Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Конспект по литературе: «И. С. Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, духовный мир».

Конспект по литературе: «И. С. Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, духовный мир».

Цели урока: образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И. С. Тургенева; воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах; развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект по литературе: «И. С. Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, духовный мир».

Цели урока:

образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И. С. Тургенева;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

Задачи: 1)найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2)показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; 3) выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; 4) развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы; 5) воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа "Бежин луг"

  3. Учитель:

Летний вечер.

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие - то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно - и дети

Огонёк разводят.

 

 

-Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

 

-Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

 

- Как относится герой - рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

- На прошлом уроке мы с вами уже начали говорить об образах мальчиков, вспомните их имена (отвечают ребята, чьи доклады уже прозвучали…) .

-Что мы должны сегодня на этом уроке сделать, что не успели на прошлом уроке? (рассмотреть образы 2-х мальчиков, образ автора.)

 

Итак, тема урока: «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, духовный мир. Часть 2.

 

Слушаем сообщения детей о 2-ух мальчиках.

Беседа.

Послушайте описание детей и попробуйте отгадать, кто же это.

 

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).

  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

Ваша задача - определить, о ком идёт речь.

 

- Почему нет описания Вани. Кто он? найдите в тексте какие-нибудь сведения об этом мальчике….стр.173 Последнего, Ваню…

 

-Ребята, как вы думаете, легко ли описывать словами портреты людей? Писатель, словно художник, создает картину, только вместо красок-слова…

Сейчас каждый из вас побудет в роли художника и попробует создать портрет одноклассника, используя слова вместо красок. Ваша задача: написать небольшое сообщение о внешности одноклассника, стараясь добиться максимального сходства. После окончания работы меняемся тетрадями с соседом по парте, карандашом пишем имя того, кого вы узнали. Если автор описания согласен с тем, кого ты указал, отметка 5.

Время 5 минут.

- Чтение получившихся сообщений.

- Какие трудности вы обнаружили при выполнении данного задания? Чем нужно обладать человеку, чтобы создавать словесные портреты? (способность запоминать внешность и передавать отличительные особенности внешности, фотографический взгляд.)

- Прочитать работу одного учащегося и описание одного из мальчиков у Тургенева. Сравнить.

Подведём итоги урока.

 

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером, каждый особенный и не похож на других.

Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится , как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью - звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам. Еще он очень любит свою сестру Анютку, готов отказаться от своего гостинца, только бы сестре он достался.

- Дети интересны охотнику? Из чего это можно понять?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

 

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?

(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

Рефлексия.

Дети, изображенные в рассказе почти вашего возраста..

-Они, дети 19 века, похожи на вас, детей 21 века?

-в чем разница между ними и вами?

-в чем сходство?

-чему можно поучиться у крестьянских детей?

 

Дом задание. Легенды в рассказе « Бежин луг».

 

 

 

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Прошло почти 200 лет, а история любви первого поэта России и главной красавицы высшего света до сих пор занимает умы историков, ученых, исследователей и поклонников творчества Пушкина. Существует множество легенд и толкований. О том, как развивались их отношения на самом деле, рассказывает Татьяна Рожнова, исследователь-пушкинист, член Союза писателей, автор книги «Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и её потомки».
0 ₽
Мероприятие «Казачьи игрища» направлено на решение проблемы возрождения казачьих традиций, обычаев, быта среди обучающихся. Уже ставшие традиционными спортивные соревнования «Казачьи игрища» были приурочены к Дню защитника Отечества. Команды состязались друг с другом в ловкости, выносливости, силе и смекалке. На мероприятии звучали казачьи песни и стихи.
0 ₽
Традиционно у казаков Казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. Казачий Круг, как народное правление, это учреждение чрезвычайно древнее и начало его теряется в глубине веков. Прототипы его мы видим в народных собраниях древнегреческих и итальянских республик: Афин, Спарты и др., в новгородском и псковском «вече», в общинном правлении славяно-руссов на берегах Днепра, и в запорожской «раде».
0 ₽