Конспект НОД
«В гостях у лесных жителей»
средняя группа
Автор: Пантелеева
Анжела Николаевна
Воспитатель
Цель:формирование экологических представлений детей через углубление знаний о диких животных.
Задачи:
- формировать знания о характерных особенностях диких животных;
- развивать навыки речевого общения;
- активировать словарный запас детей по теме НОД;
- способствовать развитию познавательного интереса:
- воспитывать заботливое отношение к окружающей природе, животным.
Материалы и оборудование: столы, стулья по количеству детей, мольберт, белая ткань, мешочек, снежинки, большая снежинка-гостья, корзинка, 2 подноса, угощения, разнообразные предметы, заяц, счетные палочки, тарелочки, белка, еж, елки, орехи, шишки, ленточки, карточки-правила поведения в лесу, карточки-символы.
Ход:
Дети садятся полукругом перед воспитателем.
В группе выделены три стола с оформлением по содержанию НОД.
Мольберт с карточками-символами отвернут от детей или накрыт тканью.
Воспитатель:Ребята! Сегодня, на пороге нашей группы, я нашла снежинку.
Воспитатель показывает снежинку детям, подкидывает ее вверх.
Воспитатель:Какая она?
Дети:Легкая, белоснежная, красивая, узорчатая, летающая.
Воспитатель:А что мы с вами можем с ней сделать?
Дети:Нарисовать, вырезать подружек, подбрасывать вверх.
Воспитатель:Давайте с ней поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: Отлично! Протяните ладошки вперед.
Релаксация «Снежинки»
На ладошку сели легкие снежинки, (поглаживают ладошки)
В гости прилетели белые пушинки, (машут руками)
Мы на них подуем, чтобы закружились, (дуют на ладошки)
С вами гостьи милые, дети подружились (обнимают себя)
Воспитатель:У вас отлично получилось. А на снежинке что-то написано. Хотите прочитаю?
Дети: Очень хотим!
Воспитатель читает письмо от снежинки.
Воспитатель:«Здравствуйте, ребята! Прилетела я к вам в детский сад с просьбой: «Совсем одиноко и голодно стало в лесу. Помогите лесным жителям». И больше ничего не написано. Как же мы можем помочь?
Дети:Сходить в гости к лесным жителям. Покормить их.
Воспитатель: А что если позже сделать выставку о животных, которых мы увидим, для ваших родителей...
Дети: Конечно, нарисуем.
Воспитатель:Что нам нужно узнать, чтобы рисунки получились более точными?
Дети:(постановка цели детьми) Вспомнить, как выглядят животные? Посмотреть, где они живут? Что едят?
Воспитатель: Как интересно! Пойдем мы в лес не с пустыми руками - возьмем угощение!
Воспитатель достает корзинку и поднос с разнообразными предметами:
кегля, морковка, мед, мяч, машинка, яблоко, гриб и т.д. Дети выбирают угощения.
Воспитатель:Угощение готово, но прежде чем отправится в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Воспитатель раскладывает карточки-подсказки «Правила поведения в лесу».
Дети:Нужно не шуметь, не ломать ветки, на забирать животных домой, идти рядом с взрослым, смотреть под ноги.
Воспитатель:Согласна с вами. Идти будем тихо, чтобы не спугнуть лесных жителей. И только снежинки под ногами: скрип-скрип, скрип-скрип.
Воспитатель и дети, произнося слова - скрип-скрип - подходят к первому столу.
На нем сидит заяц около «сугроба» (белая ткань с нарисованными снежинками).
Под тканью спрятаны тарелочки со счетными палочками.
Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает!
Дети: Это заяц.
Воспитатель:Как он выглядит?
Дети: Шубка у зайца белая, мягкая, теплая, пушистая. Длинные уши, короткий хвост.
Воспитатель: А еще у зайца задние лапы длинные и сильные, чтобы прыгать и отбиваться от врагов было легче. А почему заяц зимой белый?
Дети:Чтобы его было не видно на белом снегу, заяц зимой сменил серую шубку на белую.
Воспитатель: Что же ест заяц зимой в лесу?
Дети: Кору дерева и веточки, сухую травку ищет под снегом.
Воспитатель:Ребята, а ведь мы с вами взяли с собой гостинцы! Чем бы зайку угостить?
Дети выбирают гостинец из корзинки.
Дети: Морковкой. Зайцы ее любят.
Воспитатель: Посмотрите под сугробом лежат палочки. Может, мы из них сделаем много морковок, чтобы и другим зайцам досталось угощение?
Дети: Обязательно сделаем.
Дети выкладывают морковки из счетных палочек.
Воспитатель:Не будем мешать, пусть заяц грызет морковку. Пойдемте дальше. И только снежок: скрип-скрип, скрип-скрип.
Воспитатель и дети, произнося слова - скрип-скрип - подходят ко второму столу.
На нем елки и спрятанная белочка, тарелочки с шишками, орешками, ленточками.
Воспитатель:Смотрите сколько здесь деревьев! Что это за дерево?
Дети: Елочка.
Воспитатель: Ой, ребята, кто это спрятался? Только ушки торчат.
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы узнать, кто из вас прав, отгадайте загадку.
Я люблю орешки,
А наряд мой прост:
Меховая шубка
Да пушистый хвост.
Дети: Мы же говорили, что это, белка.
Воспитатель:И были правы. Белка - маленький, безобидный зверек. Зимой свою рыжую шубку белка меняет, на более теплую - серенькую. У нее сильные задние лапы, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост, как парашют, помогает держаться в воздухе. А как же белочка готовится к зиме?
