Формирование коммуникативных навыков у дошкольников: требования ФГОС и их реализация.
Коммуникативный человек – это успешный человек в жизни. Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте. У дошкольника необходимо развивать коммуникативное умение, готовить его к успешности в школе. Любое развитие начинается с формирования умений, переходящих в навыки. Так и развитие коммуникативности у детей дошкольного возраста предусматривает формирования умений вести диалог, находить продуктивное решение в конфликтных «ситуациях» как со сверстниками, так и с взрослыми.
Дошкольное детство является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. О чём, актуализируется в ФГОС дошкольного образования в образовательной области «социально - коммуникативное». Которое «направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…»
Согласно новым требованиям ФГОС одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Коммуникацией называется процесс обмена информацией между людьми. Коммуникация – это передача и прием знаний, выражение идей и мнений, чувств и оценок происходящего. Главным средством коммуникации служит наша речь. Речь младшего дошкольника напоминает размышление вслух, в 6-7 лет становится возможным настоящий диалог.
Игра является одной из ведущих форм деятельности ребенка. Через игру происходит социально - коммуникативное развитие дошкольника. Важным элементом любой игры является общение. Она дает возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой взрослой жизни. В которой дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающим. У детей 6 – 7 лет значительно расширяется игровой опыт. Им становится доступна вся игровая палитра: сюжетно – ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно – строительные, подвижные. В игре происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями, чередуют и согласовывают действия, совместно выполняют одну операцию. Постепенно игра становится интегративоой деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности – речевой, познавательной, художественно – продуктивной и др.
Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность старшего дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.
В старшем дошкольном возрасте интересы детей становятся более определенными при выборе сюжета игры или роли служат началом дружбы. В перспективе игра требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей, с учетом интереса каждого участника в этом отношении очень важны длительные игры. У играющих ребят развивается чувство ответственности за общее дело, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь. Самые любимые сюжетно – ролевые игры в моей группе: «Семья», «Поликлиника», «Аптека», «Салон красоты», «Почта», «Школа». Через игру дети познают мир, становятся участниками событий из жизни людей.
Очень интересны детям и театрализованные игры. Дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно, и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Сказки и полюбившиеся герои для ребят становятся образцами для подражания. В нашем детском саду мы планируем театрализованную деятельность в своей программе. Проводится такая работа 1 раз в 2 месяца. Дети 6 – 7 лет сами показывают театр по уже знакомым сказкам. Например, драматизация басни «Стрекоза и муравей», пальчиковый театр «Лисичка со скалочкой», «Теремок», драматизация сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». . Перевоплощаясь, в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные черты, отождествляет себя с образом.
Работа по коммуникативной деятельности ведётся в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем - логопедом, педагогом-психологом. Для успешной работы создана развивающая предметно-пространственная среда в группе руками воспитателей и родителей. Подобрана картотека игр (например, «Ласковое имя», «Радио», «Смешилки», «Давай поговорим» и др.)
В системе дошкольного образования формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых насущных задач на сегодняшний день. Коммуникативные умения является одной из важнейших условий развития ребёнка, его индивидуализации и социализации формирования личности. Когда эти качества сформированы, ребёнок готов к взаимодействию с окружающим миром