Концепция экосистемного управления в реализации воспитательной системы образовательной организации СПО
Понятие экосистемы
Экосистемный подход в области образования
Экосистемный подход в среднем профессиональном образовании: преимущества и направления развития
Экосистемное управление в реализации воспитательной системы ОО СПО
Актуальность экосистемного управления в реализации воспитательной системы ОО СПО
1.Понятие экосистемы
В современном мире концепция экосистемы активно внедряется во все новые сферы экономической и социально-общественной жизни общества, и сфера среднего профессионального образования не является исключением.
Формирование и последующее развитие экосистемного подхода, которые происходят в последнее время, непосредственно связаны с изменениями в области управления. Системы в различных сферах жизни общества становятся комплексными, обрастают все большим количеством взаимосвязей друг с другом и не могут координироваться и полноценно функционировать на основе классических методов управления.
Российская система среднего профессионального образования, отвечающая всем последним требованиям инновационной и цифровой экономики, должна обладать определенными качествами, среди которых персонализация, тесная взаимосвязь с бизнес-средой, высокая научная составляющая и нацеленность на формирование навыков и компетенций будущего.
Для того чтобы соответствовать представленным требованиям и быть активным и конкурентоспособным субъектом экономического развития, учреждениям системы СПО необходимо трансформировать подходы к своему функционированию, формируя особые управленческие модели, которые базируются на активном сотрудничестве с факторами внешней среды. Решением в данном случае будет выступать экосистемный подход, который представляет собой относительно новый тренд в развитии системы среднего профессионального образования.
Экосистемный подход это новый тренд развития среднего профессионального образования, путем анализа понятия «экосистема» в областях экономики, предпринимательства и образования и рассмотрения преимуществ использования экосистемного подхода в системе СПО.
Для начала необходимо определить, что же такое экосистема. Само понятие «экосистема» пришло из области биологии и подразумевает под собой сложную, самоорганизующуюся динамическую систему, выраженную совокупностью сообщества живых организмов, средой их обитания, системой связей, демонстрирующей процессы обмена веществами и энергией между ее участниками.
Со временем понятие экосистемы, которое зародилось, а впоследствии и установилось в биологии, начало активно употребляться в других областях и секторах науки.
В гуманитарные, социальные и экономические науки экосистемный подход вошел во многом благодаря потребности представить процесс взаимодействия между группами, состоящими из различных элементов, имеющих связь, и компонентами окружающей среды. При дальнейшем развитии и изучении экосистемного подхода в различных сферах были выделены такие ее качества, как сложность и нелинейность, что привело к общепринятому определению экосистемы как сложной системы.
При этом необходимо иметь в виду, что экосистема, имеющая комплексный характер, обладает еще одним ключевым качеством – это возможность самостоятельной трансформации и эволюции в рамках процесса адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
Исходя из этого, можно отметить, что к основным отличительным признакам экосистемы будут относиться:
сложность,
развитие,
организация
регуляция, реализуемые самостоятельно.
Также стоит отметить, что в самой экосистемной среде отсутствует иерархическая концепция и структура, которая могла бы выделить основные и дополнительные элементы, влияющие на системообразование.
Функционирование экосистемы способствует созданию новой характеристики взаимодействия между ее элементами: на первый взгляд, именно составляющие системы зависят от внешнего окружения и существуют под ее воздействием, но в то же время сама экосистема способна влиять на внешнюю действительность и впоследствии трансформировать ее динамичным образом.
2.Экосистемный подход в области образования
Рассмотрим экосистемный подход в области образования и выделим его особенности.
Понятие «образовательная экосистема» вошло в обиход лексикона представителей научной среды в начале 2000-х годов и было непосредственно связано с экосистемой обучения. Прежде всего, концепция образовательной экосистемы основана на принципиально новом подходе к управлению и организации образовательных процессов.
Образовательная экосистема, как и любая экосистема, в своей сущности использует взаимовыгодный подход: с одной стороны – кадры, которые в ней обучаются, могут получать огромный перечень знаний и навыков из-за возросших и более эффективных методик обучения, которые возникают за счет взаимодействия с представителями внешней среды; с другой стороны – рынок получает кадры с необходимыми компетенциями, отвечающими большинству запросов, поступающих от экономики и общества.
