Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Молодому учителю
  3. Конспект мероприятия Конкурс-представление народной сказки крымских татар.

Конспект мероприятия Конкурс-представление народной сказки крымских татар.

Планируемые результаты: Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. Метапредметные: понимание и сохранение учебной задачи; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные: обобщить знания детей , воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу, познакомить учащихся с изделиями прикладного искус¬ства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Молодому учителю

Категория

Молодому учителю
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект мероприятия Конкурс-представление народной сказки крымских татар.     

   Планируемые результаты:

Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Метапредметные:

понимание и сохранение учебной задачи; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий,

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: обобщить знания детей , воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу, познакомить учащихся с изделиями прикладного искус­ства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас

                                    Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с устным народным творчеством крымских татар.

Знаем мы чудесный дом,

Проживают в доме том

Люди разные, но все же,

Друг на друга так похожи.

 Любят петь они, играть,

Рисовать и танцевать.

Дружно, весело живут,

И гостей там очень ждут!

(Это крымские татары.)

Учитель.

Я крымский татарин

Привет вам привез.

От жителей Крыма,

От крымской земли.

 Сейчас Алим и Эмиль расскажут стихотворения на крымскотатарском языке.

Мен анамнен лаф этем,

Мен бабамнен лаф этем,

Лаф этем - эте осем,

Иылдызларгъа мен этем.(Эмиль)

 

Анна тилини бильсем,

Эм да гузель лаф этсем,

Эр кез айтыр - Машалла

Не де гузель бу бала

Не де гузель бу .бала.(Алим)

Учитель. Ребята, кто нам расскажет об обычаях крымских татар?

Я знаю обычаи крымскотатарской семьи. В этих семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.

А когда выполняют просьбу старших, им говорят «Живи дольше, чем я».

Крымские татары, на берегах Крыма поселились очень-очень давно. Чем же они занимались? (ответы детей) - пчеловодством, охотой, сбором ягод и грибов, рыболовством, скотоводством. А знаете ли вы, кто такие скотоводы?(Ответы)

Учитель:Скотоводы – это люди, которые разводят скот. А какой скот разводили крымские татары? (Дети отвечают- лошади, овцы) Из шкур этих животных выделывали кожу , из шерсти, катали войлок. Делали теплую войлочную обувь, стельки в обувь. Благодаря этим животным у татар всегда было свежее мясо и молоко ( из молока они делали вкусный сыр)В наше время крымские как и ваши родители получили образование и работают по разным профессиям. Это и учителя, и врачи, и водители и др. А еще у татар были большие семьи. Ребята, как вы думаете, кто был главный в семье у русских?

Дети: Папа

Дидактическая игра: «Семья»

Учитель:Cейчас мы с вами поиграем в игру,я буду показывать иллюстрации ,а вы должны сказать ,как это будет на татарском языке.(иллюстрации-папа, мама, дедушка ,бабушка) А у крымских татар старший мужчина семьи - Дедушка. Ребята, по татарски папа- Баба Мама –Ана Дедушка- КъартБаба Бабушка-къартана (карт- значит старый). Давайте все вместе повторим.

Учитель: Ребята и русские и крымские татары не только трудятся, но и любят веселиться. Важным национальным праздником у татар является праздник Кыдырлез Байрам. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Празднуется он в мае, это праздник весны и плодородия. На площадях, в скверах, в парках собираются татарские семьи, молодежь, дети. Все веселятся, обязательно проводится концерт, готовятся горячие кушания и всех присутствующих на празднике угощают. А еще проводится национальная борьба Куреж, борьба с затягиванием пояса. В этот праздник пекут хлебец КЪАЛАКАЙ, КЪАЛАКАЧ или КАЛАЧ. На землю стелится ткань, хлебец пускают по этой ткани и смотрят урожайный будет год или нет.

А сейчас мы поговорим с вами еще об одном обычае-о чаепитии.

Есть у нас обычай такой,

Его мы любим всей душой!

