Конспект учебного занятия по ДООП «Нотки» (возраст детей 5 -7 лет)
детской вокально - хоровой студии «7 НОТ».
Тема: «Интонация».
Педагог дополнительного образования бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»
Кокшарова Ольга Викторовна
Цель: формирование представления об интонации в музыкальном произведении через эмоциональное восприятие детей.
Задачи:
- формировать основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста;
- совершенствовать певческие навыки детей дошкольного возраста;
-способствовать формированию представлений о нравственных ценностях и
проявление примеров добросердечности;
- формировать умения самоконтроля поведения и волевых усилий в деятельности;
- формировать умение взаимодействовать друг с другом в коллективе.
Ход занятия.
Дети заходят под спокойную музыку и садятся на стульчики.Приветствие детей попевкой «Здравствуйте ребята!».
- Ребята, я хотела бы начать наше занятие небольшим отрывком из одной известной сказки - стихотворения, послушайте внимательно и скажите, правильно ли я читаю его:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя….»
- Ребята, вам знакомы эти строки? (Да, они из сказки-стихотворения «Мойдодыр» К.И. Чуковского),
- Расскажите, о чем говориться в этом стихотворении? (ответы детей)
- Главная мысль сказки Мойдодыр в том, что с самого детства нужно приучаться соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой своих вещей, дома, рабочего места. Неряшливые люди отталкивают от себя всех вокруг, это показано на примере главного героя.
- Сказка учит детей опрятности, чистоплотности, соблюдению элементарных правил гигиены.
- Вам понравилось, как я прочитала отрывок сказки? (нет) Что было не так? (Прочитано скучно, невыразительно)
- А что помогает делать стихи выразительными? (Знаки препинания, ударения во фразах, паузы, тембр голоса...)
- Хорошо, я постараюсь еще раз, при этом буду соблюдать все ваши замечания (Читаю еще раз).
- Какое чтение вам понравилось? Почему? (Второе, потому что было выразительно прочитано, с интонацией).
- Значит слово «Интонация» вам знакомо? (да)
- Так вот тема нашего занятия сегодня «Интонация» - она бывает и в речи и в музыке». Мы будем учиться различать разные интонации в речи и музыке и использовать их в нашей жизни.
- Речевая интонация – это выразительное повышение или понижение голоса. С помощью интонации можно передавать свое настроение, выражать свои чувства. Когда вы что-либо говорите, вас обычно сопровождает определенная мимика лица. Посмотрите на мимику смайликов.
- Определите, какая интонация соответствует каждому из них? (Веселый, грустный, злой, удивленный, испуганный) С кем из них вам хотелось бы дружить? Почему?
- А может ли иметь значение интонация в музыкальной речи?
- Разговорная речь и речь музыкальная хотя и вполне самостоятельная, но, тем не менее имеет много общего. В музыкальной речи существуют свои обозначения: ноты – буквы, пауза – точка (знак молчания), чуть остановится мелодия – запятая, с повышенным голосом - форте, если затаённо - пиано.
- Я предлагаю исполнить знакомую распевку «По дороге Петя шёл», соблюдая дыхание, делая остановки, логические ударения во фразах. Но прежде нам нужно распеться.
- И начнём с песни, «Петь приятно и удобно», которая говорит нам о том, как нужно вести себя при пении.
Исполнение песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно».
После песни распевание упражнение «Эхо» на развитии музыкального слуха и интонации, дети поют сначала вместе, потом индивидуально.
После, распевка «По дороге Петя шёл».
Вносят Фею Музыки.
- Ребята, к нам пришла на занятие гостья, наверное, это Фея с нашей песни, и она приготовила для вас несколько заданий. Первое задание – посмотрите внимательно на ваши стульчики - что необычного вы на них увидели? (ленточки),
- Правильно, ленточки, и они у всех разного цвета. А теперь встаньте и поделитесь на команды, по цветам ленточек (деление на команды).
– На столах у каждой команды находятся пазлы, ваша задача - собрать эти пазлы (дети собирают пазлы).
– Скажите, пожалуйста, а что общего у всех картинок, изображенных на пазлах? (там изображены сказочные герои).
– И ещё Фея приготовила для вас загадки, вы умеете разгадывать загадки? (ответы детей)
Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор …. (Айболит)
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? (Лиса)
Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога. Эту бабу звать … (Яга)
В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка-Ёжка у окна ...
Догадайтесь, кто она? (Сказка)
Она ложь, Но в ней намёк,
Добрым молодцам урок? (Сказка)
- Правильно, скажите, а сказки разные бывают и герои тоже разные? Какие? (Добрые и злые, хитрые, глупые, ленивые….).
- Какая музыка может изобразить злого героя сказки? (ответы детей)
- У злых героев в сказках и музыка звучит остро, отрывисто и зло, а у добрых она мягкая, спокойная и весёлая, дружелюбная.
- Предлагаю вам послушать одну пьесу, а вы постарайтесь по интонации определить, какой герой живёт в этой музыке?
звучит «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского «Баба-яга»
- Как вы думаете, какого героя изображает эта музыка? Какая музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают нам представить Бабу Ягу. Нарисуйте словами мне портрет этого героя? (ответы детей).
- И Фея мне на ушко шепнула, что вы знаете песню про сказки. А какая это песня? (очень добрая, красивая, нежная). Какие средства музыкальной выразительности помогли композитору написать такую песню? (ответы детей). Давайте с выразительной интонацией споём нашей Фее?!
Дети исполняют песню «Вновь приходят сказки».
- Я думаю, Фея осталась довольна нашим исполнением песни. Потому что мы пели с какой интонацией? (ответы детей). У нас осталось еще одно задание Феи. И сейчас мы постараемся его выполнить.
- Предлагаю поиграть с музыкальной интонацией. Нужно пропеть слова героя сказки с такой интонацией, чтобы было понятно какие чувства они выражают.
Иллюстрация сказки «Колобок»
- Какая это сказка? (ответы детей)
- Какую песню поет Колобок? (ответы детей)
«Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусекам метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
А от тебя, зайца, подавно уйду!»
- С какой интонацией поет Колобок свою песню? (ответы: веселая, легкая, беззаботная, жизнерадостная….)
- Давайте пропоем эту песню с веселой, беззаботной интонацией.
Дети поют песенку Колобка. Пение индивидуальное.
- Какая это сказка? (ответы детей)
Иллюстрация сказки «Волк и семеро козлят»
- Какую песню поет Волк? (ответы детей)
«Вы, козлятушки, вы ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла, молока принесла.
Полны копытца водицы!»
- С какой интонацией поет Волк свою песню? (ответы детей: грубая, злая, угрожающая).
- Давайте пропоем эту песню с грубой и злой интонацией.
Дети поют песенку Волка. Пение индивидуальное.
- Пусть эти грубые и злые интонации сменяться интонациями света, радости, веселья!
- Фея мне шепнула на ушко, что ей пора улетать, потому что уже на улице стало совсем темно и скоро придёт ночь, и она должна успеть облететь всех деток, чтоб шепнуть им на ушко, как в песне. Давайте с ней попрощаемся. (Фею уносят).
- Ребята вам интересно было на занятии? (ответы детей).
- Что вас заинтересовало и запомнилось больше всего? А что у вас вызвало затруднение? (ответы детей).
- Из смайликов, которые я разместила на доске можно выбрать и повестить на доску, какое у вас настроение после занятия, и расскажите почему? (На выбор несколько смайликов).
- Ну а теперь давайте вспомним, как мы сегодня с вами поздоровались и так же попрощаемся с радостной интонацией.
(Попевочка - прощание).