Конспект открытого индивидуального занятия
Тема: «Работа над дыханием, дикцией и артикуляцией в песне «Бабл гам»»
Тип занятия: закрепление знаний и формирование умений и навыков.
Вид занятия: практическое занятие
Цель: развитие основ вокальных навыков, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.
Задачи
Обучающие
закрепить знания о дикции и артикуляции;
обучать певческой технике (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса);
совершенствовать исполнение музыкально-тренировочного материала;
Развивающие
развивать музыкальный слух;
развивать раскрепощенность артикуляционного аппарата;
развивать певческие навыки: дыхание, звукообразование, дикцию;
развивать эстетическую культуру сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя;
Воспитательные
воспитывать трудолюбие, целеустремленность;
формирование творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению.
Методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, пояснение);
- наглядный (иллюстрации, показ педагогом);
- практический (метод упражнений, практические задания)
Оборудование:
-плакат с изображением органов дыхания (легких, диафрагмы)
-зеркало,
-компьютер,
-синтезатор,
-микрофон,
-стойка под микрофон.
Ход занятия:
Здравствуй, Виктория! Я рада видеть тебя на занятии. У тебя все хорошо? Ты к готова работе? (ответ ребенка) Тогда начнем.
Сегодня мы будем продолжать работать над дыханием, дикцией и артикуляцией в песне «Бабл гам».
Начинаем наше занятие с чего? (ответ ребенка) Правильно, с дыхательных упражнений. Пожалуйста, приступай к работе.
Ребенок самостоятельно выполняет комплекс дыхательных упражнений: «Шарик»; «Моторная лодка»; «Елочка». Каждое упражнение повторяет по 3 раза. Педагог ведет контроль над качеством выполнений упражнений.
Отлично выполнила упражнения, движемся дальше. Нашу дыхательную систему мы настроили на работу. А дыхательная система – это что? (ответ – легкие, диафрагма, межреберные мышцы) Правильно, молодец.
Где у человека находятся легкие? ( ответ - в грудной полости)
Сколько их у нас? (ответ - два правое и левое) Да.
Легкие– органы воздушного дыхания.
Воздух попадает в легкие не сам по себе, туда его необходимо “втянуть”. Что и происходит в процессе вдоха.
Диафрагма – куполообразная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения легких.
Человек делает вдох, диафрагма опускается (растягивается, уплощается), легкие расширяются. И наша задача, как можно дольше задержать воздух в легких. Тем самым создать опору для звука.
Приступаем к распевкам. Нам без них не обойтись. Почему? (ответ ребенка - нужно разогреть голосовые складочки (связки).Все верно. Вокальные упражнения помогают голосовым связкам окрепнуть, стать более эластичными, чтобы они могли укорачиваться, растягиваться, раздвигаться и расширяться.
Обращаю твое внимание на следующее:
Пение должно быть на опоре (делаем быстрый вдох ртом, дыхание задерживаем, затем - поем)
Не забываем про «вокальную маску», которая так же способствует чистому интонированию. Т.к. звук попадает в головной резонатор, что придает ему звонкость, яркость, полетность.
Не забываем про артикуляцию.
Итак, первое упражнение…… «Яблочко» (исполняется под синтезатор); «Трель»; «Нэй-нэй-нэй»; «Кошечка».
Педагог ведет контроль над качеством выполнений упражнений.
Молодец! Переходим к работе над песней «Бабл гам». Ответь на вопрос: какие органы речи образуют звуки? (ответ ребенка - щеки, губы, зубы, язык, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо, голосовые складочки, связки)
Верно. Все, что мы с тобой перечислили, это называется артикуляционный аппарат. Работа органов артикуляционного аппарата, называется артикуляцией. Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Но эти звуки, должны быть понятны при пении всем окружающим. Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.
Сегодня я предлагаю тебе поработать над дикцией и артикуляции над текстом песни также, как мы работаем со скороговорками. А именно: перед тобой текст песни, который мы будем медленно, четко проговаривать. Сначала это сделаем вместе, затем ты попробуешь самостоятельно повторить.
Напоминаю, все звуки согласные и гласные произносим активно на «опоре», т.е. с задержкой дыхания. Следим за дыханием и берем быстрый вдох ртом, после двух строчек текста.
Выполняется работа по тексту песни сначала без музыкального сопровождения, при повторе используется фонограмма «+» и в закреплении учебного материала под фонограмму «-».
Наше занятие заканчивается. И я хотела бы спросить тебя: были ли задания, которые тебе было сложно выполнять? (ответ ребенка)
Я считаю, что ты хорошо справилась с задачами, которые мы ставили на это занятие. Ты сегодня отлично потрудилась.
Домашнее задание:
Дыхательные упражнения.
Работа над скороговорками перед зеркалом с хорошей дикцией и артикуляцией.
Работа над текстом в песне «Бабл Гам»
Спасибо тебе за работу и до встречи на следующем занятии.