Государственное образовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа
Конспект открытого урока в группе продлённого дня
на тему: «Дружить-это здорово!»
Составила воспитатель Ермакова Оксана Васильевна
г. Вихоревка
2024 г.
Цель: формирование доброжелательных отношений между детьми
Задачи:
Образовательные:
извлекать информацию из сказки и беседы по её содержанию о дружбе и согласии;
расширять знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба»;
учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей;
формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.
Развивающие:
объяснять свои суждения про дружеские взаимоотношения;
создавать образы из разных материалов;
использовать в своей речи новые слова по теме;
проявлять внимание к родным и друзьям;
работать сообща в коллективе;
презентовать сверстникам результаты своей работы.
Воспитательные:
осознавать ценность взаимодействия в классе, выполнения совместной работы;
проявлять эмоциональную отзывчивость к родным и близким;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Активизация словаря:
Хоровод, дружба, согласие, терпимость, одолевать.
Предварительная работа:
Наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения; рассматривание иллюстраций по теме «Мои друзья»;
обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в классе;
беседа на тему «Что такое дружба?»;
чтение стихотворений Л. Николаенко «Доброта», А. Кузнецова «Подружки»; повторение пословиц о друзьях и дружбе, работа над смыслом пословиц;
дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»;
подвижные игры и физкультминутки;
прослушивание детских песен о дружбе: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”, музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского “Улыбка”, музыка Е. Крылатова сл. Ю.Яковлева “Колыбельная медведицы”; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Настоящий друг»;
просмотр мультфильмов «Верные друзья», «Заюшкина избушка», «Теремок» и т.д.
Развивающая предметно-пространственная среда:
ИКТ;
аудиозаписи;
веник;
верёвка 1,5.-2 метра;
нитки;
цветные кружочки из ткани по количеству человек 12х12см.
Используемые технологии (методы):
положительный настрой на совместную деятельность;
мотивация;
упражнение;
беседа;
коммуникативные игры «Комплименты», «Здравствуй, солнце ясное!», коммуникативное упражнение «Вместе-порознь»;
вопросы к детям;
объяснение;
чтение художественной литературы;
использование ИКТ;
выполнение задания по указанию.
Ход урока.
Звучит спокойная музыка. Дети стоят в кругу.
Проблема.
Воспитатель: Я рада видеть вас сегодня в хорошем настроении. А у меня настроение грустное. Хотите знать, почему?
Дети: Да!
Воспитатель: Я сегодня шла на работу, и увидела, как ссорятся два мальчика. Они поругались и разошлись в разные стороны. И мне стало грустно, потому что плохо, когда друзья ссорятся.
Мотивация.
Воспитатель: И я задумалась, а дружные ли дети в нашем классе.
Дети: Дружные!
Воспитатель: Вы можете это доказать?
Дети: Можем!
Подбор методов решения проблемы.
Воспитатель: Ну хорошо! А пока я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Комплименты». Для этого вам нужно стать в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, сказать несколько добрых слов, похвалить его, пожать руку, погладить по голове, например, «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...и т.д. Принимающий комплименты кивает головой, улыбается и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, как засветилось всё вокруг от ваших улыбок! (Слайд «От улыбок станет всем светлей»)
Дети садятся на стулья полукругом.
Воспитатель: Как вы думаете, важно ли жить дружно?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Верно, ребята. А сейчас я хочу вас познакомить со сказкой Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Воспитатель читает сказку: Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они не бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам взять веник в руки и постараться его сломать.Коммуникативное упражнение «Вместе-порознь»
Дети пробуют сломать веник.
Воспитатель: Не получается? Почему?
Дети: Прутики вместе связаны!
Воспитатель: Верно. Сейчас я развяжу веник и раздам вам прутики, теперь попробуйте сломать.
Дети ломают прутики.
Воспитатель: Получилось? Почему прутики сломались?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Вот, ребята, если мы с вами будем жить вместе, в согласии, дружно, как прутики будем держаться за руки, то нас победить будет нельзя. Когда мы вместе- мы сила! А если мы будем ссориться, и всё делать поодиночке, врозь, то любой сможет нас обидеть и погубить.
Ребята, а где ещё нужно жить в согласии, кроме семьи?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Согласна с вами. А как вы относитесь к своим родным, друзьям?
Ответы детей: Мы им помогаем, защищаем и оберегаем и т. д.
Воспитатель: Ребята, какие сказки про дружбу вы знаете?
Ответы детей: «Снежная королева», «Три поросёнка», «Кораблик», «Иван- Царевич и Серый волк», «Бременские музыканты», «Приключения Буратино» и т. д.
Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете. А сейчас я предлагаю вам викторину по сказкам «Кто с кем дружит?»
1. Зеленый крокодил Гена и ... (Чебурашка)
2.Доверчивый Буратино и ... (Мальвина)
3.Смешной мишка Вини-Пух и ...(Пятачок)
4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осёл).
5. Как зовут девочку, которая выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда).
6. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Звали - Карлсон. Лекарство – малиновое варенье).
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их. (Львёнок и черепаха).
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Всё правильно отгадали. Вы много знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и хорошими товарищами. Значит мы с вами очень дружная классная семья.
Я предлагаю вам создать образ нашей дружной семьи. Для этого нам понадобится вот эта верёвочка. (показывает верёвку). Вам нужно завязать узелки на верёвке. Дети завязывают узелки.
Воспитатель: А теперь вы свой узелок будете превращать в куколку. Для этого нужно взять лоскут ткани круглой формы и обернуть этим лоскутом узелок так, чтобы он оказался в центре, это будет голова и платье. Затем зафиксируете ниткой, как раз под головой. Я тоже сделаю свою куколку.
Дети делают куколок.
Результат.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие ваши куколки все разные. Начто стала похожа наша верёвочка?
Дети: На хоровод.
Воспитатель: Да, верно. Как будто много ребят держатся за руки. Но хоровод же круглый должен быть, поэтому надо соединить концы верёвочки. Вот и получилась наша дружная семья. Как вы считаете, можно ли играть с нашим хороводом? Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята, мы ведь не зря старались, создавая наш хоровод. И я вам предлагаю поиграть в игру «Здравствуй, солнце ясное».
Здравствуй, солнце ясное! | Дети идут по кругу, левой держат каждый свою куколку, поднимают правую руку вверх |
Здравствуй, лето красное! | Идут в другую сторону и меняют руку |
Небу синему привет! | Стоя на месте, поднимают голову и улыбаются небу |
Всем хотим мы дать совет: | Поднимают указательный палец правой руки |
Чтобы день удачным был, | Наклон головы вправо |
Чтобы каждый вас любил, | Приподнимают своих куколок вверх |
Не сердитесь, не ругайтесь | Грозят пальцем |
А почаще улыбайтесь | Куколки танцуют |
Рефлексия.
Как вы считаете, вы смогли доказать, что вы дружные?
Что вам больше понравилось?
В чём вы испытали трудности?
Важно жить в согласии?