Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Молодому учителю
  3. Конспект мероприятия Конкурс-представление народной сказки крымских татар.

Конспект мероприятия Конкурс-представление народной сказки крымских татар.

Планируемые результаты: Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. Метапредметные: понимание и сохранение учебной задачи; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные: обобщить знания детей , воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу, познакомить учащихся с изделиями прикладного искус¬ства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Молодому учителю

Категория

Молодому учителю
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект мероприятия Конкурс-представление народной сказки крымских татар.     

   Планируемые результаты:

Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Метапредметные:

понимание и сохранение учебной задачи; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий,

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: обобщить знания детей , воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу, познакомить учащихся с изделиями прикладного искус­ства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас

                                    Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с устным народным творчеством крымских татар.

Знаем мы чудесный дом,

Проживают в доме том

Люди разные, но все же,

Друг на друга так похожи.

 Любят петь они, играть,

Рисовать и танцевать.

Дружно, весело живут,

И гостей там очень ждут!

(Это крымские татары.)

Учитель.

Я крымский татарин

Привет вам привез.

От жителей Крыма,

От крымской земли.

 Сейчас Алим и Эмиль расскажут стихотворения на крымскотатарском языке.

Мен анамнен лаф этем,

Мен бабамнен лаф этем,

Лаф этем - эте осем,

Иылдызларгъа мен этем.(Эмиль)

 

Анна тилини бильсем,

Эм да гузель лаф этсем,

Эр кез айтыр - Машалла

Не де гузель бу бала

Не де гузель бу .бала.(Алим)

Учитель. Ребята, кто нам расскажет об обычаях крымских татар?

Я знаю обычаи крымскотатарской семьи. В этих семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.

А когда выполняют просьбу старших, им говорят «Живи дольше, чем я».

Крымские татары, на берегах Крыма поселились очень-очень давно. Чем же они занимались? (ответы детей) - пчеловодством, охотой, сбором ягод и грибов, рыболовством, скотоводством. А знаете ли вы, кто такие скотоводы?(Ответы)

Учитель:Скотоводы – это люди, которые разводят скот. А какой скот разводили крымские татары? (Дети отвечают- лошади, овцы) Из шкур этих животных выделывали кожу , из шерсти, катали войлок. Делали теплую войлочную обувь, стельки в обувь. Благодаря этим животным у татар всегда было свежее мясо и молоко ( из молока они делали вкусный сыр)В наше время крымские как и ваши родители получили образование и работают по разным профессиям. Это и учителя, и врачи, и водители и др. А еще у татар были большие семьи. Ребята, как вы думаете, кто был главный в семье у русских?

Дети: Папа

Дидактическая игра: «Семья»

Учитель:Cейчас мы с вами поиграем в игру,я буду показывать иллюстрации ,а вы должны сказать ,как это будет на татарском языке.(иллюстрации-папа, мама, дедушка ,бабушка) А у крымских татар старший мужчина семьи - Дедушка. Ребята, по татарски папа- Баба Мама –Ана Дедушка- КъартБаба Бабушка-къартана (карт- значит старый). Давайте все вместе повторим.

Учитель: Ребята и русские и крымские татары не только трудятся, но и любят веселиться. Важным национальным праздником у татар является праздник Кыдырлез Байрам. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Празднуется он в мае, это праздник весны и плодородия. На площадях, в скверах, в парках собираются татарские семьи, молодежь, дети. Все веселятся, обязательно проводится концерт, готовятся горячие кушания и всех присутствующих на празднике угощают. А еще проводится национальная борьба Куреж, борьба с затягиванием пояса. В этот праздник пекут хлебец КЪАЛАКАЙ, КЪАЛАКАЧ или КАЛАЧ. На землю стелится ткань, хлебец пускают по этой ткани и смотрят урожайный будет год или нет.

А сейчас мы поговорим с вами еще об одном обычае-о чаепитии.

Есть у нас обычай такой,

Его мы любим всей душой!

