Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования
«Навашинский Центр дополнительного образования детей»
Практическое занятие
Тема: «Как научить ребёнка общаться?»
Целевая аудитория: родители обучающихся Центра
Автор: педагог–психолог
Шаркова Н. Н.
г. Навашино, 2023
Цель:выявление условий развития коммуникативности, получение практических навыков в общении с детьми, позитивных средств общения с ребёнком.
Дидактический материал: листочки, ручки, фрагмент мультфильма «Ёжик должен быть колючим»;
Ход практического занятия
Вступительное слово. Сообщение темы и цели встречи.
-Добрый вечер, уважаемые родители. В начале нашей встречи, перед тем как объявить тему, предлагаю вам тест-шутку. Но помните, что в каждой шутке есть доля правды.
(Все участники получают листок бумаги и ручку).
- Запишите, пожалуйста, в столбик 4 буквы: Л, Д, Р, С.
СЛАЙД № 1
- К каждой букве подберите одну из цифр (от 1 до 4, не повторяясь).
СЛАЙД № 2
Например, 1Л, 4Д, 2Р, 3С.
- Далее к каждому сочетанию буквы и цифры следует прибавить название какого-либо животного, птицы, насекомого и по три качества, которые, на ваш взгляд, их характеризуют. Может получиться следующая итоговая запись:
СЛАЙД № 3
1Л – носорог, толстый, медленный, непробиваемый.
4Д – рыба, скользкая, юркая, красивая.
2Р – пчела, резвая, трудолюбивая, неугомонная.
3С – муха, надоедливая, противная, жужжащая.
(Родители выполняют задание).
- Пришло время дать расшифровку тесту-шутке.
СЛАЙД № 4
Л - любовь
Д – дружба
Р – работа
С – семья.
- Цифры говорят о том, какое место в вашей жизни занимают данные слова; а животные, птицы, насекомые с качествами – это то, как вы представляете себя в соответствующих жизненных процессах.
Вывод: от данного набора во многом зависит ваша совместная жизнь с вашими близкими, родными, а в особенности с детьми.
Просмотр фрагмента из мультфильма «Ёжик должен быть
колючим»
- Предлагаю вам посмотреть фрагмент из мультфильма «Ёжик должен быть колючим». По совету Мудрой вороны родители ёжика пытаются исправить его недостаток в виде кудрявых колючек. Предпринимают множество разных способов, но все они тщетны. Давайте посмотрим, какой же выход они нашли из данной ситуации (просмотр).
(Обсуждение).
- Чему же учит данный мультфильм? (Ответы родителей).
- Многие взрослые действительно считают, что дети должны быть послушными. А в жизни, зачастую, получается - наоборот. Почему же так происходит? Ответить на этот вопрос, я надеюсь, поможет мною предлагаемая тема «Как научить ребенка общаться?»
СЛАЙД № 5
Основная часть
Информационный блок
-Как же родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений? Все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Однако не всегда это получается, поэтому задача взрослых – помочь разобраться ребёнку в сложном мире со сверстниками и взрослыми. Для того чтобы облегчить вхождение ребёнка в новый коллектив или вступление в контакт с окружающими людьми, следует найти ответы на три вопроса:
СЛАЙД № 6
Хочет ли малыш общаться?
Умеет ли он начинать, вести и поддерживать диалог?
Знает ли он нормы поведения в разных условиях и ситуациях?
Именно от того, хочет ли ребёнок общаться, как это нужно делать, зависит его комфортное и эмоционально-положительное состояние в кругу людей. Ответив на эти три вопроса, вы поймёте, есть ли у вашего ребёнка проблемы в общении или нет. Если нет, замечательно! А если всё же есть? Что делать?
СЛАЙД № 7
Взаимоотношения в семье, расшифровка.
Психологические особенности ребёнка, расшифровка.