В результате образовательная экосистема представляет собой среду, в которой активно взаимодействуют друг с другом представители образовательных учреждений (обучающиеся, преподаватели и т.д.) и провайдеры образования, и их непрерывно развивающаяся координация направлена на развитие личности на всех уровнях.
Экосистема СПО– это гибкая и адаптивная система, в основе которой находится комплекс социально-экономических отношений, сформировавшихся между элементами структуры и акторами внешней среды из различных сфер деятельности и имеющих взаимовыгодный характер.
Сущность обоюдного интереса выражается в том, что представители извне способствуют развитию СПО по его основным направлениям – образование, наука и инновации, а компоненты среды образования, в свою очередь, принимают участие в успешном выполнении задач данных представителей.
Синергетический эффект от совместного взаимодействия может быть направлен не только на совершенствование показателей работы и внешнего стейкхолдера, но являться базой для создания инновационных, научных и предпринимательских проектов и разработок, способных глобально влиять на экономический уровень государства.
3.Экосистемный подход в среднем профессиональном образовании: преимущества и направления развития
При формировании определения экосистемы и анализе данного подхода в различных сферах было выявлено, что одним из ключевых признаков системы такого вида выступают взаимовыгодное сотрудничество и обоюдный интерес, который должен принести положительный эффект как самому учреждению, так и стейкхолдерам, с которыми он взаимосвязан.
Если рассуждать о тех направлениях и путях развития, в сторону которых может двигаться экосистема, можно выделить некоторые тенденции.
В настоящее время не существует регламентированных основ и правил, описывающих четкую структуру экосистемы и определенный порядок ее формирования в ОО. Нигде конкретно не указано точное количество субъектов экосистемы, к каким именно сферам должны относится функционирующие в ней организации и может ли она содержать в себе несколько учреждений высшего образования.
Однако следует отметить, что большая часть из них описывает экосистему, в которой представлено одно образовательное учреждение, выступающее образовательным центром самой системы. Начальный этап развития экосистемного подхода в сфере среднего профессионального образования очевидно дает понять, что экосистемы еще могут развиваться, совершенствоваться и приходить к расширению, включая в себя все больше и больше элементов и выходя на все более крупный государственный уровень (город/район/регион).
Вполне возможно, что процесс распространения экосистем будет происходить по аналогии с процессом развития сетевой модели, включающей в себя взаимодействие между разными ОО. Основа сетевой модели СПО представлена взаимодействующими сторонами, в роли которых выступают образовательные учреждения с общими целями и ресурсами для их достижения и коммуникационными технологиями и сетями, непосредственно отвечающими за связь. То есть несколько организаций, имеющих похожую структуру и цели, объединяются в сеть посредством использования современных технологий.
По такому же принципу несколько экосистем разных учреждений СПО, например одного города, могут интегрироваться в одну городскую экосистему. При этом не стоит забывать об отличительных чертах самой экосистемы, которые во многом базируются на самоорганизации и отсутствии четко ограниченного порядка.
Данный процесс может быть нелинейным и не иметь определенной последовательности: экосистема одного учреждения СПО необязательно должна находиться в конечной стадии своего развития для того, чтобы наладить взаимодействие с экосистемой другого учреждения СПО, все эти действия могут происходить на различных этапах формирования экосистем. Сетевая модель взаимодействия экосистем будет иметь ярко выраженный синергический эффект, который может привести к глобальному воздействию на экономический, научный и инновационный уровень государства.
4.Экосистемное управление в реализации воспитательной системы ОО СПО
Концепция экосистемы представляет собой совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачу, организацию и содержание воспитательной работы в учебном заведении. Образование не сводится исключительно к передаче знаний. Оно должно выполнять функции развития личностных качеств, обучающихся: формирование ценностных ориентиров, аналитического мышления, установок на коммуникацию и сотрудничество, критического отношения к себе, т.к. в процессе обучения в учебном заведении молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознания общественно-значимых ценностей.