Чашечку чая мы вам предлагаем,

Ручку мы к вам повернем.

Это значит – мы вас уважаем,

В гости сердечно зовем.

Чтение учителем крымскотатарской народной сказки « Сказка о Хаджи Тильки и правоверных пилигримах».

Конкурс-представление  народной сказки крымских татар.

 

Учитель - Независимо, кто мы: украинцы, русские или татары - мы все большая семья. Мы все - народы нашего Крыма. Поэтому жить нужно дружно, нужно помогать друг другу, уважать друг друга, уважать свои традиции и традиции других народов.

Даже если мало места,

Все равно нам здесь не тесно.

Вместе мы одна семья

Все народы здесь друзья.

Как повезло тебе и мне,

Мы родились в такой стране.

Где люди все – одна семья,

Куда ни глянь – кругом друзья!                

 

Приложение:

Сказка о Хаджи Тильки и правоверных пилигримах.

Однажды петух, курица, индюк, гусь и утка порешили пойти в Мекку на поклонение святым местам. Вот двинулись они в путь, а дорога была неблизкая. Шли они, шли — сорок дней и сорок ночей шли, а на сорок первый день встретился им в лесу Тильки, который так же, как и они, был облачен в одежду хаджи. Тильки ласково поклонился паломникам и приветствовал их.
— Селям алейкум, хаджи агалар! В какие края направил Аллах ваши благословенные стопы?
— Алейкум селям, ага,— ответили пилигримы.— Держим мы путь, коли на то будет воля Аллаха, в Мекку, на поклонение бороде пророка. По твоему облачению видим мы, что и ты тоже решил замаливать свои грехи у священного камня Каабы.
— Совершенно верно, дорогие друзья, — ответил хитрый лис, — вы угадали мое намерение. Я так же, как и вы, направляюсь в Мекку и принял бы за великую честь, если бы вы сочли меня достойным себе спутником и позволили присоединиться к вашему благочестивому обществу.
— Отчего же, — сказал гусь, — мы с радостью примем тебя в свою компанию, кого же и принимать нам в товарищи, если не тебя — святого хаджи, богоугодного пилигрима?
Обрадованный лис тотчас же присоединился к путешественникам и начал обдумывать, какою бы хитростью заманить их в свою нору. Вскоре богомольцы поравнялись с его жилищем, и Тильки обратился к ним с почтительной речью:
— О, друзья мои, благословенные Мухаммедом. Идете вы из далеких стран и, как я вижу, сильно утомились. Не откажите, прошу вас, принять мое гостеприимство, да наградит вас за это великий Аллах. Войдите в мой сераль и отдохните как следует. А завтра подкрепимся, помолимся всем джемаатом Аллаху и с новыми силами двинемся в дальнейший путь.
— Велик Аллах, пославший нам тебя в счастливый час, добрый хаджи! — воскликнула курица. — С радостью примем мы приглашение и воспользуемся твоим гостеприимством.
— Как видно, сам пророк посоветовал тебе сделать такое добродетельное предложение, — добавил индюк, утомившийся больше всех. — Да будет благословен час, когда мы встретили тебя!
А утка подняла глаза к небу и воздала про себя восхваление Аллаху.
Вся процессия тотчас же направилась в сераль ласкового хозяина. Но петух, который всегда во всем сомневался, почуял в приглашении что-то неладное, остановился у самой норы и заявил:
— О, святой хаджи! Нет предела твоей добродетели и благочестию! Пусть имя твое будет восхваляться каждым правоверным, и дела твои, записанные в книгу пророка, станут примером для всех ищущих святой жизни. Но позволь мне, прежде чем осчастливить себя посещением твоей благословенной обители, немного побыть здесь на воздухе, чтобы подготовить себя к столь высокой чести.
С этими словами петух поднялся на самую высокую ветку соседнего дерева и стал следить за тем, что будет дальше. А лукавый хаджи Тильки, впустив пилигримов в комнату, закрыл за ними двери и незаметно запер их на замок. Потом он обратился к гостям и сказал:
— А ну-ка, дорогие гости, предъявите документы, подтверждающие ваше происхождение и род занятий.
Удивленные паломники в один голос заявили, что документов они с собой не взяли, так как считали, что чалма на голове является самым лучшим доказательством их благочестивых намерений.
— Так значит, вы не знаете законов султана! — воскликнул лис. — Ведь мы находимся в его владениях, а всякий, вступающий в эту страну, обязан предъявить доказательство своей благонадежности. Так как документов у вас нет и вас все равно повесят, то не лучше ли будет, о, правоверные, если я вас, да продлит Аллах ваши дни, съем и, тем самым, спасу от неугодной Богу смерти.
Так как двери были заперты и гостям все равно деваться было некуда, то пришлось согласиться с убедительными доводами хозяина. И добрый Тильки, вняв желаниям пилигримов, отправил их души навстречу святому фериште.
Когда же и от индюка остался только хвост да косточки, наступил рассвет и подошел час утренней молитвы.
Петух, который сидел всю ночь на дереве, захлопал крыльями и стал призывать правоверных к восхвалению пророка.
— Ля иллях иль Алла, кукареку!! — закричал он во все горло. — Нет Бога, кроме Бога, и Магомет пророк его. Кукареку, о, правоверные!
Тильки услышал священный призыв и вышел из сераля, чтобы приготовиться к молитве. Увидев, что это взывает петух, он поклонился ему и сказал:
— О, благоверный мулла, спускайтесь с минарета и пойдемте совершим намаз вместе в моей сакле. Я хочу, чтобы вы присоединились ко всему благочестивому джемаату!
— О, святой хаджи, — ответил на это петух. — Мне кажется, что спутники мои уже покинули твой сераль. А ты разве не знаешь, что согласно воле пророка из двух человек составить джемаат нельзя. Аллах все равно не примет такой молитвы. Впрочем, утешься. Вон там, я вижу, приближается к нам охотник с двумя собаками. Сейчас они будут здесь, впятером мы составим законный джемаат и сообща воздадим утреннюю хвалу пророку.
— Хорошо, — сказал лис, — только подожди меня минутку. Я вспомнил, что еще не подготовил абдест. Я в одно мгновение сбегаю, чтобы сделать необходимые приготовления и немедленно же вернусь сюда.
И, не дожидаясь ответа петуха, добродетельный хаджи с такой быстротой устремился в чащу леса, что только его там и видели. А находчивый «мулла», видя, что нельзя терять ни одной минуты, спрыгнул со своего минарета и пустился бежать в другую сторону, воздавая Аллаху единолично хвалу за свое спасение.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