Во-первых, необходимо посмотреть, как у вас в семье закладываются основы общения. Именно вы, как родители, закладываете и формируете представление о том, как нужно общаться с окружающими людьми. Лучше всего это сделать своим собственным примером. Например, ваше общение с членами семьи, со знакомыми прохожими, соседями и друзьями, продавцом в магазине, воспитателем в детском саду является примером для подражания, становится образцом поведения для ребёнка. В то же время основные навыки общения формируются в процессе наблюдения ребенка за мамой и папой. Если вы, родители, умеете договариваться, выслушиваете друг друга, правильно задаёте вопросы и на них отвечаете, помогаете советом друг другу, то и ребёнок научится естественному стилю общения. Однако малыш не должен быть только простым наблюдателем. Он имеет право высказывать свои желания и идеи, но только в корректной форме. Если ребёнок перебивает родителей, кричит и впадает в истерику, это может привести к вседозволенности, неуважению к взрослым. Такие проявления необходимо пресекать.
Во-вторых, умение общаться и быстро адаптироваться в новом коллективе сверстников и среди незнакомых людей зависит не только от качества воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов, но и от психологических особенностей ребенка. Дети бывают лидерами и заводилами, тихонями и пассивными исполнителями. В зависимости от этих индивидуальных личностных качеств (характера, темперамента) и будет зависеть стиль формирования у него коммуникативных умений. Если ребёнок активно включается в общение с окружающими людьми, не стоит его останавливать и делать замечания. Если же его поведение не соответствует правилам поведения, следует остаться с ним наедине и объяснить, что он делает не так. Если же ребёнок боится идти на контакт, не надо его заставлять, а лучше показать на собственном примере, как нужно общаться.
Практический блок
Чтение притчи «Небольшая разница»
Один восточный властелин увидел страшный сон: будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты переживёшь всех своих родных»,
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
Придворные очень удивились:
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник. Так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? – спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Мы оба истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.
(Обсуждение).
Упражнение «Как можно это сказать по-другому»
Предлагаю вам попрактиковаться в умении общаться со своими детьми. Выполним упражнение «Как это можно сказать по-другому». Часто можно от родителей услышать в отношении детей:
Сколько раз тебе повторять? (Вспомни, о чём мы говорили с тобой по этому поводу).
СЛАЙД № 8
И что ты за ребёнок такой? (Твой поступок меня очень расстроил).
СЛАЙД № 8
Ну, кто так делает? (Давай подумаем, как это надо было сделать).
СЛАЙД № 8
Опять ты говоришь глупости. (Подумай, правильно ли ты сделал(а)?)
СЛАЙД № 8
А сейчас предлагаю вам принять участиев игре «Цепочка»,
направленной на развитие умения сотрудничать.
Каждый из вас прицепляется к другому участнику с помощью рук, а именно: кладёт их на плечи впереди стоящему. Соединившись, таким образом, вы начинаете двигаться по комнате, стараясь сохранять цепочку. Начали!
(Обсуждение).
Следующаяигра «Пум-пум-пум» направлена на развитие внимания, умения перерабатывать информацию.
«Пум – пум –пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет. Нам необходимо выбрать ведущего, который загадает предмет. Остальные участники будут задавать ему вопросы. Например: «Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»? Для чего «Пум – пум – пум» нужен? Этот «пум-пум-пум» большой или маленький? И так далее». Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением. Тот, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
- Игр огромное количество. Достаточно набрать в поисковике на компьютере «игры, направленные на развитие …». Их предоставится огромное количество. Вы выберете то, что вам подходит. Главное, желание!
Подведение итогов. Рефлексия.
- Уважаемые родители, путешествие по сложной, но очень интересной стране Общения будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. Чудес не бывает, и проблемы вашего ребёнка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому просто надо набраться терпения и медленно, не спеша путешествовать по стране Общения.
Наша встреча подошла к концу. Предлагаю каждому из вас ответить на вопрос: «Нужно ли ребёнка учить общаться и почему?». Является ли наша встреча эффективной?
Очень хочется закончить нашу встречу словами Сухомлинского Василия Александровича «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
СЛАЙД № 9