Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Экология
  3. Конспект урока "Береги природу, человек!"

Конспект урока "Береги природу, человек!"

Конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему "Береги природу, человек!" по УМК "Планета Знаний". Урок усвоения новых знаний, направленный на формирование у детей бережного отношения к природе, экологических знаний

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Экология

Категория

Экология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Центр образования им. И.А.Милютина СП Школа №23»

Конспект урока по окружающему миру

2 класс

«Береги природу, человек!»

Подготовила: учитель начальных классов

Борзенина Мария Алексеевна

г.Череповец

2024

УМК «Планета знаний»

Тема урока: Береги природу, человек!

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы; создать условия для выведения правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников; способствовать расширению знаний обучающихся о Красной книге.

Задачи урока:

Образовательные:

  • учить бережному отношению к природе;

Воспитательные: 

  • воспитывать любознательность, эстетические чувства;

  • показать бережное и экологически правильное отношение к природе;

  • воспитывать аккуратность;

  • воспитывать интерес и любовь к природе;

  • воспитывать желание учиться и делать открытия;

  • воспитывать умение слушать других, работать в парах.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, речь, интеллектуальное мышление (сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы);

  • развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, сказок, создания проблемных ситуаций;

  • развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством работы в паре;

  • научить применять изученный материал в повседневной жизни;

  • развивать эмоции, творческие способности;

  • развивать словарный запас.

Планируемые результаты:

а) предметные: определяют способы взаимодействия человека и природы; формулируют правила поведения человека в природе.

б) личностные: осознают себя жителями планеты «Земля», испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.

в) Метапредметные:

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе, используют рисунки, фотографии для получения необходимой информации.

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, приводят убедительные доказательства; умеют работать коллективно, в паре;

Оборудование для учителя:

Презентация к уроку.

Оборудование для учеников:

Shape1 -Учебник окружающего мира УМК «Планета знаний»;

Рабочая тетрадь № 2 для 2 класса;

- карточки;;

- костюмы для экологической сказки;

- оборудование для сценки.

Необходимые ресурсы:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация Power Point  к уроку.

Shape2

Борзенина Мария Алексеевна



Этапы урока; задачи и деятельность обучающихся

Деятельность учителя и учащихся

УУД

1Актуализация знаний учащихся

Задача 1: Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха. (!-2 минуты)

Задача 2: Повторение и проверка знаний, необходимых для открытия новых знаний (5-7 минут)

2.Целеполагание

Задача: построение плана действий для «Открытия» новых знаний (2-3 минуты)

3.Открытие новых знаний

Задача: формулирование в совместной деятельности нового знания (15-19 минут)

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Задача: включение нового знания в систему знаний и повторений. Применение новых знаний (5 минут)

5.Рефлексия. Оценить собственную деятельность (1-2 минуты).

6.Выбор домашнего задания (1 минута)

Здравствуйте, дети!

Урок наш начнем

Он о природе – природа наш дом.

На уроке будь смекалист

Будь внимателен вдвойне

Нам сегодня предстоит

Много новых тайн открыть

Быстро думать, отвечать

Нашу память развивать

Любознательными стать

На пятерки отвечать.

- Прослушайте стихотворение М. Дудина и подумайте, о чем пойдет речь на этом уроке. 

Берегите Землю.

Берегите жаворонка в небе,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики, 

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем, 

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

   

– О чем пойдем речь на уроке? (О сохранении природы).

Вводная беседа.

- Природа – наш дом. Где бы ни жил человек, в городе или загородной местности, он всегда окружён растениями, животными. Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают, как отражаются на природе их поступки.

Я сорвал цветок
И он увял.
Я поймал мотылька 
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

Удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце.Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.

Если бы Земля могла говорить, вот что бы мы от нее услышали :

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива . Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила! Любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время.

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал использовать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мои воды ядами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя. У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.( появляется плакат с изображением плачущей планеты)

Спасите! Помогите!

-Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ?

  1. Решение учебной задачи.

- Какие опасности грозят нашей планете?

Рассматривание иллюстраций или слайдов презентации:

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

СВАЛКИ БРАКОНЬЕРСТВО ВЫРУБКА ЛЕСА

ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ СТОЧНЫЕ ВОДЫ РЕЧНЫЕ ПОРТЫ

ЗАВОДЫ И ФАБРИКИ НЕФТЬ НА ВОДЕ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, ВЫХЛОПЫ….

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !

