Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 3 г. Владивостока»
Методическая работа на тему:
«К вопросу о межпредметных связях в ДШИ и ДМШ»
Работу выполнила преподаватель
теоретического отделения
Глухова И. Н.
Владивосток 2023г.
Оглавление.
1. Вступление…………………………………………………………….….………...3
2. Слуховая природа учебной деятельности
как основа межпредметных связей……………………………….…..….4
3. Единство музыкального содержания предметов…………..….5
4. Основные аспекты по работе над импровизацией
и метроритмом в классе сольфеджио…………………………….….….6
5. Работа над ладом в классе сольфеджио.
Ступени. Аккорды…………………………………………………………….….…..7
6. Музыкальная литература как часть общего
музыкального развития………………………………………….………….……9
7. Заключение……………………………………………………………………….…11
8. Список использованной литературы…………………………….……13
Вступление.
Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Это воспитание интереса и любви к музыке, формирование активных музыкально-слуховых представлений и развитие практических музыкальных навыков – исполнительских, слуховых, аналитических. Единство и взаимосвязь обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях и как объект познания, и как средство воспитания, а также формами общения с ней (имеется в виду слушание, разбор и использование) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.
Разносторонние межпредметные связи, проявляющиеся в музыкальном обучении, отражают специфику эстетической природы музыки, на которую и опирается музыкальная педагогика.
Осуществление межпредметных связей рассматривается в современной педагогике как один из путей повышения эффективности обучения. Принцип систематичности обучения предполагает наличие связей не только между отдельными знаниями внутри предмета, но и между предметами в условиях, когда комплексный подход к воспитанию повсеместно обретает свои права и дает замечательные результаты. Согласованность учебно-воспитательного процесса по всем предметам позволит полнее учитывать познавательные силы детей и возможности их творческого развития, экономнее затрачивать усилия педагогов, преодолевать разобщенность в работе преподавателей.
Межпредметные связи делают знания глубже и прочнее, они направлены на более гармоничное и быстрое развитие школьников.
Нейгауз, например, всегда связывал успех ученика в овладении игрой на инструменте с тем, насколько успешно развивается его слух и осуществляется знакомство с музыкальной литературой.
В музыкальной школе межпредметные связи осуществляются многопланово, хотя наиболее характерны сопутствующие при параллельном изучении предмета. Обучение игре на инструменте и занятия по сольфеджио соприкасаются на протяжении всего обучения, их взаимовлияние особенно ощутимо. Музыкальная литература с первых же уроков использует опыт и знания детей, преобретенные на предшествующих занятиях, устанавливая специфические связи с каждой параллельной дисциплиной.
Слуховая природа учебной деятельности как основа межпредметных связей.
В основе таких связей лежит слуховая природа учебной деятельности школьников на всех уроках музыки. Слуховое развитие в процессе музыкального обучения осуществляется комплексно посредством слушания музыки, пения, игры на инструменте и путем специальных упражнений в классе сольфеджио.
Главная цель слухового развития детей эстетическая: научить их воспринимать художественную сущность музыки. И совершенно очевидно, что упражнения по сольфеджио, диктанту, слуховому анализу отдельных элементов музыкальной речи, как бы ни важны они были для развития слухового аппарата, не приведут к этой целе, если слух постоянно не питать художественными впечатлениями от прослушивания самой разнообразной музыки и не оттачивать его в практике исполнения музыки.
То же можно сказать и о занятиях по музыкальной литературе: демонстрируя музыку, развивая у детей способность окликаться на выразительность ее художественных образов и осознавать отдельные элементы музыкальной речи, мы совершенствуем их слух в его главной функции – как аппарат восприятия и контроля при осуществлении музыкальной деятельности. Именно на уроках музыкальной литературы учащиеся более всего получатю тот необходимый эстетический материал, без «питания» которым слуховое развитие может утратить свою художественную сущность.
Уроки по музыкальной литературе, занятия по сольфеджио, исполнительская работа в сольном, ансамблевом и оркестровом классах являются составной частью единой системы слухового развития детей, какой она сложилась в музыкальной школе.
Единство музыкального содержания предметов.
Если одна из основ для осуществления межпредметных связей – слуховая природа учебной деятельности учащихся, то другая такая основа – это значительное единство музыкального материала, который составляет содержание учебных программ. Народные песни в обработке композиторов учащиеся и поют, и слушают, и разбирают, и играют. Произведения европейских и русских классиков входят в годовые требования каждого исполнительского класса, они изучаются на уроках музыкальной литературы на протяжении почти всего курса. С произведений Прокофьева начинается и ими же завершается изучение музыкальной литературы, представленной сочинениями разных жанров и других композиторов. Аналогичный музыкальный материал служит основой и для слухового развития в курсе сольфеджио.
