Конспект открытого индивидуального занятия
Тема: «Работа над резонирующем звуком в песне «Сто святых церквей»»
Тип занятия: закрепление знаний и формирование умений и навыков.
Вид занятия: практическое занятие
Цель:развитие основ вокальных навыков, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.
Задачи:
Обучающие
закрепить знания о резонаторах;
формировать ощущения резонирования звука;
обучать самоконтролю;
совершенствовать исполнение музыкально-тренировочного материала;
Развивающие
развивать музыкальный слух;
развивать певческие навыки: дыхание, звукоизвлечение;
Воспитательные
воспитывать сознательное отношение к обучению, терпение и трудолюбие.
Методы:
- словесные (объяснение, беседа, пояснение);
- наглядный (видеокартинки, показ педагога);
- практический (метод упражнений, практические задания)
Оборудование:
Телевизор, зеркало, компьютер, синтезатор, микрофон, стойка для микрофона, колокольчик.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога |
Организационный момент | Здравствуй! Сегодня мы будем продолжать работать над песней «Сто святых церквей», а именно над правильным звучанием нашего голоса в ней. |
Знакомство обучающегося с понятием «голосовой резонатор», его видами. 3-4 минуты | Резонаторы помогают нашему голосу звучать правильно. Давай вспомним, что такое «резонатор»? (ответ ребенка) Верно. Резонатор – это часть голосового аппарата, которая усиливает звук. Какие ты знаешь резонаторы? (ответ ребенка) Правильно. Существуют резонаторы:головные и грудные. Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определенную окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга. Резонирующий звук можно ощутить в виде вибраций в резонаторах. Голос при пении начинает резонировать благодаря отражению звука. Каждый из нас когда-либо слышал, как звонят колокола. И причем мы можем слышать их звон, находясь достаточно далеко от церкви. Это происходит потому, что колокол имеет форму конуса, внутри он пустой (это пустое пространство называется «полостью»). А также внутри есть язычок, который ударяется о внутреннюю стенку колокола и образуется звук, называемый «звоном». Он начинает отражаться от стенок колокола и с каждым отражением усиливается громкость колокольного звона. Попробуй позвонить в колокольчик (работа с колокольчиком) и послушай, как он звучит. Благодаря «полостям» звук может звучать громко и звонко. И не нужно даже подключаться к звуковой аппаратуре!!! В нашем теле роль пустого пространства выполняют полости, которые находятся в голове и грудной клетке. Назови, что относится к головным резонаторам? (ответ ребенка) Совершенно верно: головные резонаторы – это полости носа, рта, и глотки (показ картинок на экране телевизора). А что относится к грудным резонаторам? (ответ ребенка) Правильно, к грудным резонаторам относятся:трахея и бронхи. Если звуковая волна попадает в резонаторы, то голос вокалиста звучит звонко и громко. А если не попадает – то глухо, тихо и зажато. Сейчас я предлагаю тебе закрыть глаза и отгадать, в каком случае мой голос звучит резонирующим звуком, а где его нет. Задание понятно? (ответ ребенка) Ты готова? (ответ ребенка) Тогда закрывай глаза и слушай. Педагог исполняет фрагмент песни сначала с резонирующим звуком, а второй раз – без. Ответ ребенка на задание. |
Дыхательная гимнастика 5-7 минут | Чтобы резонаторы работали правильно, пение должно быть «на дыхании»!!! И прежде чем мы приступить к работе над песней, нужно выполнить что?.... (ответ ребенка) Правильно упражнения на дыхание. Первое упражнение -«Шарик» выполняется на звук «Тссс. О чем нужно помнить при выполнении этого упражнения? (ответ ребенка) Верно, чтобы звук был ровный и долгий. Тренируем выносливость. Ребенок выполняет упражнение. Спасибо, достаточно. Следующее упражнение «Все на 4 счета» (Вдох, задержка воздуха, выдох, задержка воздуха) Упражнение так же выполняется на звук «Тссссс». Ребенок выполняет упражнение. Спасибо, достаточно. Переходим к упражнению «Салфетка». Ребенок выполняет упражнение. Закончили выполнение. |
Работа над ощущением резонирования голоса в груди, носу, голове. 10 минут | Для того, чтобы почувствовать резонирующий звук, нужна певческая опора, то есть после вдоха мышцы живота должны быть подтянуты! Итак, давай поработаем над ощущением резонирования звука в грудной клетке. Педагог играет на синтезатор мелодию, показывает (помычать на звук «А» - губы сомкнуты, а рот приоткрыт), а после ребенок повторяет. Чтобы почувствовать головные резонаторы, необходимо «петь в маску». И кстати, головные резонаторы являются основными, они помогают голосу находиться в «высокой позиции» и от этого голос звучит звонко, и мы точнее попадаем в ноты. Поэтому даже в распевках мы не должны забывать про вокальную маску. И в этом нам поможет следующее упражнение. Педагог показывает (интонирует на звук «м» - зубы и губы закрыты, а после ребенок повторяет). Следующее упражнение с пробкой и резинкой. Интонируем на звук «Н». Язык поднят к нёбу. Растягиваем резинку и раскрываем грудную клетку. Следим за осанкой и за тем, чтобы звук чётко попадал в головные резонаторы Педагог показывает, а после ребенок повторяет. |
Работа с песней «Сто святых церквей» 15-17 минут | Итак, мы готовы приступить к работе над песней «Сто святых церквей». Не забываем, при пении соблюдать высокую позицию звука, твой голос должен ощущаться в головных резонаторах. Ребенок исполняет песню под фонограмму «-». Как ты думаешь: попадал ли твой голос в резонаторы? (ответ ребенка) На протяжении всей песни у тебя голос попадал в резонаторы? (ответ ребенка) Давай попробуем еще раз. Ребенок исполняет песню под фонограмму «-». |
Анализ работы и подведение итогов 1 – 2 минуты | Наше занятие подошло к завершению. Ответь мне на вопрос: как ты считаешь, важно петь резонирующим звуком? (ответ ребенка) На следующих занятиях мы продолжим работать над ощущением резонирования голоса в груди и голове. Ты сегодня отлично поработала и хорошо справлялась с заданиями. Домашнее задание: повторять дыхательные упражнения. Спасибо за работу и до встречи на следующем занятии. |