими животными, которых он захватывает присосками на щупальцах. У осьминога очень крепкие челюсти, похожие на клюв попугая! укус ядовит!
Динамическая пауза: «Танец осьминожков».
- Ребята, отгадайте загадку!
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (Морская звезда)
Правильно, ребята, это Морская звезда – буд-то с неба скатилась и в воду упала! Рыбка говорит, что она хищница! Питается моллюсками! Нам кажется, что звезда неподвижная, но она постоянно передвигается! Очень медленно! На нижних сторонах лучей находятся ножки с присосками! (демонстрация слайда)
-Попробуйте еще угадать мою загадку:
Гроза всей живности морей.
Не знаем мы зубов острей.
Не зубы – острые ножи.
Ты не боишься? Зря… дрожи!!!
Её боится даже кит,
А безопасна, если спит.
Потрогать можно, раз заснула.
Кто эта рыбина?
(акула)
-Да, это акула! Все знают: акулы- хищницы. Акула атакует всё, что кажется возможной добычей: рыбу, черепах, морских птиц и млекопитающих, своих собратьев – акул. (демонстрация слайда)
-Переходим к следующему морскому обитателю, угадайте, кто это?
Для нее волна – качели!
И плывет она без цели,
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода!
(Медуза)
- Верно, ребята, это медуза! А вот и она! (демонстрация слайдов)
- Они бывают круглыми, плоскими, вытянутыми! Но их красота обманчива! Все медузы в той или иной степени ядовиты! Поэтому трогать их нельзя! Есть такие медузы, от которых может остаться ожог!
- Пусть она плывет дальше!
- Молодцы ребята, вы всех морских животных назвали и выбрали правильно, угадали все мои загадки.
-Теперь предлагаю вам немножечко размяться!
* Малоподвижная игра «Море волнуется».
Повторение:
Воспитатель демонстрирует детям черно-белые картинки (раскраски), с изображением морских обитателей. Предлагает детям вспомнить их название.
- А сейчас давайте «оживим» наших морских обитателей, раскрасив их!
Дети раскрашивают цветными карандашами морских животных.
Заключительная часть.
- Вам понравилось наше путешествие на морское дно? Что нового вы узнали? (Обсуждение). Выставка разукрашенных работ.