Классный час «Тайны общения»
Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего школьника.
Задачи:создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере;
- научить навыкам позитивного общения учащихся;
- формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
- развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать
другого человека;
- воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.
Форма проведения: тренинг.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
- пространство для активных упражнений, стулья по числу участников.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Игра «Приветствие».
Цель: создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.
Я рада видеть вас. Начнем наше занятие с приветствия.
1 слайд. Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,
«здравствуйте, девочки»,
«здравствуйте, мальчики»,
«здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,
«здравствуйте те, кто пришел сегодня в школу»,
«здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,
«здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься»,
«здравствуйте, все!»
2 кадр. Хочу обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери
Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметьвозможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
3 слайд. Тема нашего занятия – «Тайны общения».
Что такое общение?
-Все умеют говорить, но не все умеют общаться…
4 слайд. Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.
Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
Нужно ли учиться общению?
(Общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость).
Разделим класс на 2 команды. За каждое правильно выполненное задание, команда получает фишку. В конце мы подведем итоги. И выясним какая из команд лучше взаимодействует друг с другом, может анализировать ситуацию и быстро принять верное решение.
5 слайд. Упражнение на коллективизм. «Я рад общаться с тобой»
6 слайд. II. Основная часть.Сказка «Мудрецы и слон»
Сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый, руки которого ощупывали бивень. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Обсуждение сказки: в чем же была ошибка мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.
Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)
6 слайд.
Нужно прислушиваться к мнению других
Надо уметь слушать и слышать.
Нет смысла кричать.
Должна быть согласованность в действиях.
Игра «Перестройка»
Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.
«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.
Давайте разделимся на 2 команды .
Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.
Вот первое задание: постройтесь в алфавитном порядке
Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!
И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.
Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!
Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? (не видишь его жестов, выражения лица).
Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?
уметь внимательно слушать и слышать
Нет смысла кричать.
Должна быть согласованность в действиях.
не перебивать
умение задавать уточняющие вопросы
Нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться
Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют
Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.
С помощью, каких средств происходит общение между людьми?
7 слайд. (Чаще всего, люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют вербальным).
вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.
невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные реакции (покраснение, побледнение) и т.д.
Упражнение «Язык жестов»
Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого к нам сюда выйдут _____________-
Группа ________ при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать.
Профессия: ветеринар, зубной врач, воспитатель.
Группа _______ покажет при помощи пантомимы животных
Животные: жираф, медведь, кошка.
У вас все получилось. Скажите, с помощью, каких средств общения вы выполняли это задание? (с помощью жестов, молодцы)
Игра «Комплименты»
Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.
Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я пожимаю руку и говорю комплимент, например, Арина, ты очень добрая! а вы продолжите. Пожимая руку своему соседу по команде, говорите ему комплимент. Не повторяться! Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент.
Ребят, вам приятно было получить комплимент? А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент? Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен.
Подведение итогов.
Ребята, о каких тайнах (правилах) общения мы сегодня узнали?
Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?
А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?
Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав, не ссориться и не ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.
Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, а также мимику (выражение лица). Для выполнения задания к нам сюда выходят зеленые груши. ( чел)
Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:
восторг;
ужас;
изумление;
печаль;
торжественно.
Посмотрите, как смотрят:
Лисица, сидящая перед вороной с сыром;
Папа после родительского собрания;
Начальник на подчинённого.
Улыбнитесь, как улыбаются:
Очень вежливый японец;
Собака своему хозяину;
Кот на солнышке;
Нахмурьтесь, как нахмуриваются:
Учитель, недовольный ответом ученика;
Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;
Родитель, открывший дневник сына.
Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. т.е. выражение лица)
Решение конфликтных ситуаций.
Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.
Ситуация. Однажды, на перемене поссорились Паша и Саша. Придя в школу, Саша обнаружил, что он забыл пенал с письменными принадлежностями. Вот-вот прозвенит звонок и на уроке ему писать будет нечем. Быстренько оглянувшись вокруг, он понял, где можно взять ручку. Саша подбежал к Паше и в приказном тоне потребовал дать ему ручку, при этом обращаясь к Паше даже не по имени, а просто фразой: «Эй». Паша, будучи человеком воспитанным, отказал Саше в этой просьбе, так как у него не было запасной ручки. Но Саша не унимался и все более громче требовал ручку. Паша не выдержал такого вероломства и тоже в ответ прикрикнул на Сашу. В этот момент в класс вошла учительница, застав самый разгар конфликта. С её помощью конфликт тут же был исчерпан, а вот осадок на душе у Паши остался.
Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята.
Почему такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга?
Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой.
Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!
III. Заключение. Соберите, пожалуйста, цитаты
Наслаждение общением – главный признак дружбы.
Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию.
Рефлексия.
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.
Вот и подошло наше занятие к концу. Я попрошу помахать рукой мне тех, у кого:
после нашего занятия настроение стало хорошим;
после нашего занятия настроение стало отличным;
те, кто: познал тайны общения;
а я помашу рукой всем, кто присутствовал и общался на нашем занятии, поблагодарю всех, кто принимал участие и пожелаю всем отличного настроения!
Ребята, мне приятно было с вами общаться, и вы подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю.
Спасибо за работу и до новых встреч!
Приложения
«Единственная настоящая роскошь –это роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери
Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию.
Шарлотта Бронте
Наслаждение общением – главный признак дружбы.Аристотель
Правила доброжелательного общения.
Обязательно улыбайтесь;
Слушайте внимательно и показывайте свою заинтересованность;
Старайтесь хотя бы немного поговорить о том, что интересно и приятно собеседнику;
Обращайтесь к собеседнику по имени и смотрите ему в глаза;
Не оскорбляйте собеседника и не давайте негативных оценок его личности.
ветеринар | зубной врач | воспитатель |
жираф | медведь | кошка |