Чашечку чая мы вам предлагаем,

Ручку мы к вам повернем.

Это значит – мы вас уважаем,

В гости сердечно зовем.

Чтение учителем крымскотатарской народной сказки « Сказка о Хаджи Тильки и правоверных пилигримах».

Конкурс-представление  народной сказки крымских татар.

 

Учитель - Независимо, кто мы: украинцы, русские или татары - мы все большая семья. Мы все - народы нашего Крыма. Поэтому жить нужно дружно, нужно помогать друг другу, уважать друг друга, уважать свои традиции и традиции других народов.

Даже если мало места,

Все равно нам здесь не тесно.

Вместе мы одна семья

Все народы здесь друзья.

Как повезло тебе и мне,

Мы родились в такой стране.

Где люди все – одна семья,

Куда ни глянь – кругом друзья!                

 

Приложение:

Сказка о Хаджи Тильки и правоверных пилигримах.

Однажды петух, курица, индюк, гусь и утка порешили пойти в Мекку на поклонение святым местам. Вот двинулись они в путь, а дорога была неблизкая. Шли они, шли — сорок дней и сорок ночей шли, а на сорок первый день встретился им в лесу Тильки, который так же, как и они, был облачен в одежду хаджи. Тильки ласково поклонился паломникам и приветствовал их.
— Селям алейкум, хаджи агалар! В какие края направил Аллах ваши благословенные стопы?
— Алейкум селям, ага,— ответили пилигримы.— Держим мы путь, коли на то будет воля Аллаха, в Мекку, на поклонение бороде пророка. По твоему облачению видим мы, что и ты тоже решил замаливать свои грехи у священного камня Каабы.
— Совершенно верно, дорогие друзья, — ответил хитрый лис, — вы угадали мое намерение. Я так же, как и вы, направляюсь в Мекку и принял бы за великую честь, если бы вы сочли меня достойным себе спутником и позволили присоединиться к вашему благочестивому обществу.
— Отчего же, — сказал гусь, — мы с радостью примем тебя в свою компанию, кого же и принимать нам в товарищи, если не тебя — святого хаджи, богоугодного пилигрима?
Обрадованный лис тотчас же присоединился к путешественникам и начал обдумывать, какою бы хитростью заманить их в свою нору. Вскоре богомольцы поравнялись с его жилищем, и Тильки обратился к ним с почтительной речью:
— О, друзья мои, благословенные Мухаммедом. Идете вы из далеких стран и, как я вижу, сильно утомились. Не откажите, прошу вас, принять мое гостеприимство, да наградит вас за это великий Аллах. Войдите в мой сераль и отдохните как следует. А завтра подкрепимся, помолимся всем джемаатом Аллаху и с новыми силами двинемся в дальнейший путь.
— Велик Аллах, пославший нам тебя в счастливый час, добрый хаджи! — воскликнула курица. — С радостью примем мы приглашение и воспользуемся твоим гостеприимством.
— Как видно, сам пророк посоветовал тебе сделать такое добродетельное предложение, — добавил индюк, утомившийся больше всех. — Да будет благословен час, когда мы встретили тебя!
А утка подняла глаза к небу и воздала про себя восхваление Аллаху.
Вся процессия тотчас же направилась в сераль ласкового хозяина. Но петух, который всегда во всем сомневался, почуял в приглашении что-то неладное, остановился у самой норы и заявил:
— О, святой хаджи! Нет предела твоей добродетели и благочестию! Пусть имя твое будет восхваляться каждым правоверным, и дела твои, записанные в книгу пророка, станут примером для всех ищущих святой жизни. Но позволь мне, прежде чем осчастливить себя посещением твоей благословенной обители, немного побыть здесь на воздухе, чтобы подготовить себя к столь высокой чести.
С этими словами петух поднялся на самую высокую ветку соседнего дерева и стал следить за тем, что будет дальше. А лукавый хаджи Тильки, впустив пилигримов в комнату, закрыл за ними двери и незаметно запер их на замок. Потом он обратился к гостям и сказал:
— А ну-ка, дорогие гости, предъявите документы, подтверждающие ваше происхождение и род занятий.
Удивленные паломники в один голос заявили, что документов они с собой не взяли, так как считали, что чалма на голове является самым лучшим доказательством их благочестивых намерений.
— Так значит, вы не знаете законов султана! — воскликнул лис. — Ведь мы находимся в его владениях, а всякий, вступающий в эту страну, обязан предъявить доказательство своей благонадежности. Так как документов у вас нет и вас все равно повесят, то не лучше ли будет, о, правоверные, если я вас, да продлит Аллах ваши дни, съем и, тем самым, спасу от неугодной Богу смерти.
Так как двери были заперты и гостям все равно деваться было некуда, то пришлось согласиться с убедительными доводами хозяина. И добрый Тильки, вняв желаниям пилигримов, отправил их души навстречу святому фериште.
Когда же и от индюка остался только хвост да косточки, наступил рассвет и подошел час утренней молитвы.
Петух, который сидел всю ночь на дереве, захлопал крыльями и стал призывать правоверных к восхвалению пророка.
— Ля иллях иль Алла, кукареку!! — закричал он во все горло. — Нет Бога, кроме Бога, и Магомет пророк его. Кукареку, о, правоверные!
Тильки услышал священный призыв и вышел из сераля, чтобы приготовиться к молитве. Увидев, что это взывает петух, он поклонился ему и сказал:
— О, благоверный мулла, спускайтесь с минарета и пойдемте совершим намаз вместе в моей сакле. Я хочу, чтобы вы присоединились ко всему благочестивому джемаату!
— О, святой хаджи, — ответил на это петух. — Мне кажется, что спутники мои уже покинули твой сераль. А ты разве не знаешь, что согласно воле пророка из двух человек составить джемаат нельзя. Аллах все равно не примет такой молитвы. Впрочем, утешься. Вон там, я вижу, приближается к нам охотник с двумя собаками. Сейчас они будут здесь, впятером мы составим законный джемаат и сообща воздадим утреннюю хвалу пророку.
— Хорошо, — сказал лис, — только подожди меня минутку. Я вспомнил, что еще не подготовил абдест. Я в одно мгновение сбегаю, чтобы сделать необходимые приготовления и немедленно же вернусь сюда.
И, не дожидаясь ответа петуха, добродетельный хаджи с такой быстротой устремился в чащу леса, что только его там и видели. А находчивый «мулла», видя, что нельзя терять ни одной минуты, спрыгнул со своего минарета и пустился бежать в другую сторону, воздавая Аллаху единолично хвалу за свое спасение.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