Такое единство музыкального содержания предметов обуславливает множество перекрестных связей и взаимовлияний, пронизывающих весь процесс музыкального воспитания и обучения.
Черезвычайно сложен вопрос о том, как в стенах музыкальной школы должны осуществляться связи между специальными и теоретическими предметами.
В каждом коллективе необходим контакт между педагогами специальных и теоретических дисциплин. Педагоги-теоретики должны хотя бы в общих чертах знать программы по специальным дисциплинам, представлять, что может сыграть ученик данного класса. В свою очередь педагоги-специалисты знакомятся с программами по сольфеджио и музыкальной литературе, чтобы педставлять уровень теоретической подготовки своих учащихся. Специалисты присутствуют на контрольных уроках и экзаменах по теоретическим предметам в конце учебного года, а теоретики слушают своих учеников на экзаменах, зачетах и концертах. Теоретик вместе со специалистами рекомендует учащихся для поступления в училище.
И так, повседневный контакт между теоретиками и специалистами играет очень важную роль, но это еще не означает связи между самими дисциплинами. Нельзя понимать эту связь примитивно и считать критерием ее соответствие объему знаний, получаемых детьми на теоретических занятиях и на уроках по специальности на каждом этапе обучения. Теоретические предметы не могут и не должны непосредственно следовать за специальными. Их задача, как и специальных предметов – раскрыть и развить музыкальные данные учащихся, дать им ряд практических навыков, научить их слышать, воспринимать и осознавать музыкальное звучание во всем его многообразии, но достигается это своими специфическими средствами. Поэтому отдельные и временные расхождения при изучении того или иного материала неизбежны и их не следует бояться. Гораздо важнее остановить внимание не на расхождениях между предметами, а на точках соприкосновения между ними. На различных занятиях (специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор) педагогам приходится касаться одних и тех же вопросов, разбирать одни и те же ли аналогичные музыкальные произведения. Эти моменты надо использовать.
В своей работе мы отталкиваемся прежде всего от требований программы по сольфежио, музыкальной литературе и специальным дисциплинам.
Основные аспекты по работе над импровизацией и метроритмом в классе сольфеджио.
Трудно переоценить значение и важность для развития юного музыканта начального этапа обучения. Это важный рубеж в жизни ребенка. Педагогу необходимо заинтересовать его, увлечь, используя игровые элементы на занятиях, но в то же время необходимо постоянно помнить, что одна из основных задач – научить ученика трудиться.
В самом начале обучения мы знакомим детей с импровизацией. Они сами придумывают ритмические рисунки. Уже в самом начале урока при проверке учащихся, каждый из учеников встает и прохлопывает свой ритмический рисунок, они придумывают ритмические сопровождения к домашним номерам или мелодиям, песням, исполняемым в классе, импровизируют мелодии на заданный ритм. Учитель прохлопывает ритм карточки, ученики находят ее, определяют размер, прохлопывают на «ти» и «та», а затем поют свои мелодии с дирижированием. Используются также импровизации на пение мелодий с названием звуков (до, до, ре, до и т.д.), а также сочинение песенок на заданный текст, (причем чем больше знаний получает ребенок, тем задания становятся сложнее). Например, ученика уже не просто просят сочинить мелодию, но сочинить ее в определенном жанре, двухголосно или с использованием аккордов. На начальном этапе обучения на уроках сольфеджио используются также карточки, которые помогают детям ориентироваться на клавиатуре (что является несомненной помощью педагогам-специалистам), а так же слышать, осозновать различные виды мелодического движения (движение вверх, вниз, на одном месте, скачкообразное движение). А это все, как известно, поможет детям и при написании диктантов, и для правильного интонирования мелодий , для чтения с листа на уроках по специальности. В старших классах ребята уже исполняют свои песни с собственным сопровождением, а это уже результат долгой работы специалистов и теоретиков (ведь выйдя из стен школы, наш ученик не будет петь своим знакомым и друзьям интервалы и аккорды, он должен показать то, чему он научился).
Таким образом, работа над импровизацией и развитием чувства метроритма, которая начинается с самых первых уроков сольфеджио, будит у ребенка творческую активность, необходимое качество на уроках по специальности. Вот основные аспекты по работе над импровизацией и метроритмом в классе сольфеджио.
Работа над ладом в классе сольфеджио. Ступени, аккорды.
В младших классах дети знакомятся со многими понятиями, получают определенный запас знаний, которые закрепляются как в классе по специальности, так и на уроках сольфеджио.