- Ребята, чем же мы можем помочь планете? Что сделать для того, чтобы она не болела?

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги 
Ты на этом свете.


Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа ,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много.
Все живое на Земле хочет жить, и помочь этому
Можем только мы.

  • Рассмотреть знаки и объяснить, что они обозначают.

  1. Физкультминутка.

Руки кверху поднимаем, 
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

  1. Беседа о Красной книге.

– Если б человек каждый день здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.

Стихотворение: “Богаты мы”

Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы плавают в реке.
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнаю – как богаты были мы!!!

Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.

– Какие вы знаете растения, занесенные в Красную книгу?

(Показывают картинки).

– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.

  • Игра “Редкие и исчезающие животные”

Участники игры должны прочитать названия животных.

Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

Я в к я с у л а с н в ц ц

П д ж ф е ч й р п а н ф ч

Ж м в ы м р х у ж х о р л ь

Г с в е в о п б в а с р о д

М б е к д ь о в е д б к в

К ф п о ы б з р а ы ф п з

В г е м г е л о в р д ж д д

Ц с э я у ф т ц я о э р а ф

Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.

Беседа, показ картинок редких животных.

– Ребята, чем мы можем помочь им?

  • Игра «Экологический светофор».

В середину класса со своего места выходит мальчик с рюкзаком. (Из кармана торчит рогатка.)

Учитель. Ты куда идешь?

Мальчик. В лес, конечно.

Учитель. Я смотрю, гость лесной ты какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети зажгут сигнал светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Учитель. Поиграем с вами в экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги: красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе; желтый свет зажигается для того, чтобы мы соблюдали определенные правила поведения; зеленый свет зажигается тем, кто делает для его обитателей – растений и животных – добрые дела.

Мальчик достает из рюкзака вещи.

  • Нож.

Я хотел ножом содрать бересту с березы, чтобы разжечь костер.

Зажигается красный свет светофора.

  • Спички.

Я решил, когда устану, посидеть у костра.

Зажигается красный свет светофора.

  • Магнитофон.

Я собирался послушать громко новые песни.

Зажигается красный свет светофора.

  • Лейка.

В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

Зажигается зеленый свет светофора.

  • Пакет с крошками хлеба, крупой.

Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

Зажигается зеленый свет светофора.

Учитель. Да, я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Запомни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это?

-А сейчас послушайте сказку о нашей планете Земля и космическом докторе. (На сцене мальчик в костюме доктора и девочка, изображающая планету Земля.)

  • Экологическая сказка.

На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как же на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую как на планете Земля. От сложнейшей работы его отвлек телефонный звонок.

  • Кто звонит?

  • Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь!

  • Что случилось?

  • Я вся изранена, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди. Мое тело горит от ожогов. Люди бездумно уничтожают растения и истребляют животных, которым я дала Жизнь! Спасите меня, Доктор!

  • Вылетаю немедленно.

Доктор очень быстро прибыл на Землю. Осмотрев бедняжку, он задумался: какое лечение назначить? Для начала он очистил планету от мусора и оружия, а затем достал миллион километров цветного бинта и перевязал порезы.

Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал с Земли:

- Люди, вам нужна живая планета! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках.

  • Составление правил поведения в природе. Работа в парах.

- Ребята, к нам в класс поступили жалобы от животных.

(учитель зачитывает)

Жалоба № 1.

«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

Кто это ? ( это сова)

(Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.)

Жалоба № 2.

«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.

Кто это? (это жаба )

(Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут).

Жалоба № 3.

«Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать, а начинают чесаться. Их раздражают наши тоненькие голоса. Не любят нас люди. Постоянно ругают и уничтожают. А природе мы приносим пользу».

- Кто это? (Это комары.)

-Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы. Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки - прожорливые хищники. Сами стрекозы охотятся на взрослых комаров в воздухе, а личинки стрекоз - на личинок комаров в воде.

Жалоба № 4.

«А нас человек, видимо, слишком сильно любит. Рвет беспощадно, бросает потом куда попало, а мы погибаем. Мы очень похожи на музыкальные колокольчики».

- Кто это? (это колокольчик).

Колокольчик уменьшает содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма в 2 раза.

Жалоба № 5.

«Люди всегда меня топчут, ругают, говорят, что злая я, обжигаю им руки и ноги. А ведь совсем наоборот. Добрая я и полезная».

- Кто это? (это крапива).