Дети:Белка на зиму делает запасы: ягоды, грибы, орехи.
Воспитатель:И наша белочка сделала запасы. Да вот налетел сильный ветер и разбросал все. Белочка увидела это и расстроилась. Как же она теперь перезимует?
Ответы детей.
Воспитатель:Поможем ей собрать орехи и шишки на ленточки?
Дети: Конечно, поможем.
Дети нанизывают орехи и шишки на ленточки.
Воспитатель: Вы помогли белочке. Теперь она спрячет запасы в свой домик. Как же он называется?
Дети: Дупло. Оно высоко на дереве. В дупле белке тепло.
Воспитатель: Верно.
Дети:Угощайся, белочка!
Воспитатель:А мы пойдем дальше, и только снежок: скрип-скрип, скрип-скрип.
Дети, произнося слова - скрип-скрип - подходят к третьему столу.
На столе импровизированный сугроб, а под ним еж.
Вокруг сугроба лежат снежинки.
Воспитатель:Тише, тише не шумите, кто-то спит в норке под снегом. Давайте аккуратно заглянем туда.
Воспитатель приподнимает ткань, прикладывает указательный палец к губам.
Дети:(шепотом)Это ежик.
Воспитатель и дети продолжают беседу шепотом.
Воспитатель: А кто еще зимой впадает в спячку?
Дети:Косолапый медведь. Он только весной просыпается.
Воспитатель: И где спит медведь?
Дети: В берлоге.
Воспитатель:Правильно. Медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю зиму спят до весны. И ежа будить не будем. Пусть спит в своей норе. Весной его угостим молоком. А вы знаете, что хотя снег и холодный, растениям и животным от него становится теплее. Чтобы ежику было еще уютнее, сделаем сугроб повыше. Мы с вами разложим снежинки. Те, которые побольше положим около сугроба, а маленькие на сугроб.
Дети раскладывают снежинки.
Воспитатель: Теперь ежу и сильные морозы не страшны. Мы с вами уже долго гуляем в лесу. Надо согреться. Пойдемте со мной на полянку и поиграем.
Воспитатель и дети выходят на свободное пространство.
Игра-физкультминутка: «Угадай, что мы покажем»
Собрались ребята вместе, (шагают)
Не сидят они на месте. (прыгают)
Вдруг решили поиграть (поворачиваются в стороны, пожимают плечами)
И кого-то показать.
Ты, дружочек, не зевай (машут указательным пальцем)
Что покажем, угадай! (по окончанию слов, замирают - показывают животное)
Выбирается один ребенок. Он отворачивается, а остальные дети с воспитателем договариваются, какое животное будут показывать. Выбранный ребенок отгадывает и выбирает следующего игрока, который будет отгадывать.(2-3 раза)
Воспитатель:Скажите, дети, а заяц, белка, лиса, еж, волк и медведь - это дикие или домашние животные?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Верно. А почему вы так решили?
Дети: Дикими животными их называют потому, что они живут в лесу и сами себе добывают корм.
Воспитатель:Но все же есть люди, которые заботятся о лесных жителях. Как вы думаете, кто эти люди?
Ответы детей
Воспитатель:Интересные ответы. Человек, который хорошо знает лес, заботится о животных - лесник. Как вы думаете, чем он еще занимается?
Дети:Лесник охраняет лес, следит за порядком. Он сажает новые деревья, бережет лес от пожара. Лесник кормит животных, особенно зимой, когда мало еды. Если животное ранено, то лечит его.
Воспитатель: Мы тоже сегодня позаботились о лесных жителях. Оставим для них корзинку со всеми угощениями.
Дети и воспитатель оставляют корзинку на столе у ежика.
Воспитатель: А нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Снег глубокий, выше ноги поднимайте. И только снежинки под ногами: скрип-скрип, скрип-скрип.
Дети и воспитатель подходят к мольберту с карточками-символами.
За мольбертом воспитатель замечает мешочек с сюрпризом. Там же поднос.
Воспитатель:Вот мы и в детском саду. Посмотрите на мольберт. На нем разные картинки. Как вы думаете, о чем они говорят?
Дети:Они рассказывают, где мы были, кого видели и что делали.
Воспитатель:Верно. А еще, пока мы были в лесу, у нас в группе появился такой красивый мешочек. Что же в нем?
Ответы детей
Воспитатель:Смотрите, какие красивые снежинки! Наверно, это подружки нашей снежинки-гостьи. Как вы считаете, они могут растаять?
Дети: Нет. Ведь они бумажные.
Воспитатель:Тогда вы можете взять по две снежинки в теплые ладошки. Одну - поместите на мольберт около животного, которое вам больше всех понравилось. А вторую - вы можете забрать себе.
Воспитатель рассыпает снежинки на подносе.
Дети располагают их рядом с карточками-символами.
Вместе обсуждают, какое животное больше всего понравилось и почему.
Воспитатель:Думаю, мы выполнили просьбу снежинки. А сможете ли вы нарисовать животных и лес?
Дети: Конечно! Мы вспомнили, как выглядят лесные жители. Что они едят и где живут. А я нарисую рядом с зайцем лесника.
Воспитатель: Тогда буду ждать ваших рисунков для выставки.
Выставка оформляется творческими работами детей и снежинками-гостьями.
В последующем изготавливается альбом, который помещается в центр природы.