Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств»
городского округа Радужный
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Открыты урок на тему:
«Приемы, техника и методика работы
в оркестровом классе»
Автор-составитель:
преподаватель
СП «Народные инструменты»
Ладыко Надежда Владимировна
г. Радужный, 2023 год
Дата:02.12.2023г.
Контингент:обучающиеся 1-5 классов СП «Народные инструменты»
Цель:
Достижение слаженного звучания, звукового баланса и ритмического единства в оркестре.
Задачи:
сформировать чувство ансамбля внутри оркестра;
научиться понимать дирижерский жест и следовать ему;
формирование оркестровых навыков и умений;
развитие музыкальной восприимчивости, умения слышать и слушать, умения анализировать;
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: музыкальные инструменты, видео, компьютер, нотные материалы (партии), стулья, пюпитры, партитура музыкального произведения.
Применение педагогических технологий:
-Личностно-ориентированные;
Здоровьесберегающие:
- чередование различных видов учебной деятельности.
Предварительная подготовка:
- разучивание партий музыкальных произведений;
- работа над звуком и приемами игры.
В этом учебном году к основному составу оркестра добавились новые учащиеся, не имеющие опыта игры в оркестре. Этот урок – первая совместная встреча, сводная репетиция – сыгрывание. Разучивание текста партий проводилось на мелко-групповых занятиях, с минимальным применением дирижерского жеста.
План урока:
1.Организационный момент.
Подготовка рабочего места оркестра: распределение мест учащихся по группам.
Определяю места ребят по партиям, рассаживаю рядом с более опытными оркестрантами. В каждой группе есть ведущий ученик. В процессе репетиции «новички» будут ровняться на старших и вливаться в коллектив.
Подготовка партий Б.Н.П. «Савка и Гришка» Отстраивание звучания инструментов оркестра «под баян»
Вступительное слово-знакомство. Я представляю новых учеников которые 1 раз репетируют с нашим оркестром. Для новых ребят определяю правила поведения: дисциплина на групповых уроках - это внимание, тишина на репетиции и уважительное, терпеливое отношение к товарищам.
2.Постановка цели и задач урока.
Определение цели занятия.
Я задаю ребятам вопрос: «Для чего мы собираемся вместе и репетируем? Какая цель наших встреч?» Если на уроках специальности мы учимся играть на инструменте, то общая цель занятий в оркестровом классе – научиться играть дружно, музыкально и выразительно. Состав оркестра более 10 человек, и все должны играть, не мешая, а дополняя друг друга. На оркестре мы будем учиться играть слаженно, дружно.
3.Актуализация опорных знаний.
Первое совместное проигрывание произведения полным составом оркестра - повторение партий. Как правило, ребята слышат, некрасивое звучание оркестра, но самостоятельно определить причину не могут. Поэтому проблемные места, требующие проучивания и проработки, я на репетиции буду определять сама.
На уроках оркестра, всегда возникает много разноплановых задач, которые появляются и решаются в процессе репетиции. Это могут быть трудность применения определённых приемов игры: при исполнении штрихов, динамических оттенков – то, что касается владения инструментом. Могут возникать проблемы музыкально-ритмической направленности: неточное исполнение ритма, фразировки, отсутствие интонирования, несоблюдение темпа. В процессе работы я буду задавать детям наводящие вопросы: «Как вы считаете, прозвучало ли пиано, стаккато, диминуэндо, форте?» или «Что указано в партии, какой характер получился?» и т.д. Таким образом, направлять внимание и активизировать слух ребят. Проблемные места проучиваются группой, так как нужно научиться играть в ансамбле, но если возникнет необходимость, то будем проигрывать по одному.
3.Основной этап.
• Совместное проигрывание всем оркестром.
Вступление –определяем и прорабатываем штрих staccato, динамику ( f, diminuendo ), работаем над ансамблем;
Вспоминаем определение форте, диминуэндо. Учимся выполнять динамические оттенки, дирижерским жестом показываю изменение динамики. Ребята должны научиться изменять громкость звука в ансамбле, как по дирижерскому жесту, так и самостоятельно.