Крапива вычистит и заживит раны, так как в крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, останавливающие кровь. Также это растение укрепляет волосы.

- Какой вывод нужно сделать?

Вывод:Нужно беречь всех животных, и белку, и ежа, и синицу, и лягушку и других животных, т.к. все они необходимы природе. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Дополнительно:

Послушайте, какие животные обитают на территории России, но находятся на грани исчезновения. Я буду зачитывать описание, а вы должны угадать, что это за животное.

Экологическая игра «Угадай по описанию».

Описание 1. Благородное рогатое животное. Каждую зиму ветвистые рога отпадают, а весной вырастают новые. Из его рогов делают лекарство. (Сохатый лось.)

Описание 2. Это животное - крупная и опасная лесная кошка, кровожадный хищник. Она очень осторожна: неслышно ходит и далеко слышит, умеет забираться на высокие густые деревья. (Рысь.)

Описание З.Эти умные животные строят себе дома, создавая искусственные плотины на водоемах. Основное оружие - четыре передних зуба, с помощью которых они грызут деревья. Чем больше они грызут, тем длиннее и острее их зубы. Хвост они используют как руль при плавании. У него ценная шкурка и вкусное мясо.(Бобр.)

Дополнительно:

  • Посмотрите, на берегу реки построили завод.

  • К чему это может привести?

  • Отразится ли это на здоровье человека? Как?

- Расскажите, как загрязненные вещества поступают в организм человека.

- Если в воду поступают выбросы заводов, фабрик, различный мусор, то человек вынужден пить загрязненную воду. В таком случае может ли он оставаться здоровым?

- А кто еще страдает от этого? (Ответы детей)

- Мы с вами жители нашего города Благовещенск, что мы можем сделать для того, чтобы вода оставалась чистой? Какое участие вы можете принять в охране воды?

+ Не бросать в воду мусор, не мыть машины в реке.

- Да, пока ваша посильная помощь реке и окружающему миру в том, что не будете мусорить.

Игра«Это я, это я – это все мои друзья.»

Кто, придя на водоём,

Лилии срывает в нем?

Кто водоем не загрязняет?

Бутылки в воду не бросает?

Кто на глади зеркальной, речной

Не нарушает уток покой?

Мы улиток охраняем,

Прудовиков не обижаем?

Мы машины в реке моем,

Копоть, грязь с нее отмоем.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель:- Я уверена, что вы будете беречь все живое на Земле, охранять природу.

Правила-знаки на доску.

- Итак, давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока:

как человеку нужно относиться к природе: бережно или владеть ее богатствами, используя все во благо человека?

- Почему?

9. Рефлексия УД на уроке.

Смайлики.

- Молодцы, ребята!

- Послушайте такое стихотворение

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя. 

Е.А. Евтушенко

-Пусть всем хватит места на нашей голубой планете! Давайте будем любить и беречь природу, не обижать братьев наших меньших. Русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали. Пожелаем успехов друг другу.

- Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:

Желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

До свидания! (вся ладонь).

Вручение медалек «Знатоку окружающего мира».

- Уходя с нашего занятия, о чем мы будем помнить? (Надо беречь нашу Землю!)

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой, 
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги! 

Личностные, смыслообразование, мотивация.

Коммуникативные, аргументация собственного мнения, построение речевого высказывания

Познавательные, постановка и формулирование проблемы, систематизация знаний и границы знаний и незнаний

Регулятивные, целеполагание, удержание цели

Познавательные поиск информации

Регулятивные контроль, самооценнка, оценка качества и уровня освоения

Самоопредение(Л)

Структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата деятельности (П/о)

Умение применять уже знакомые знания, построение логической цепи рассуждение (П/л)

Прогнозирование(Р)

Анализ, синтез(П/л)

Оценка, контроль, коррекция(Р)

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов(Л)

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли(К)

Структурирование знаний, преобразование модели(П/о)

Выведение следствий(П/л)

Знаково-символическое моделирование (П/о)

Целеполагание(Р)

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез(П/л)

Выбор критерия для оценивания сообщений(П/л)

Выдвижение гипотез, их обоснование (П/л)

Нравственно-этическое оценивание

Сохранение учебной цели (Р)

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению(Р)

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П/о)

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока для 2 класса по окружающему миру на тему "Береги природу, человек!" по УМК "Планета Знаний". Урок усвоения новых знаний, направленный на формирование у детей бережного отношения к природе, экологических знаний
0 ₽