Ключевые понятия и методические пояснения
по теме «Ансамбль», раздел «Принципы ансамблевого пения. Тембральное созвучие». ДООП «Вокальная студия «Музыкальный кварталProfi»».
Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.
Ансамблевое пение – это сложный вид искусства, оно требует владения вокальными, певческими знаниями, умениями и слуховыми навыками.
Ансамблевое пение является прекрасным способом развития собственных музыкальных способностей.
Работа в ансамбле подразумевает совместную работу от двух до десяти вокалистов.
Члены творческого коллектива, ансамбля объединены общими музыкальными задачами и совместной проработкой единого репертуара.
Занятия с педагогом в ансамблевом коллективе способствуют максимальному развитию слуха, помогают выработке творческого чутья и вкуса. Рассмотрим подробнее, почему так происходит.
Ансамблевая музыка характеризуется особой структурой, в которой каждый участник творческого коллектива исполняет собственную сольную партию и партию, сопровождающую пение другого вокалиста.
На начальном этапе тренировок вокалисты разделяются на "голоса": 1.2.3.
И т.д.
Учеба сольному и ансамблевому исполнительскому мастерству имеет следующие общие черты:
выработку певческого дыхания;
постановку голоса;
развитие музыкального слуха;
подбор оптимального вокального репертуара;
подготовку к выступлению на сцене.
Для участников коллектива нелёгкой работой в процессе репетиций является выстраивание ритмического ансамбля. Под ритмическим ансамблем следует понимать:
умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно
Одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменениям в темпе, чётко выявлять метрическую структуру произведения.
Понятие «Ансамбль» происходит от французского слова ensemble – вместе, означает единство, созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Так в навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть ансамблевого исполнения – коллективность».
Затем, в зависимости от голосовых возможностей между певцами распределяются вокальные партии.
Одноголосье.
Все участники ансамбля исполняют одну вокальную партию.
Двухголосье.
Участник ансамбля или несколько участников, объединённых общей партией, ведет собственную мелодическую линию, не совпадающую с мелодической линией другого голоса. Такое многоголосье оказывает мощное интенсивное влияние на развитие музыкального слуха каждого задействованного в выступлении певца.
ТЕМБР или окраска звука – важное выразительное качество голоса, особенно певческого голоса, определяется различными терминами «светлый, «темный», «серебристый», «бархатный», «металлический», «мягкий» и др. В физическом значении тембр зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки голоса сложные и состоят из основного тона и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, высоты. Вершина обертонов называется формантами.
Обертон (нем. Oberton — «верхний тон») в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний голосовых связок.
Форманта: Высокая , низкая
С физиологической точки зрения, тембр – это результат тонких процессов в психике, создающих основу для большого разнообразия модуляций тонов по высоте. Тембр может передавать состояние человека.
Тембр определяет основной признак ценности голоса – качество звучания, на тембр обращают особое внимание при отборе в специальные учебные заведения – музыкальные училища,
Тембр – природное качество голоса, но он может улучшаться в процессе обучения.
Умение певца изменять тембровую окраску звука , создавая различные оттенки тембра голоса, - одно из важнейших навыков исполнителя.
Характерные особенности вокальных тембров.
Тембр голоса | Преобладающий резонатор | Рабочий диапазон | Регистр | Характер звучания | Исполнители |
Тенор(мужской) | Головной Смешанный | От Малой до 2 октавы | Средний Высокий | Яркий Высокий Лирический Героический | Э.Карузо Л.Поваротти М. Джексон |
Баритон(мужской) | Смешанный Грудной | От Большой октавы, до 1 октавы. | Средний Низкий | Тяжело Уверенно Мрачно Мягко | М. Магомаев Д.Хворостовский |
Бас(мужской) | Грудной | Большая и Малая октавы | Низкий | Глубоко Наполнено Мощно | Ф.Шаляпин |
Сопрано(женский) | Головной Смешанный | От 1 октавы до 3 октавы | Высокий Средний | Ярко Полётно Лирически | М. Каллас Дж. Сазерленд. |
Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания. Ансамблевое пение – это сложный вид искусства, оно требует владения вокальными, певческими знаниями, умениями и слуховыми навыками. Чем лучше певец владеет техникой, тем больше он может сосредоточиться на художественном замысле, на художественном образе произведения.
Тембральное созвучие голосов в ансамбле гораздо быстрее достигается, если участники ансамбля имеют сходные технические навыки по постановке голоса и использованию своего вокального аппарата.
Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом.
Пение в ансамбле по своим ощущениям отличается от сольного. Если сольное пение в основном символизирует горизонтальное мышление, то ансамблевое – это объемное и вертикальное мышление.
На занятиях вокального ансамбля обязательно идет работа над постановкой голоса и певческого дыхания. Значительную часть занятия следует отдать упражнениям, развивающим ладовый слух и дающим навыки многоголосного пения. Это нужно для того, чтобы ученики не механически воспроизводили свои партии, а слышали и чувствовали красоту гармонии. Только тогда вокальному ансамблю будет доступен сложный и интересный репертуар.
Автор: Педагог дополнительного образования ГБНОУ ДУМ СПб. Калинина Н.В.
03.12.2023г. Санкт-Петербург.