МБУ ДО «Дом детского творчества № 4»
Конспект итогового занятия
по обучению грамоте
«Волшебный Буквобус»
в форме занятия-путешествия
для детей 6-7 лет.
Комплексная программа «Росток»
Дополнительная общеобразовательная
программа «Умка»
разработчик:
педагог дополнительного образования
Рыжкова Н.В.
г. Новокузнецк
2024
Тема: «Волшебный Буквобус»
Цель: в игровой занимательной форме обобщить и закрепить знания детей по пройденному курсу программы.
Задачи:
Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте;
Упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов; закреплять умение подбирать слова на заданный слог; умение определять ударный слог; закреплять начальные навыки чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;
Закреплять умение работать по заданию;
Воспитывать умение работать в коллективе, слушать педагога и друг друга, не перебивать.
Форма: занятие-путешествие.
Оборудование:
Звуковые карточки;
Индивидуальные карточки с заданиями;
Картинки с изображениями предметов;
Наборы букв, алфавит – расшифровка
Наглядные картинки: Автобус Буквобус, Звуковой светофор, Буквоежка, поезд с тремя вагонами, в каждом кармашки, река, мост, почта, дома, деревья.
Ход занятия:
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Есть волшебная страна, прекрасна и таинственна,
Там буквы, звуки проживают,
Они читать нам помогают!
Здесь все как в сказке –
Как в стране чудес
Есть города, моря и лес.
Там ждут тебя твои друзья!
Страну зовут – Буквария!
- Я приветствую вас в стране Буквария! Целый год мы с вами знакомились со звуками и буквами, учились их читать и писать. И вот жители страны Букварии приглашают вас в путешествие по своей стране. Только путешествие это непростое, в каждом уголке страны вас ждет испытание. Но в конце путешествия будет сюрприз! Вы готовы к испытаниям?
Дети: Да!
Педагог: А путешествовать мы будем на волшебном Буквобусе.
Парты расставлены в форме импровизированного автобуса – Буквобуса.
Основная часть.
Педагог открывает доску, на доске импровизированная карта страны с городами - остановками.
Педагог:Наш автобус непростой – это Буквобус, и чтобы занять свои места, надо выполнить задание.
Каждому из вас я дам карточку с изображением предмета, ваша задача выделить первый звук предмета, дать ему полную характеристику, найти свое слово-билет.
Игра «Займи своё место»
Детям выдаются предметные картинки. Они выделяют первый звук и дают ему характеристику. Например: Бабочка – первый звук Б, это твёрдый согласный звук.
Затем ребенок ищет свое слово Бабочка. Это и есть билет в Буквобус.
Педагог:Замечательно, все места заняты, Буквобус отправляется в путь. И первый город страны Букварии – это Звукоград. Нас встречает Звуковой Светофор. Посмотрите на его сигнальные огни, какого они цвета?
Дети: Красный, синий , зеленый.
Педагог: Что означают эти цвета?
Дети: Звуки.
Педагог: Что такое звуки?
Дети: Звуки мы слышим и произносим. Они бывают гласные (свободные, поются, нет преграды для воздуха) и согласные (их нельзя петь, при произношении есть преграда, согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие)
Педагог: Что означает каждый цвет сигнала Звукового светофора?
Дети: Красный – это гласные звуки, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
Педагог: Верно, молодцы! Чтобы светофор пропустил на Буквобус дальше, нам надо выполнить задание. Я раздам вам карточки с изображением предметов и пустые звуковые домики. Эти домики нужно заполнить.
Игра «Звуковой светофор»
Педагог: А мы отправляемся дальше путешествовать по стране Буквария. И у нас на пути Слогогород. Посмотрите, в многоэтажном доме совсем не видно жителей. Что же случилось? Оказывается, они не могут разобраться на каком этаже живут . Давайте поможем жителям Слогогорода.