кечкен мевзу боюнджа талебелернинъ бильгилерини умумийлештирмек, текрарламакъ, сёзнинъ манасына эсасланып, ургъу къоймагъа алышув. Огретюв: огретиджилернинъ ургъу, ургъулы ве ургъусыз эджалар акъкъында бильгилерни къавийлештирюв, ургъунынъ сёзлерде ролюни бильдирмек. Инкишаф этюв: къыясламакъ, фикир этмек, нетидже чыкъармакъ.
0 ₽
Незакетлигини тербие этюв, медениетли къонушувнынъ къабилиетлерини тербие этюв. незакетлигини тербие этюв. Окъув макъсады: «незакетли сёзлер» мевзу боюнджа сёз байлыгъыны зенгинлештирюв, адамларнынъ арасында незакетли мунасебетини шекиллендирюв. Инкишаф этюв макъсады: хатираны, дикъкъатыны, тюшюнджени инкишаф этюв, нутукъны, коммуникатив къабилиетлерини инкишаф этюв. Тербие макъсады: нутукънынъ, къонушувнынъ медениетини тербиелемек.
0 ₽
Планируемые результаты: Предметные: научиться различать понятия звук и буква Личностные: формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, пользоваться диалогической речью. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять анализ объектов, использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения учебных задач
0 ₽