Ладовая основа – обязательный компонент уроков сольфеджио. Вне лада нет музыки. Безусловно, лад – одно из сложнейших явлений музыки, но тем не менее, буквально с первых уроков по сольфеджио дети знакомятся с ними, хотя конечно же в простой и доступной форме. Они слушают окраску мажора – минора, учатся осознавать устойчивость или неустойчивость тех или иных ступеней лада, узнавать и петь их. Знают строение мажорной и минорной гаммы. Причем на уроках сольфеджио в младших классах при распеве дети сами выстраиваются вместе с цифрами ступеней, образуя своего рода лад, соблюдая условно, конечно, расстояния тона – полутона в мажорной или минорной гамме. Такие игровые элементы заинтересовывают ребенка, он с интересом и желанием выполняет все задания. Используется в работе над ладом и знаки руками, что также нравится ученикам. Причем зная обозначения каждой ступени, ребенок свое основное внимание уже фиксирует на правильном интонировании ступени. Им дается буквенное обозначение тональностей (со своей стороны педагоги –специалисты закрепляют буквенное обозначение на своих уроках).
Учащиеся знакомятся также с главными трезвучиями лада, знают их названия, строят и поют их в пройденных тональностях. А эти знания безусловно помогают педагогу по специальности при занятиях по подбору и импровизацией. В первом классе ученики уже определяют основные функции на слух (пока это TSD). С помощью карточек они выкладывают их. Необходимо заметить, что столь простой прием – слуховой анализ с помощью карточек, очень нравится ученикам. Они выполняют эти задания на определение аккордов даже не осозновая, насколько она трудна. Работа над ладом продолжается и в спец классе.
Кроме основных видов работы на уроках сольфеджио обязательно уделяется внимание на развитие у учащихся умения слушать и анализировать музыку. Они учатся определять характер произведения, определяют его лад, размер, ритмические особенности. Попутно им даются сведения о жанре прослушанного произведения, композиторе, исполнителе, т.е. педагог старается расширить музыкальный кругозор учеников.
Определенное место уделяется на уроках сольфеджио (особенно на самом начальном этапе) развитию навыков грамотного нотного письма, что также является огромной помощью педагогу-специалисту, т.к. в дальнейшем ученики должны уметь правильно записывать свои подборы.
Во всех классах при прохождении той или иной темы ученикам даются задания на анализ своих произведений по специальности с точки зрения выделения тех или иных компонентов музыкального языка. Например, найти, сыграть и показать какой-либо интервал, пунктирный ритм, аккорд. Это делается для того, чтобы учащиеся почувствовали, что эти аккорды, интервалы не есть нечто отвлеченное, а что из них строятся, складываются музыкальные произведения. При этом дети с большим интересом следят за выступлением своего товарища, активно участвуют в обсуждении.
С точки зрения работы над освоением музыкальных форм – уже в младших классах дети учатся определять не только мотивы, фразы, но и хорошо ощущать, осознавать форму периода. Им даются не только сыграть и показать периоды в своих произведениях, но и предлагается самим сочинить мелодии в форме периода. Естественно, что в старших классах учащиеся уже знакомятся с более сложными формама, причем неоценимую помощь оказывают здесь уроки музыкальной литературы.
Дальнейшее знакомство детей на уроках сольфеджио с новыми тональностями, обращениями главных трезвучий лада, модуляцией, синкопированным ритмом, Д7 с обращениями и т.д. является несомненной помощью ученикам в их работе над подбором в классе по специальности. Необходимо также отметить, что начиная с первого класса на уроках сольфеджио идет работа над двухголосным, а в старших классах и трехголосным пением, что помогает ученику в его работе над полифоническими произведениями, так как он обычно легче справляется с разучиванием и исполнением произведений полифонического склада, поскольку слышит все голоса.
Таким образом, на уроках сольфеджио мы стараемся использовать все возможности для осуществления межпредметных связей, а в конечном итоге сделать все необходимое для полного и гармоничного развития юного музыканта.
Музыкальная литература как часть общего музыкального развития.
Курс музыкальной литературы, в значительной мере способствуя общему музыкальному развитию ребенка, дает ему также и специальные знания. Дети начинают изучать музыкальную литературу уже имея определенный запас музыкальных произведений различных жанров. Большую роль в курсе играет знакомство с основными музыкальными жанрами, формами. К 4-му классу дети, как правило, уже играли произведения танцевальных жанров – вальсы, мазурки, маршевую музыку. При прохождении этих тем они охотно исполняют их перед классом. Использование на уроках детских иллюстраций не только помогают педагогу закрепить какие-либо знания, умения, положения, но и оживляют и активизируют весьпедагогический процесс, а самое главное, имеют большое воспитательное значение – укрепляют веру учеников в свои силы, стимулируют их интерес к домашнему музицированию. При изучении творчества любого композитора следует спросить ребят, какие произведения этого композитора они играют или играли и попросить на ближайшем уроке исполнить их.