Игра «Слоговой дом»
Детям выдаются предметные картинки с изображением животных, которых они распределяют по этажам путем подсчета слогов. Один слог в слове – первый этаж, два слога – второй этаж, три слога – третий этаж.
Педагог: Молодцы ребята! Поезд отправился в путь, ну и мы с вами продолжаем своё путешествие по стране Буквария. Посмотрите, какая река перед нами, как же проехать через реку, моста то нет…А мост появится, если мы отгадаем название реки.
Игра «Расшифруй название реки»
Детям выдаются карточки с изображением предметов. Они выделяют первый звук и ищут на столе свою букву. На оборотной стороне буквы стоит цифра. Дети выкладывают слово по порядку от 1 до 11ти. Читают получившееся слово.
Педагог:Как называется река?
Дети: Предложение.
Педагог: Составьте предложения по схеме и появится мост.
Дети получают схемы предложений и по очереди составляют предложения.
Появляется изображение моста и Буквобус отправляется дальше.
Педагог:На нашем пути деревня Удареевка, а в деревне есть почта. Что делают на почте?
Дети:Отправляют и получают письма и посылки.
Педагог: Правильно! Но на деревенской почте очень много скопилось посылок и писем. Давайте поможем почтальону узнать кому они адресованы, чтобы они быстро разнесли их адресатам. Сложность в том, что все адресаты зашифрованы. Надо их расшифровать. Перед вами алфавит –расшифровка и с его помощью расшифруйте адресата и не забудьте поставить ударение.
Игра «Зашифрованные письма»
Детям раздается алфавит, под каждой буквой цифра – это расшифровка. Слова зашифрованы в виде цифр, вместо которой дети пишут нужную букву. Например, 12,16,26,12,1 (КОШКА)
Дети расшифровывают слова, ставят ударение.
Педагог: Молодцы! Справились с заданием. Оправляемся дальше на нашем Буквобусе, у нас остался один город.
Педагог: Ой, ребята, а кто это встал на пути нашего Буквобуса?
Дети: Буквоежка.
Педагог: Что делает Буквоежка?
Дети: Ест буквы в словах.
Педагог: Вот и сегодня Буквоежка не удержался и съел буквы в словах-предметах и его не пускают в город. Давайте поможем ему вернуться домой. Надо восстановить в словах «съеденные буквы».
Игра «Восстанови слова»
Детям выдаются картинки со словами, в которых пропущены буквы, дети дописывают эти буквы.
Педагог: Спасибо вам, ребята, от Буквоежки, он вернулся домой.
Педагог:А мы с вами уже объехали всю Букварию, остался только главный город Букварии - Буквоград. Нам надо узнать название главной площади этого города.
Игра «Угадай слово»
На доске карточки с буквами. Карточки перевернуты буквой к доске. Педагог загадывает про каждую букву загадку, если дети отгадали – педагог переворачивает букву. После того, как буквы отгаданы, надо прочесть получившиеся слово ПОБЕДА.
Влез на букву озорник
Он решил, что то турник (П)
Эта буква так кругла
Укатиться бы смогла (О)
Эта буква-человечек
У него большой живот
В кепке ходит круглый год. (Б)
Она похожа на расческу,
Сделать может всем прическу…
Учим, учим букву все –
Вот и выучили... (Е)
Эта буква – буква дом
В доме том окошко, а в окошке кошка (Д)
Два столба наискосок
Посередине поясок (А)
Педагог: Какое слово у нас получилось? Как называется главная площадь города?
Дети: Победа!
Педагог: Отлично! Мы с вами выполнили все задания – это победа! А наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам путешествовать по стране Букварии?
Дети: Да!
Рефлексия.
Педагог: Какие задания и испытания показались легкими? Трудными? Какое задание понравилось больше всего? Почему?
Педагог: Молодцы! А для вас подарок от жителей Букварии –Памятка-помощник будущего первоклассника! Здесь и алфавит, и звуковая и слоговая таблицы.
Педагог раздаёт детям памятки.