Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков Ш-Ж»
Цель: Закрепление навыка различения и самостоятельного употребления в речи звуков Ш – Ж.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах.
Уточнить и закрепить характеристику звуков.
Закреплять знания детей в делении слов на слоги.
Упражнять в звуко-буквенном анализе слов.
Упражнять в чтении слов.
Коррекционное – развивающие:
Развивать мышление, внимание, память, воображение.
Развивать речь с движением.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать четкое произношение звуков.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать положительное психоэмоциональное настроение.
Воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи.
Соблюдать правила поведения на занятии.
Ход занятия
I. Орг момент:
1.Организационный момент.
Логопед: «Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Давайте начнём наше занятие с речёвки:
Говорим всегда красиво
Чётко и неторопливо
Вспоминаем обязательно
Что учили на занятии.
II.Объявление темы занятия.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете, отгадав загадки.
- Все жужжит, жужжит
Над цветком она кружит
Целый день словно юла
А зовут ее – … (Пчела) выставляется картинка.
Логопед: Правильно ребята, это пчела, а зовут ее Жужа.
-Как жужжит пчела? (жжж). Давайте скажем громко, затем тихо.
Логопед: А сейчас встретим другого гостя. Послушайте загадку.
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова я,
Потому что я - … (Змея) выставляется картинка
Логопед: Молодцы, это змея. Зовут её Шуша. Как шипит змея? (шшш). Давайте скажем громко, затем тихо.
Логопед: Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по-моему, они поссорились. А знаете почему? Шуша говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а Жужа говорит, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.
Им не стоит ссориться из-за того, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы попробуем это доказать.
Логопед: Что бы Змея Шуша и Пчела Жужа помирились мы выполняя задания соберём пазл и подарим им, что бы они не грустили. За каждое правильно выполненное задание вы получаете конверт с пазлом, конверты не открываем. Начнем?
III.Работа по теме.
Логопед: Начнем с того, что мы будем различать звуки Ш-Ж, правильно и чётко их произносить.
Логопед: А какие это звуки гласные или согласные? (согласные). Как вы поняли это? Почему они согласные? (Потому что есть преграда, и они не поются)
Логопед: Определили, что они согласные, а согласные бывают твердые и мягкие. Так скажите звуки Ш и Ж какие? (твердые)
Логопед: А как вы думаете отличаются эти звуки друг от друга или нет? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)
Логопед: Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
Логопед: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
Логопед: А теперь звук – ш-ш-ш.
Логопед: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
Молодцы вспомнили, заработали 1 кусок пазла.
Дидактическая игра «Поймай звук»
Логопед: Возьмите карточки. Что на них изображено? Змея и пчела.
Логопед: Какой звук слышится, когда летит пчела? (ж-ж-ж)
Логопед: Как шипит змея? (ш-ш-ш)
Логопед: Сейчас я буду называть слоги (слова) если услышите звук – ж, поднимайте карточку с пчелой, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.
Слоги: Жа, шо, жу, ши, жо, шу, иш, уж, ож, аш
Слова: пыШка, плюШка, пиЖама, еЖевика, Шкаф, ноЖи, мыШи, маШина, флаЖок, Журнал, петуШок, Швабра, Жадность, коЖаный.
Логопед: Вы хорошо справились с заданием, получили 2 пазл, а сейчас следующее задание.
2. Игра «Наоборот»
Логопед: Ребята я буду по очереди называть слова, а вы должны послушать внимательно и изменить звук Ш на Ж или звук Ж на Ш в этом слове. Например: ШАР - ЖАР.
Шить – Жить
Шаль – Жаль
Жалость – Шалость
Жутко – Шутка
Шарить – Жарить
Жар – Шар
Жесть – Шесть
Луша – Лужа
Сажа – Саша
Тужить – Тушить
Уши – Ужи
Брожу – Брошу
Мажут – Машут
Логопед: Вы хорошо справились с заданием, четко проговаривая каждый звук, получили 3 пазл, а сейчас мы немного отдохнем.
Физминутка: «Пчела».
Пчелы в ульях сидят (Приседаем на корточки)
И в окошечко глядят (Показываем окошки руками)
Порезвиться захотели (Встаем, прыжки на месте)
Друг за другом полетели (Летим и жужжим)
Отлично передохнули, 4 пазл у вас в кармане
Игра «Собери слово и сделай анализ»
На доске слова ЛУ_А (ЛУША), ЛУ_А (ЛУЖА)
Буквы в словах потерялись, каких не хватает, давайте разберем первое слово.
ЛУ_А
Конечно не хватает буквы Ша, Звук Ш. Какое слово получилось? (Луша).
ЛУ_А
А здесь какого звука нет? Звук Ж. Получилось слово Лужа.
Логопед: Вот мы изменили всего одну букву, и получилось совершенно два разных слова.
Логопед: А сейчас ребята возьмите ваши карточки с квадратами (показываю), и напечатайте эти 2 слова в верхних квадратах.
Логопед: Сейчас мы с вами составим анализ слова. Какой первый звук в слове ЛУША (Л – согласный, твердый, синий; У – гласный, красный; Ш – согласный, твердый, синий; А – гласный, красный).
Делаем анализ слова у себя в карточках.
Логопед: Сейчас мы с вами составим анализ слова ЛУЖА (Л – согласный, твердый, синий; У – гласный, красный; Ж – согласный, твердый, синий; А – гласный, красный).
Делаем анализ слова у себя в карточках.
Логопед: Вы хорошо справились с заданием, получили 5 пазл, а сейчас следующее задание.
Игра «Прочитай слово»
Логопед: Ребята сейчас каждый из вас выходит к доске берет карточку читает слово, говорит где находится звук Ж или Ш в начале/середине/конце слова. И прикрепляет картинку в определенную позицию.
Логопед: Молодцы отлично потрудились вот заработали 6й пазл-картинку
Игра «Собери пазл»
А сейчас, когда все задания выполнены и детали пазла собраны, подходите к первым партам ваших рядов и собирайте пазл. Посмотрите Пчела Жужа и змейка Шуша улыбаются, они помирились. Присаживайтесь. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Спасибо вам вы большие молодцы.
Итог занятия. Чем мы занимались на занятии?
Л
У
А
Ж
Ш
У
Б
А
ЛУЖА
ЛЫЖИ
ШАР
ШИШКА
Ж У К
КОЖА
МОРЖИ
ЖАБА
Д У Ш
ШИНА
ШАПКА
КОШКА
ШУБА
НОЖИ
/УЖИ
МИШКА
ЛЫЖИ
ШАР
ЖУК
МОРЖИ
ДУШ
ЛУЖА
ШИШКА
КОЖА
ЖАБА
ШИНА
ШАПКА
ШУБА
КОШКА
УЖИ
НОЖИ