Безусловно, учащиеся уже имеют определенный запас знаний о том или ином композиторе, музыкальном жанре, произведении, которые им дает при знакомстве с произведением педагог по специальности. В то же время, теоретик углубляет и расширяет эти знания. А глубокие и полные знания жизни и творчества того или иного композитора, обогащают ученика, помогают ему в исполнении музыкальных произведений того или иного автора (ведь дать почуствовать атмосферу той или иной эпохи, в которой жил композитор – одна из важнейших задач).
При прохождении темы «Песни» - ученики сами исполняют их. Кроме этого, на уроках музыкальной литературы используются карточки, на которых записаны музыкальные отрывки из пройденных произведений. Ученик должен, пропев его про себя или вслух, в зависимости от его способностей, узнать его. Таким образом на уроках музыкальной литературы дети учатся также и говорить о музыке грамотно, профессионально. Для этого необходим запас музыкальных терминов, и поэтому ученики ведут музыкальные словари. Причем знания музыкального словаря постоянно контролируется как педагогом-теоретиком, так и педагогом по специальности.
В курсе 5-го класса учащиеся знакомятся с сонатно-симфоническим циклом, строением полифонических произведений. Наряду с обязательными произведениями сонатно-симфонического цикла, ученикам 5-го класса предлагается на одном из уроков показать свои сонатины с разбором, характеристикой и показом основных тем. Эта работа помогает ребятам лучше понять и усвоить довольно сложную тему «строение сонатной формы». Кроме того, она осуществляется с помощью педагога-специалиста. Таким образом такая обоюдная как связь при освоении сонатной формы, так и при знакомстве с другими формами, в частности полифоническими, в конечном итоге поможет и педагогу и ученику в их работе над произведениями крупной и полифонической форм.
Каждый педагог в своей работе на уроках музыкальной литературы использует прием зрительного восприятия клавира при прослушивании музыкальных произведений. Это учит учеников ориентироваться в музыкальном тексте сочинений, облегчает освоение навыков игры по нотам. В то же время работа с хрестоматией по музыкальной литературе возможна благодаря опыту, приобретенному в классе игры на инструменте, где ученики постоянно работают по нотам. Запоминание музыки, через которое лежит путь к ее знанию, подготавливается довольно большой практикой ее заучивания наизусть исполняемых произведений, а также специальными упражнениями на развитие музыкальной памяти в классе сольфеджио. Все преподаватели музыки добиваются, чтоб ученики овладели итальянской терминологией и т.д.
Заключение.
В заключении хочется сказать, что межпредметная связь – сложная проблема, проблема обширная, поэтому в нашем докладе мы не ставили целью полностью охватить ее, а остановилисть на более важных ее аспектах, хотя, безусловно, в своей работе мы стремились как можно полнее осуществить ее.
Итак, для выполнения одной из задач музыкальной школы – воспитание и формирование будущего музыканта-профессионала и любителя, необходима единая направленность в работе педагогов всех специальностей, нужна связь между преподаванием специальных и теоретических дисциплин. Для осуществления этих связей необходимо, чтобы педагоги-теоретики обращались к живой музыкальной практике учащихся, а педагоги-специалисты не ограничивались обучением игре на инструменте, а всесторонне развивали учащихся. Педагоги-музыканты не должны замыкаться в рамках своей специальности, а как можно чаще проникать в сферы смежных специальностей. Нейгауз говорил по этому поводу : «На низших ступенях развития учащихся…совершенно неизбежен комплексный метод преподавания».
Комплексный метод преподавания – широкое проникновение содержания учебных предметов, единство целей обучения и практическая звуковая основа всех дисциплин в ДМШ создают благоприятные объективные условия для разносторонних и плодотворных межпредметных связей в музыкально-воспитательном процессе.
Список используемой литературы.
1. Нейгауз Г. «Путь к музицированию», М., 1985г.
2. «Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств.», МК РФ методический кабинет по учебным заведениям, М., 1996г.
3. Лагутин А. «Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе». М., 1982г.
4. Зимина Е. Сольфеджио для детских музыкальных школ 7 – 8 классы. М., «Музыка» 2013г.
5. Рабочая программа по учебному предмету ПО 02. УП.01. Сольфеджио. М., 2012г.
13