Урок № 4
Тема: История изучения клетки. Клеточная теория
Тип урока: урок «открытие» новых знаний.
Цель урока: знакомство учащихся с историей изучения клетки; выявление ранее изученных знаний по теме «Клеточная теория».
Задачи урока:
Образовательные задачи: организация деятельности учащихся для изучения ими истории изучения клетки и создания клеточной теории.
Воспитательные задачи: развитие стремления добиваться высоких результатов в работе.
Развивающие задачи: развитие у учащихся мотивации на осуществление учебной деятельности
Формирование УУД:
Личностные: развитие интереса к познанию живого; поиск вариантов практического применения знаний о клетке и клеточной теории в настоящее время.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
Коммуникативные: формирование уважительного отношения к учителю и одноклассникам.
Познавательные: осмысление новых мировоззренческих идей урока на основе изучения работ биологов-классиков.
Этап урока | Ход урока и деятельность учителя | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1-2 минуты) | Приветствие. Проверка готовности кабинета и класса к уроку. Проверка отсутствующих. | Приветствуют учителя и повторяют тему прошлого урока. | |
Актуализация знаний (4-5 минут) | Фронтальный опрос: Какие бывают организмы по строению? В чем выражается особенность одноклеточного организма? В чем выражается особенность многоклеточного организма? | Проверяет знания по прошлой теме. Помогает, если возникли затруднения. | Отвечают на вопросы учителя. |
Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Одни — всего лишь из одной клетки (многие бактерии и протесты), другие являются многоклеточными. Клетка — элементарная структурная и функциональная единица организма, обладающая всеми основными признаками живого. В каждой клетке содержится наследственный материал, в котором заключена информация обо всех признаках и свойствах данного организма. Для того чтобы понять, как существует и работает живой организм, необходимо знать, как организованы и функционируют клетки. Многие процессы, присущие организму в целом, протекают в каждой его клетке (например, синтез органических веществ, дыхание и др.). Изучением строения клетки и принципов ее жизнедеятельности занимается цитология. И на сегодняшнем у нас будет краткий экскурс в историю изучения клетки. | Подводит учащихся к осознанию целей и задач. | С помощью учителя формулируют тему и задачи урока. |
Открытие нового знания (7-8 минут) | Сейчас мы с вами просмотрим ролик, и вам надо будет по ходу просмотра заполнить таблицу. Просмотр видеоролика и заполнение по нему таблицы «История изучения клетки». |
Год | Ученый | Вклад в изучение клетки |
Организует индивидуальную работу учащихся. Акцентирует внимание на материале, который необходимо указать в таблице.
Смотрят видеоролик и заполняют таблицу.
Первичное закрепление (4-5 минут)
В результате изучения клетки сложилась клеточная теория.
В 1838 г. была опубликована работа немецкого ботаника М. Шлейдена, в которой он высказал идею о том, что клетка является основной структурной единицей растений. Основываясь на работе М. Шлейдена, немецкий зоолог и физиолог Т. Шванн всего через год опубликовал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой рассматривал клетку как универсальный структурный компонент животных и растений. Т. Шванн сделал ряд обобщений, которые впоследствии назвали клеточной теорией.
В настоящее время клеточная теория включает следующие основные положения.
Клетка — элементарная структурная и функциональная единица живых организмов, которая обладает всеми признаками и свойствами живого.
Клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности.
Клетки образуются путем деления исходной материнской клетки.
Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную систему тканей, органов и систем органов.
Обобщает материал по сегодняшней теме и диктует то, что необходимо записать.
Записывают материал.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (7-8 минут)
Как вы понимаете следующие утверждения?
Клетка – это элементарная единица жизни.
Клетка – это открытая биологическая система.
Запишите свой ответ в тетради.
Организует индивидуальную работу.
В тетрадях отвечают на вопросы и пишут свое обоснование к ответам.
Включение новых знаний в систему знаний и повторение (4-5 минут)
Дайте определение понятиям «клетка» и «цитология».
Как вы думаете, в каких областях биологии вы можете применить знания о клетке?
Организует фронтальную работу по пройденному на уроке материалу. Проверяет его усвоение.
В тетрадях отвечают на вопросы и потом зачитывают ответы в слух.
Рефлексия деятельности (1-2 минуты)
Учащиеся должны закончить предложение: «Самым полезным и интересным на уроке для меня
было…»
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили.
Объясняет домашнее задание.
Проводят самооценку своей работы на уроке. Записывают домашнее задание.
Ссылки:
Видео «Клеточная теория» – https://youtu.be/Mu2zJWES7eY