Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Созвездие»
г. Балашова Саратовской области»
«Как надо беречь и любить природу»
методическая разработка открытого занятия
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Малышева Ольга Сергеевна.
Балашов-2024г.
Цели:
- воспитать любовь и бережное отношение к природным ресурсам;
- узнать интересные факты о защите уникальных видов животного и растительного мира.
Тема: «Как надо беречь и любить природу»
Россия — страна с богатыми природными ресурсами, которая играет важную роль в сохранении экологического равновесия. Наши действия могут иметь серьёзные последствия для состояния планеты в целом.
☘️ Около 50% территории страны занимают леса. Это не только источник древесины, но и важная экосистема.
☘️ Россия — одно из крупнейших водохранилищ на планете, потому что более 20% всех пресноводных запасов мира находятся на её территории.
☘️ Байкал — самое глубокое озеро в мире, и уникальное биоразнообразие делает его одним из самых ценных природных ресурсов.
Значение животного мира в жизни людей Продукты животного происхождения остаются ценной пищей в рационе. Около 40 видов животных обеспечивают людей мясом, молоком, яйцами. Животные компоненты остаются важными в производстве ценных лекарств, составляют около 25% лекарственного сырья. Таким сырьем, например, считаются панты маралов. В Казахстане для добычи этого сырья создано пантовое оленеводство. Животноводство обеспечивает легкую промышленность сырьем. Натуральная кожа, шерсть, пух, перо нужны для изготовления обуви, одежды, бытовых вещей. Лошади, буйволы, верблюды иногда нужны для работ в сельском хозяйстве, перевозки грузов. Собаки остаются незаменимыми ищейками и спасателями. Без лошадей невозможно развитие конных видов спорта, национальных игр. Мы должны заботиться о сохранении всех этих богатств для будущих поколений.
- Сейчас я вам буду называть ситуации, а вы мне скажите, как вы поступите.
1. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь?
2. На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор?
3. Вы увидели, что на берегу у реки мужчина моет машину?
4. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра?
- Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому.
Физ.минутка.
Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хорошо)
« Давайте будем беречь природу,
Другой такой на свете нет,
Развеем над нею и тучи и дым
В обиду ее никому не дадим.
Украсим всю землю садами, цветами
Такая планета нужна нам всем с вами!»
Ребята, конечно нужно беречь природу, ведь она щедро делится с нами своими богатствами и одно из этих богатств- это лекарственные растения.
- Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать «Лекарственные растения»
1. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?
2. Он сорняк, он цветок,
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
3. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)
4. Стоит в поле кудряшка -
Белая рубашка
Сердечко золотое,
Что это такое? (Ромашка)
5. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)
6. От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (одуванчик)
«Правила поведения в лесу»
Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:
1. Не рви цветы.
2. Не разоряй муравейники.
3. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
4. Не повреждай кору деревьев.
5. Нельзя брать яйца из гнезд.
6. Не разводи костер в лесу.
7. Не сбивай грибы, даже не съедобные.
8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Обсуждение правил
- Если вырубить все леса, люди будут ходить в противогазах. Лес – это лёгкие природы.
- Если уничтожать птиц, будут болеть лесные жители. (Например, сову истреблять нельзя, потому что она уничтожает грызунов. Совы спасают лес от болезней.)
- Если уничтожать цветы, то погибнут пчёлы, и люди останутся без мёда, который так полезен для нашего организма.
- Давайте подумаем, будет ли нашей природе хуже, если проходя по тропинке, мы сломаем веточку или наступим на цветок?
- Да, природе будет хуже! Ведь каждая веточка или цветок – это маленькая рана, нанесённая природе. Природе трудно залечивать даже маленькие раны. Кто же виноват? (Человек)
-Природа должна нам быть родной. И леса, и цветы, и звери, и птицы. Они оказываются на краю гибели. И наша задача – подкармливать птиц зимой, не рвать цветы, не ломать веток, не разорять муравейники. Тогда природа отблагодарит нас своей щедростью.
- Да, ребята, охрана природы- дело всего народа. Вы- маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело охраны природы. Ведь охранять природу - значит охранять Родину.
- Давайте стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Заключение.
Человек никогда не должен забывать, что и сам он часть природы. Только он поможет природе сохранить её леса, поля, реки. Земля не только планета, а наш дом родной, вот почему мы должны содержать в чистоте свою планету.