Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 города Ельца»
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
по конструированию
в подготовительной к школе группе
на тему:
«ДОМ»
Воспитатель:
Плоцких Лариса Львовна
Елец- 2024
Цель:формировать и совершенствовать умение детей строить различные дома по рисунку-чертежу, украшать здание архитектурными элементами по замыслу.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить детей с понятием «архитектура» - искусством проектирования различных сооружений.
Углублять представления детей о труде людей созидательных профессий – архитектор, строитель.
Продолжать формировать основы графической грамоты, умение делать рисунок-чертёж на основе собственной задумки.
Закреплять умение пользоваться рисунком-чертежом при сооружении постройки: анализировать схему, находить, какие детали понадобятся, их количество, определять порядок строительства.
Закреплять представления об архитектурных и конструкторских элементах.
Развивающие:
Развивать пространственное мышление, умение отражать плоскостное изображение в объемной постройке.
Развивать художественный вкус в процессе оформления конструкций, подводить к собственным дизайнерским решениям в строительстве.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое отношение к рукотворному миру, архитектурным постройкам, умение замечать их красоту, стройность, гармонию.
Воспитывать самостоятельность, умение довести дело до конца, опираясь на собственные знания и умения.
Материалы и оборудование: индивидуальные наборы строительного материала, наглядный материал (архитектурные элементы «части дома» на магнитах), картинки с изображением зданий с различными архитектурными элементами (церковь, театр, многоэтажный дом, изба, дворец), видеозапись «Звонок Золотой Рыбки», бумага, грифельные карандаши, музыкальное аудио-сопровождение.
Предварительная работа: чтение (С. Баруздин «Кто построил этот дом?», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»), рассматривание объемных моделей построек, картинок с различными архитектурными сооружениями г. Ельца и других городов и стран, совместное и самостоятельное конструирование по схемам, рисункам, воображению, игровое упражнение «Продумай и нарисуй дом», выкладывание дома из фигурной мозаики.
Ход ОД:
Воспитатель собирает детей вокруг себя:
- Милые мои друзья, всех вас рада видеть я.
За руки скорей возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Чудеса сейчас придут, интересно будет тут.
Если каждый улыбнется – утро доброе начнется!
- Ребята, послушайте, мне кажется, нам кто-то звонит.
Раздается звук видеозвонка в мессенджере. Воспитатель привлекает детей к ноутбуку.
Изображение и голос рыбки на экране:
- Здравствуйте, ребята, мне нужна ваша помощь! Пришел к синему морю старик. Видит – море слегка разыгралось. Стал он звать меня. Приплыла к нему я и спросила: «Чего тебе надобно, старче?». Мне старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха, надо ей новый современный дом. Наш-то совсем старый стал». Отвечаю я старику: «Не печалься, будет вам новый современный дом».
Воспитатель:
- Ребята, из какой сказки к нам обратилась золотая рыбка? Кто написал эту сказку?(ответы детей)
Голос рыбки:
- Только вот в чем беда – я строить современные дома не умею.
Воспитатель: Да, золотая рыбка правильно сделала, что обратилась к нам. Мы-то с вами умеем строить дома из разных конструкторов и не раз уже их строили. Поможем Золотой рыбке?
Дети соглашаются.
- Какими должны быть дома? (крепкими, прочными, надёжными, удобными, комфортными)
Воспитатель: Правильно. Люди всегда строили дома, в которых хорошо, удобно и комфортно жить, а еще приятно на них смотреть. Некоторыми домами можно даже залюбоваться, так они красивы. А в нашем городе есть красивые дома, которыми вам запомнились, понравились? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Я знаю, что вы хорошо знаете наш родной город. Многие из тех домов, которые вы перечислили, люди называют памятниками архитектуры и берегут их.
- Ребята, а вам знакомо такое словоархитектура?(дети высказывают предположения или отвечают, что не знают)
Воспитатель: Архитектура – это такое искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей. У архитектуры есть несколько важных задач – прочность, польза для людей и красота. Назначение архитектурных строений разное. Бывают жилые дома, построенные для того, чтобы в них поселились люди. А еще какие сооружения вы знаете? Для чего они предназначены? (Ответы детей: школа, магазин, детский сад, стадион, театр, больница, пожарная часть и т.д.)
Архитектура – это не только искусство создания зданий. А еще архитектурой мы можем назвать все строения целиком – и жилые дома, и магазины, и дворцы культуры, и школы. Говорят: в центре города Ельца старинная архитектура, а в новых микрорайонах современная архитектура. Санкт-Петербург – город очень красивой, уникальной архитектуры.