кечкен мевзу боюнджа талебелернинъ бильгилерини умумийлештирмек, текрарламакъ, сёзнинъ манасына эсасланып, ургъу къоймагъа алышув. Огретюв: огретиджилернинъ ургъу, ургъулы ве ургъусыз эджалар акъкъында бильгилерни къавийлештирюв, ургъунынъ сёзлерде ролюни бильдирмек. Инкишаф этюв: къыясламакъ, фикир этмек, нетидже чыкъармакъ.
0 ₽
Незакетлигини тербие этюв, медениетли къонушувнынъ къабилиетлерини тербие этюв. незакетлигини тербие этюв. Окъув макъсады: «незакетли сёзлер» мевзу боюнджа сёз байлыгъыны зенгинлештирюв, адамларнынъ арасында незакетли мунасебетини шекиллендирюв. Инкишаф этюв макъсады: хатираны, дикъкъатыны, тюшюнджени инкишаф этюв, нутукъны, коммуникатив къабилиетлерини инкишаф этюв. Тербие макъсады: нутукънынъ, къонушувнынъ медениетини тербиелемек.
0 ₽
Планируемые результаты: Предметные: научиться различать понятия звук и буква Личностные: формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, пользоваться диалогической речью. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять анализ объектов, использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения учебных задач
0 ₽