Отсюда вытекает и необходимость систематизации воспитательного процесса в учебном заведении. Нельзя изолировать воспитание от профессиональной подготовки. Концепция воспитания должна постоянно обогащаться. Для этого необходимо систематически изучать, обобщать опыт воспитательной работы с обучающимися и распространять его среди кураторов, мастеров производственного обучения и всех подразделений колледжа.
Система воспитания, над постоянным совершенствованием которой работает педагогический коллектив, имеет в основе следующие принципы:
1.гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе (как среди обучающихся, так и между обучающимися и преподавателями);
2.личностный подход в воспитании;
3.единство процессов воспитания, обучения и развития личности обучающегося;
4.осуществление процесса трансформации воспитания в самовоспитание, самореализацию личности обучающегося;
5.создание эффективной среды воспитания и творческого развития обучающегося.
Система воспитания СПО должна основываться на следующих приципах.
Принцип гуманности, основанный на признании личности и преподавателя как самоценности, уважении ее уникальности и своеобразия, защите человеческого достоинства, построении отношений в системе «человек - человек» на основе ненасильственного взаимодействия, корректности, соблюдении общепринятых этических норм.
Принцип профессиональной направленности учитывает овладение будущими специалистами этических норм профессионального сообщества, предполагает формирование ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, содействие в развитии их профессиональных склонностей, дарований, способностей, организованности и финансовой дисциплины.
Принцип системности предполагает согласованность действий всего коллектива образовательной организации в целевой деятельности, исходящей из потребностей личности, общества и государства.
Принцип полисубъектности- создание условий, стимулирующих участие во внеучебной деятельности.
Принцип толерантности, предполагающий наличие многообразия мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, внимательное отношение к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за нормативные требования законов.
Принцип добровольности предоставляет обучающемуся право выбора разнообразных форм участия во внеучебной деятельности.
Принцип стимулирования построен на моральном и материальном поощрении обучающихся за их успехи в учебной, творческой, спортивной, общественной и других видах деятельности.
Принцип вариативности - дифференцированный подход к формированию и развитию личности с учетом склонностей, дарований и способностей каждого обучающегося.
Содержание основных направлений воспитательной работы в учебном заведении: цель, задачи и принципы воспитания находят свою практическую реализацию в содержании основных направлений воспитательной деятельности колледжа:
1.профессионально-ориентированное воспитание;
2.патриотическое и гражданско-правовое воспитание;
3.культурно-нравственное воспитание;
4.физкультурно-оздоровительное воспитание;
5.студенческое самоуправление;
6.поддержка и развитие волонтёрской деятельности;
7.воспитание толерантности.
Реализация Концепции экосистемы воспитания в учреждении системы СПО должна способствовать интеграции усилий различных заинтересованных сторон в решении проблем воспитания обучающихся.
Концепция экосистемы направлена на консолидацию усилий семьи, общественных организаций, государственных организаций, предприятий в выработке общих позиций о сущности,смысле и содержании воспитательной деятельности. В результате их выполнения, ожидается рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех субъектов образовательного процесса:
- обучающиеся и выпускники будут увереннее использовать воспитательный потенциал собственного развития и самореализации;
- снижение асоциальных проявлений в среде молодежи;
- реализация Концепции обеспечит рост социальной зрелости и общей культуры выпускников;
- мероприятия, проводимые в рамках Концепции по направлениям работы, позволят эффективнее использовать имеющиеся, и создать новые формы, средства и механизмы воспитательной работы с обучающимися для формирования базовых общечеловеческих ценностей.
5.Актуальность экосистемного управления в реализации воспитательной системы ОО СПО
Рассматривая экосистемный подход как один из ключевых трендов развития сектора СПО, можно отметить, что он выступает тенденцией развития не только образовательной сферы, но и многих областей жизни общества, таких как экономика и предпринимательство.
Уточнение термина «экосистема СПО» и его сравнение со всеми другими похожими определениями, которые повсеместно используются в области образования, показали, что экосистема СПО должна быть направлена на повышение эффективности образовательной, инновационной и предпринимательской деятельности, происходящей внутри ОО, путем взаимодействия с акторами внешней среды с помощью использования современных цифровых технологий.