Для того чтобы научиться играть ритм своей партии в оркестре синхронно, ученики должны услышать и почувствовать ритмическую пульсацию аккомпанемента, то есть в данной цифре, услышать пульсацию восьмых. Проучиваем партию домры с аккомпанементом, слушая восьмые в партии альтов.
•Работа над качеством звука на тремоло на p с домрами и альтами, над фразировкой во 2 цифре.
Чтобы избежать монотонности в репетиционных нотах, определяем кульминацию фразировки. Дирижерским жестом я подсказываю, куда направлять, вести звук, а где его отпустить.Партии играют старшие ученики, которые уже хорошо ориентируются в тексте и умеют «играть по руке», поэтому работа продвигается быстрее, тонкости звукоизвлечения исполняются с первого проигрывания.
Периодически возникает необходимость поправлять посадку некоторых учеников-новичков. Я объясняю ребятам, что это необходимо для красивого звучания инструмента и общего вида оркестра.
Совместным проигрыванием оркестра закрепляем выстроенное звучание первых цифр.
•Цифра 3 – проучивание партии аккомпанемента (бас, баяны), «выстилание» сопровождения мелодии. Проработка ритма, динамики, работа над ансамблем, баланс, игра «по руке» (по дирижерскому жесту).
Характер аккомпанемента требует очень точного исполнения ритмического рисунка, выравниваем восьмые. С некоторыми учениками предварительно на групповых репетициях проучивался аккомпанемент со счетом (или подтекстовкой) вслух и «про себя». На сводной репетиции ребята должны услышать пульсацию восьмых и научиться играть ровно и ритмично (как «часы») всей группой аккомпанемента.
Далее играем «по руке», расстилая «длинную непрерывную дорожку», проучиваем фразировку, опираясь на гармонию аккомпанемента. Дирижерским жестом я помогаю управлять звуком. Затем добавляем мелодию. Ученики, играющие аккомпанемент, должны всегда слышать мелодию, и не заглушать её. На это особенно обращаю внимание оркестрантов.
•Цифра 4 - работа над перекличками флейты со остальным оркестром. мягким, выразительным звуком, отработка «пропевания» основной темы у флейты аккордеонов и напористой, грузной темой у оркестра.
Особенность игры в оркестре, как и в ансамбле - это активная работа слуха. Ребята должны научиться исполнять свои партии, не теряя связи со всем оркестром и контакта с дирижером. На это особенно обращаю внимание учеников на репетициях: «слушать и слышать» партнеров во время игры в оркестре и «видеть» дирижера.
•Цифра 5 – оркестровое tutti переучивание динамических тонкостей и штриха (акценты, сфорцандо), работа над ансамблем.
Часто звук форте ученики понимают буквально и стараются играть свои партии в оркестре просто громко. Но и на сильном звуке музыка остается выразительной. Обращаю внимание оркестрантов, что на динамике форте сохраняется фразировка, поэтому мы немного отступаем в начале фраз, чтобы затем прийти к кульминации или ярко исполнить акценты.
Для этого эпизода определяем, что такое акцент, как он исполняется? Проучиваем штрих и отрабатываем синхронность исполнения акцентов в ансамбле.
5.Итог урока и Домашнее задание
Подведение итогов, формирование выводов. Заключительное - контрольное проигрывание Б.Н.П. «Савка и Гришка»
На сводной репетиции оркестра удалось достигнуть слаженной игры. Учащиеся научились играть ритмично, дружно и выразительно. Ребята сами определили результат репетиции: «Стало лучше получаться играть вместе, всем оркестром». Но ещё нужно доучить партии, чтобы играть их точно и уверенно. Это и будет домашнее задание для учеников.
Используемая литература и информационные источники (ссылки):
https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2018/07/20/otkrytyy-urok-dialog-teorii-i-praktiki-sredstva
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-otkrytogo-uroka-v-klasse-orkestra-4264734.html