Конспект СОД «Богатыри земли русской».
Подготовила Максименко Марианна Николаевна, воспитательМОУ СОШ №4 СП МДОУ детский сад №6 г. Маркса, Саратовской области.
Цель: создать условия для воспитания интереса к изучению истории России; уважение к защитникам – богатырям, желание быть похожими на них.
Задачи:Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, о предметах вооружения и облачения древних воинов.
Формировать умение отвечать на вопросы связно и последовательно; рассуждать о характерах героев, используя сравнения и синонимы.
Воспитывать чувство патриотизма, уважение к русским воинам.
Словарная работа:
Богатыри, кольчуга, шлем, щит, копьё, палица, Русь.
Предварительная работа:
Чтение былин «Богатырские сказки», «Три богатыря», и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Просмотр отрывков из мультфильмов «Добрыня Никитич и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей – разбойник» и др. Прослушивание музыкальных произведений.
Оборудование:
Картина В. Васнецова «Три богатыря», иллюстрации «облачение и оружие богатырей», запись песни о России, запись песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», телевизионный экран, флеш-карта, 2 куска пенопласта, кусок ткани, металлическая пластина, молоток, лейки с водой, ножницы, 2 палки -«кони», канат.
Ход совместной деятельности:
Дети проходят на ковер под песню о России..
Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас сегодня гости, давайте пожелаем им добра, благополучия, здоровья. Скажем дружно «Здравствуйте»!
Дети: Здравствуйте!
Приветствие «Здравствуй мир» (стоя) Здравствуй мир - (руки вверх) Это – я - (руки к груди) А вокруг страна моя - (руки развести) Солнце в небесах горит - (руки вверх) И земля у ног лежит - (руки вниз) Там – леса - (руки вправо) А там – поля - (руки влево) Здесь – друзья - (поворот вправо) И здесь – друзья - (поворот влево) Здравствуй дом – Ты самый лучший - (поклон с разведением рук) Здравствуй край, Родной, могучий - (развести руки вверху) Здравствуй же страна моя - (поклон, руки в стороны) Здравствуй мир - (руки вверх) Встречай меня - (руки к груди).
Воспитатель:Ребята,скажите, а как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель:А в каком городе мы живем?
Дети: Город Маркс.
А давным-давно, когда нашего города и в помине не было, называлась наша страна Русь, а ее жителей называли русичами. В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. И каждый раз на защиту своей родины вставали смелые люди.
- Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?
Дети: Защитников земли русской называли богатырями.
Воспитатель: Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?
Речевая игра с мячом «Дай ответ на вопрос». (Дети встают в круг).
Каким должен быть богатырь? Подберите как можно больше слов-признаков. (Смелым, храбрым, мужественным, доблестным, отважным, героическим).
Что должны делать богатыри? Подберите как можно больше слов-действий. (Защищать, оберегать, отстаивать, охранять, бороться, воевать, побеждать.)
Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?
Кто такие защитники Отечества?
Всех ли защитников Отечества можно назвать богатырями? (только самых сильных, смелых и отважных).
А каких богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).
Дети садятся на места.
Воспитатель: Посмотрите, как представлял русских богатырей художник Виктор Михайлович Васнецов (демонстрация репродукции картины).
Воспитатель: Кто запомнил автора этой картины?
Дети: художник Васнецов.
Воспитатель: Как называется эта картина?
Дети: Картина называется «Три богатыря».
Воспитатель: Кому посвящается эта картина?
Дети: Русским богатырям.
Воспитатель: Правильно, ребята, картина посвящена русским богатырям. Вот стоят три богатыря и в любой момент наши богатыри готовы защищать свою любимую Родину – матушку Русь.
Воспитатель: Кто стоит в середине, и какой он?
Дети: В середине Илья Муромец. Он самый мудрый и сильный.
Воспитатель: Кто слева от Ильи Муромца?
Дети: Слева на белом коне Добрыня Никитич. Он храбрый, сильный.
Воспитатель: А кто справа от Ильи Муромца?
Дети: Справа от Ильи Муромца на коне сидит самый молодой, и ловкий Алёша Попович.
Воспитатель: А знаете ли вы как назывались оружие и доспехи богатырей? (демонстрация иллюстраций с изображением доспехов и оружия воинов).
Дети: Шлем, щит, меч, кольчуга.
Воспитатель: Шлем, кольчуга, бармица – доспехи. Доспехи защищали воинов. Пика, меч, щит, палица, стрела, лук – это оружие. Шлем для защиты головы, кольчуга прикрывала грудь и спину, а шею прикрывала бармица. Щитом богатыри укрывались от ударов копья, лука, стрелы, пики, меча.
Воспитатель: А почему богатыри имели силу неизмеримую?
Дети: Потому что они даром времени не теряли, они всегда тренировались, занимались спортом.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое нашей Родины. Во времена Руси богатырской?
Дети: Да.
Воспитатель: У меня есть «Волшебная игра». Давайте поиграем, и она перенесет нас в далекое прошлое.
Физкультминутка.
- Руки вверх подними!
- Руки шире разведи!
- Делай раз, делай два, делай три.
Повтори! (2-3 раза)
Исследовательская деятельность «Свойства железа и ткани"
Дети подходят к столу изучают прочность, водонепроницаемость ткани и металла.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам проверить на прочность нашу современную одежду и доспехи богатырей. Давайте сначала попробуем разрезать ножницами (разрезаем). Ребята, получается у нас разрезать ткань, а железо? (воспитатель подводит детей к выводу)
Дети (делают вывод): Ткань можно разрезать, а железо, нет.
Воспитатель: А давайте, попробуем намочить. Ребята, промокло железо? А ткань?
Дети: (дети делают вывод): Ткань промокает, а железо, нет. Если его вытереть сухой тканью, то железо, снова становится сухим.
Воспитатель: Ребята, какая одежда у богатыря?
Вывод: Доспехи богатыря очень прочные, не промокают, не рвутся.
Воспитатель: Как Вы думаете, зачем богатырю такая одежда, из железа? (Шлем и кольчуга оберегали воина – богатыря от ударов).
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что богатырь носит прочную, тяжелую одежду из металла, которая защищает его от ударов.
Воспитатель: Давайте облачимся в доспехи богатырские, и посоревнуемся, кто из нас самый сильный и ловкий!
(Дети «одевают» доспехи, делятся на 4 команды).
Игра «Спаси красавицу из плена».
На одной стороне комнаты – 2 команды мальчиков, на другой -2 команды девочек (пленниц). Первые мальчики из команд «садятся на боевого коня» и «скачут» до команды девочек, 1 девочка «садится на коня» за мальчиком и они вместе возвращаются. На «коня садится» следующий игрок, действия повторяются.
Игра «Силачи». (Перетягивание каната).
Дети делятся на 2 команды. После слов «Раз, два, три – тяни» стараются перетянуть канат на свою сторону.
(Во время проведения конкурсов включается песня «Богатырская сила»).
Воспитатель: Не заметили мы с вами, как время пролетело, пора возвращаться. Из богатырей обратно в детей превращаться.
Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать Ноги шире, руки в бок, Защитим мы наш народ! Посмотрели вверх и в низ, В центре круга собрались, Вот покружимся волчком, В детский сад мы попадем.
Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись, обратно в наше время. Ребята, чем мы занимались в нашем путешествие?
Что вам понравилось больше всего?
Что было самым трудным? Веселым? Интересным? (ответы детей).
Воспитатель: И мне было с вами очень интересно. Давайте еще как-нибудь попутешествуем в прошлое!? А теперь попрощаемся с гостями. До свидания, гости, дорогие, приходите к нам еще!