Ключевые эффекты при использовании экосистемного подхода в системе СПО выражены наращиванием уровня научно-исследовательской и инновационной деятельности, ростом числа студенческих проектов и соответствием образовательного процесса новым тенденциям. Все это становится возможным благодаря вовлечению в образовательный, научно-исследовательский, инновационный и предпринимательский процессы экспертов из организаций, выступающих представителями внешней среды.
Экосистемный подход, в свою очередь, оптимизирует данный процесс вовлечения и делает его более эффективным за счет выгодного для обеих сторон сотрудничества. В настоящее время экосистемы находятся на начальном этапе развития, в связи с чем можно выделить перспективы и направления их эволюционирования, заключающиеся в формировании глобальной сетевой модели взаимодействия экосистем ОО.
Комплексная система такого вида может быть не только парадигмой развития среднего профессионального образования, но и стать одним из ключевых трендов развития государства за счет яркого синергетического действия, влекущего за собой большое воздействие на экономический, научный и инновационный уровень страны.
Список использованных источников
1. Аргунова М.В., Моргун Д.В. Экосистемный подход как новая парадигма образования // Непрерывное образование в контексте будущего: Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. – c. 19-24.
2. Данилов-Данильян В.И. Ecosystem is one of the most important fundamental conception of modern science // Экосистемы: экология и динамика. – 2017. – № 1. – c. 5-9. – doi: 29650050.
3. Ковалева Т.М. Экосистемный подход в образовании: начало пути // Непрерывное образование в контексте будущего: Сборник научных статей по материаламIV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. – c. 25-31.
4. Карпинская В.А. Экосистема как единица экономического анализа // Системные микроэкономики, экономики предприятий: Материалы Второй конференции Отделения моделирования производственных объектов и комплексов ЦЭМИ РАН, выпуск 2. Москва, 2018. – c. 125-141.– doi: 10.33276/978-5-8211-0769-5-125-141.
5. Овчинникова А.В., Зимин С.Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем, и ее эволюция // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1497-1514. – doi: 10.18334/epp.11.6.112307.
6.Scopus. [Электронный ресурс].URL: https://www.scopus.com (дата обращения: 20.05.2022).
7. Spencer-Keyse J., Luksha P., Cubista J. Learning Ecosystems: An Emerging Praxis For The Future Of Education. School of Management SKOLKOVO & Global Education Futures. [Электронный ресурс]. URL: https://learningecosystems2020.globaledufutures.org.
8. Федоров И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. – 2019. – № 28(266). – c. 246-250.
9. Почему будущее образования – за экосистемами. Trends.rbc.ru. [Электронный ресурс].URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6027f56f9a794723de4d1b34 (дата обращения: 11.05.2022).
10. Сергеева К.Н. Формирование конкурентоспособной инновационной экосистемы университета. / дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2015. – 221 c.
11. Moraes G., Fischer B., Matheus Leite Campos, Schaeffer P. University Ecosystems and the Commitment of Faculty Members to Support Entrepreneurial Activity // BAR - Brazilian Administration Review. – 2020. – № 2. – p. 1-26. – doi: 10.1590/1807-7692bar2020190013.
12. Никифорова Н.В., Суиндикова А.С., Алпысбаев К.С. Предпринимательская экосистема университета и ее составляющие //Education.qualityassurance. – 2018. – № 4(13). – c. 30-35.
13. Morris M.H., Shirokova G., Tsukanova T. Student entrepreneurship and the university ecosystem: a multi-country empirical exploration // European Journal of International Management. – 2017. – № 1. – p. 65-85. – doi: 10.1504/EJIM.2017.081251.
14. Пономарева О.Н. Оценка эффективности взаимодействия в инновационной экосистеме университета // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1711-1720. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110522.
15. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2019. – № 4. – c. 815-824. – doi: 10.25559/SITITO.15.201904.815-824.
16. Григорьев С.Г., Сабитов Р.А., Смирнова Г.С., Сабитов Ш.Р. Концепция формирования и развития цифровой интеллектуальной экосистемы смешанного университетского образования // Информатика и образование. – 2020. – № 5(314). – c. 15-23. – doi: 10.32517/0234-0453-2020-35-5-15-23.
17. Юрьев В.М., Налетова И.В. Сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 3(131). – c. 7-15.