Воспитатель: Ответьте, какие элементы архитектуры есть у всех домов?
Игра «Назови архитектурные элементы дома»
Воспитатель спрашивает, дети отвечают и выкладывают элементы на магнитной доске.
Чтобы прочный строить дом,
Мы сначала создаем
Зданию…(фундамент).
Обязательно нужна дому крепкая (стена).
Глаза стеклянные, а веки деревянные (окна).
Что на домике моем
И важней всего и выше?
Конечно, это… (крыша).
Пока ее за ручку рукою не возьмешь,
Из дому ты не выйдешь,
И в дом не попадешь (дверь).
Воспитатель рассказывает и выкладывает картинки на магнитной доске:
- На самом деле архитектурных элементов гораздо больше. Храмы имеют купола, дворцы – башни, острые шпили; многоквартирный жилой дом – балконы и лоджии; здания театров, музеев – колонны, портики. В старых домах мы можем увидеть крыльцо, карниз, ставни, резные наличники. Все эти архитектурные элементы украшают дома, делают их непохожими на другие.
- А кто такой архитектор? (дети отвечают примерно так: архитектор - это человек, который придумывает проекты, рисует чертежи различных домов, решает, как их расположить относительно друг друга и т.д.)
Воспитатель: Правильно. Архитектор – это одновременно и художник, и строитель. Профессия архитектора очень важна. Любое строительство начинается только после работы архитектора.
Ребята, что-то мы с вами заговорились, а мы не забыли о просьбе золотой рыбки. О чем она нас попросила? (построить новый современный дом)
Воспитатель: Я вас приглашаю в архитектурное бюро. Мы попробуем проявить свои умения в роли архитекторов. Проходите.
Дети садятся за несколько столов, составленных друг рядом с другом.
Воспитатель: А я сегодня буду главным архитектором. Итак, коллеги! Вы готовы приступить к работе? Тогда сосредоточьтесь и ответьте мне: как выглядят современные дома? (ответы: в них много этажей, много окон, они сделаны из кирпичей, из панелей, красиво украшены…) Сегодня я предлагаю вам самим нарисовать чертеж, по которому можно построить дом для золотой рыбки. Детали конструктора вам знакомы. Подумайте, какими фигурами вы изобразите каждую деталь. Вспомните, с какой части дома нужно начинать строительство, с этой части и начните рисунок. Не забудьте о стенах и перекрытиях, а также крыше дома.
Дети выполняют работу. В процессе рисования воспитатель спрашивает, уточняет, поправляет, если требуется, выясняет, какие строительные детали ребенок нарисовал в своем проекте.
- Итак, чертежи готовы. Вы справились. А мне как раз позвонили с завода строительных материалов о том, что все материалы уже готовы и ждут вас. Давайте готовить стройплощадку!
(Дети самостоятельно переносят готовые материалы на столы)
Воспитатель просит детей повернуться.
- А теперь мы превращаемся в строителей. Давайте подготовим наши руки к работе!
Физкультминутка
Вот помощники мои, (движения плечами вверх-вниз)
Их как хочешь поверни, (вращение рук, согнутых в локтях)
Хочешь этак, хочешь так, (повернуть ладони кверху и книзу)
Не обидятся никак, (потрясти кистями)
Постучали, повертели (постучать кулаками друг о друга)
И работать захотели, (кулаки сжимаются, разжимаются)
Будем строить новый дом (крыша из ладоней)
Весело всем будет в нем! (руки вверх и чуть в стороны)
Дети приступают к постройке. Воспитатель напоминает, что строить надо
точно по проекту, а после выполнения постройки можно ее украсить и дополнить деталями по желанию.
Когда большинство детей заканчивает постройку, воспитатель говорит:
- Я предлагаю вам облагородить дома маленькими деталями, машинами, деревьями, то есть улучшить архитектуру, сделать ее привлекательнее.
Подведениеитога.
- Как вы думаете, мы справились с заданием Золотой рыбки?
- Что мы сегодня конструировали?
- Какой строительный материал использовали в работе?
- Что показалось вам самым интересным?
- Что вы еще хотели сконструировать?
Воспитатель: Я сфотографирую каждый ваш дом и пошлю ответным письмом Золотой Рыбке. Ваши дома все красивые и разные, думаю, у Рыбки будет большой выбор для творчества.
Раздается звук видеосообщения. Рыбка благодарит рябят за помощь и воспитатель благодарит детей тоже.