КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Группа:подготовительная
Тема: «Ветер, ветер, ветерок»
Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о воздухе.
2. Развивать навыки проведения опытов.
3. Совершенствовать навыки техники дыхания.
4. Закладывать в детях первоначальные элементы экологической культуры.
5. Воспитать культуру общения, активизировать речевую деятельность.
Методические приёмы: Эксперименты, проводимые воспитателем совместно с детьми; художественное слово (загадки, стихи о ветре); дыхательная гимнастика; игра; сюрпризный момент.
Оборудование: воздушный шарик с запиской, целлофановые пакетики (можно несколько штук, можно на каждого ребенка), 2-3 стеклянных стакана, 2-3 миски с водой, трубочки по количеству детей, пустые картонные коробочки разные по размеру и весу, фен или небольшой вентилятор.
Ход:
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и прислушаемся, что вы слышите?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель:А я слышу шелест листвы и представляю, как по нашей группе летает ветерок, свежий, лёгкий. Слышите?
А может, мы с вами, превратимся в деревца и представим, что ветерок колышет наши веточки?
Физминутка: «Ветер дует нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами слушали ветерок, он побывал у нас в группе и принёс нам воздушный шарик. Давайте посмотрим, что там написано. (Воспитатель читает записку, прикрепленную к шарику). Здесь загадка, внимательно её послушайте:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час
Но невидим он для нас.
Что это? (воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, проведём опыты, как настоящие учёные. И для этого у нас есть лаборатория превращений воздуха.
(заходим в импровизированную лабораторию)
Воспитатель: Ребята, а кто видел воздух? Может, его и нет вовсе? (ответы детей) Давайте сейчас с вами это проверим.
ОПЫТ № 1.
С ПАКЕТИКАМИ
Воспитатель: Что у нас в пакетиках?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? Почему его называют невидимкой?
Дети: Воздух прозрачный, значит через него всё видно.
ОПЫТ № 2.
СО СТАКАНОМ
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руке?
Дети: Стакан.
Воспитатель: А из чего он сделан?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Значит стакан стеклянный. Посмотрите через него, вы видите что-нибудь.
Дети: Да!
Воспитатель: Значит стакан, какой?
Дети: Прозрачный.
Воспитатель: А как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нём что-нибудь? (ответы детей)
Воспитатель: А мы сейчас проверим.
Воспитатель: На столе мисочки с водой и стаканчики. Надо перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в миску. Держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Воспитатель: Мы узнали, что в стакане есть воздух, и он не пускает туда воду. А теперь немного наклоним стакан, что появляется в воде?
Дети: (пузырьки)
Воспитатель: Правильно, воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. А как ещё можно увидеть воздух? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте возьмём трубочку, опустим её в воду и подуем. Что выходит из воды с пузырьками?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами выдохнули воздух, потому что все люди дышат воздухом. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет!
ОПЫТ № 3
С БУМАЖНЫМИ САЛФЕТКАМИ «ВЕТЕРОК В МОЕМ ОКОШКЕ»
Цель: наглядно показать детям, что ветер не видим, но его можно почувствовать.
Воспитатель: Возьмите бумажную салфетку пальцами обеих рук, получилось «оконце со шторкой». Подуйте на шторку, что произошло, отчего шторка приподнялась?
Вывод:Мы дули – создавали ветерок, который и приподнимал «шторку на оконце».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое ветер?
(ответы детей)
Воспитатель: Ветер - это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Ветер обладает силой. Он умеет двигать корабли, надувая паруса, вращать мельницы, сгибать деревья. А может ли ветер навредить человеку?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ветер бывает разный: ураган, смерч, суховей, могут навредить людям, а лёгкий спокойный ветерок, приносит прохладу.
Ветер сильный и могучий,
Он собрал над домом тучи,
Дождь стучит, как барабан,
Дирижёром -
(ураган).
Если ветер жаром веет,
Он зовётся –
(суховеем)
Гонит он песок и пыль
Гнёт к земле в степи ковыль.
Этот ветер, знать всем надо,
Называется – (торнадо)
Захватил всех вихрем он
Закрутил со всех сторон.
Элли в сказку он умчал
И внезапно замолчал.
ОПЫТ № 4
«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР, СЛАБЫЙ ВЕТЕР»
Цель: познакомить детей с силой ветра.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть лежащие на столе коробочки. Предлагает потрогать их, определить какие они по весу: лёгкие или тяжёлые.
Затем воспитатель проводит эксперимент. Берёт трубочку и начинает дуть через неё на коробочки, они остаются лежать на столе. Ветер слабый не сдувает предметы. Предлагает ребятам вместе подуть через трубочки на коробочки.
Затем воспитатель берёт фен и направляет его на детей они «трогают» воздух. После этого воспитатель направляет струю воздуха на коробочки, и они падают со стола на пол. Ветер сильный – сдувает предметы.
После проведения эксперимента воспитатель подводит детей к выводу о силе ветра.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем определить, есть на улице ветер?
Дети: По деревьям, с помощью ленточки, вертушки.
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы ребята, мы узнали много интересного, давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились?
Какой опыт вам больше понравился?