Конспект занятия со старшими дошкольниками «Как поет дерево»
Цель: познакомить детей с разными деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них.
Задачи:
обогатить слуховой опыт детей разнообразием звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными деревянными инструментами;
развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение;
учить детей во время игры на деревянных музыкальных инструментах пользоваться динамикой.
Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, деревянные коробочки, рубель, клавесы, ксилофон, трещотки.
Материалы и оборудование: карандаши, деревянные кубики, деревянная посуда.
Ход занятия
Дети заходят под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский и садятся на стульчики
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Давайте друг друга поприветствуем звучащими жестами.
Дети желают друг другу «Доброго утра» и сопровождают приветствие хлопками, щелчками, шлепками, топотушками и т.д.
Музыкальный руководитель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? (ответы детей) Мы слышим разные звуки и их много (за окном, в музыкальном зале, в лесу и т.д.) Они живут повсюду! Звуки могут издавать самые разные предметы, и каждый звук может быть музыкой. Надо только постараться ее услышать.
Сегодня на нашем занятии вы сможете услышать как поет дерево. Я предлагаю вам найти все деревянные предметы вокруг, постучать и послушать их голоса, обратить внимание на то, как отличаются «голоса» этих деревянных предметов.
Деревянный звук какой?
Он стучащий и сухой,
Теплый и трескучий,
Тихий и гремучий.
Открывает занавес с инструментами.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, со временем деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты – ложки, рубель, коробочки, клавесы, трещотки, которые вначале были обыкновенными деревянными вещами – ложками ели, рубель служил стиральной доской, клавесы были палочками, коробочки – шкатулками, из обычных дощечек появилась трещотка. Но самое замечательное превращение произошло с деревянными поленьями – они стали клавишами изящного и красивого ксилофона.
Далее дети самостоятельно изучают инструменты, пробуя на них разные игровые приемы. После раздать детям клавесы и посадить в круг.
Спросить детей, как можно играть на палочках (стучать, потереть ладонями, чиркать палочкой по палочке и т.д.)
Ритмическая игра с клавесами «Тук-тук-тук»
Туки - тук, туки - тук – Это что за звук? Туки - тук, туки - тук – Это деревянный звук. Туки - тук, туки - тук – Кто там, в роще «тук-тук-тук»? Туки - тук, туки - тук – Это дятел поднял стук. | Ритмично стучат клавесами друг о друга Трут палочку о палочку Стучат клавесами друг о друга Стучат об пол попеременно одним и другим концом клавес Стучат клавесами друг о друга Трут палочку о палочку Стучат клавесами друг о друга Чередуют два удара клавесами друг о друга, один удар по полу |
Музыкальный руководитель: Ребята, попробуйте сами подобрать деревянные инструменты, которые подойдут, чтобы озвучить это стихотворение.
Есть игрушки – хохотушки,
Есть игрушки – тарахтушки.
Хохотушки все хохочут,
Тарахтушки тарахтят.
Вместе весело им очень, расставаться не хотят.
Тарахтушки-хохотушки заразили всех!
Отовсюду, отовсюду, отовсюду смех! (В. Спепанов)
Предложить детям придумать, какой инструмент будет озвучивать ту или иную фразу. Какие инструменты будут – хохотать, а другие – тарахтеть.
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы помните что еще делают из дерева? (ответы детей) Верно, еще из дерева делают игрушки, например, деревянные лошадки. Давайте мы сейчас на них прокатимся. Музыку написал русский композитор Петр Ильич Чайковский (показывает портрет)
П. И. Чайковский «Игра в лошадки» Дети скачут по комнате на деревянных лошадках.
Музыкальный руководитель: В заключении нашего занятия, выберете инструмент и мы вместе исполним русскую плясовую «Камаринскую».
П. И. Чайковский «Камаринская» Шумовой оркестр
Музыкальный руководитель: Чем мы сегодня делали на занятии? О каких звуках мы сегодня говорили? Вы сегодня хорошо поработали, спасибо всем! До новой встречи, ребята.
Дети под музыку выходят из зала.