Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Конспект урока "Изменение имён существительных по падежам". (общее понятие о склонении)

Конспект урока "Изменение имён существительных по падежам". (общее понятие о склонении)

Цели: - Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов. - Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа. -учить склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике; - повторить и систематизировать знания об имени существительном; - развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой; - воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект урока русского языка в 3 классе.

 

Тема урока: Изменение имён существительных по падежам. (общее понятие о склонении)

Цели:

-Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

-  Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.

-учить склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать  выводы,  применять полученные знания на практике;

- повторить и систематизировать знания об имени существительном;

- развивать орфографическую зоркость,  память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой;

- воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.

Планируемые результаты:

- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:   умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действий;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

- Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

     - Здравствуйте, ребята! 

– Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

-Запишите в тетрадях аккуратно число (дату) , классная работа (вид работы)

II. Актуализация знаний

1.–Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать, вы мне скажете сами, убрав все буквы а и ё.

аимяасуёщесатвиётеальноеё

- Что у нас получилось? Какую часть речи будем продолжать изучать?

- для того чтобы вспомнить что мы уже знаем об имени существительном  составим кластер.  Разбейтесь на 2 группы и составьте кластер. 1 группа идите к доске и защитите свой кластер.

2 группа чем можно дополнить?

Существительное

обозначает кто? что? собственное имеет род

предмет нарицательное м.р ж.р ср.р

одуш. неодуш. изменяется

по числам ?

2.  Словарная работа   

- А сейчас мы поиграем в игру «Четвёртое лишнее». Запишите словарные слова, выделите орфограммы, подчеркните лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор.

П..тух, м..двед, к.ртины, за..ц, об..зьяна

-Что объединяет эти слова?

-Докажите что это имя существительное?

III. Работа над новой темой

1. Создание проблемной ситуации:   

Ребята, откройте учебник на с.36 и прочитайте проблемный вопрос.

И вот над этой проблемой нам нужно работать сегодня на уроке

Ребята, откройте учебники на с.36 и  выполним упражнение 64. 

Прочитайте текст вставляя в предложения существительное сосна в нужной форме.

Найдите грамматическую основу в первом предложении.

На какой вопрос отвечает существительное сосна в этом предложении?

Выпишем слово сосна вместе с вопросом и  с тем словом от которого ставили вопрос.

 (что?) сосна

Хвоя (чего?) сосны

Прилетел (к чему?) к сосне

Сели (на что?) на сосну

Растут (под чем?) под сосной

Играли (на чём?) на сосне.

Выделите окончания имени существительного сосна.

Что можете сказать об окончаниях?

-Почему  у них разные окончания? (разные вопросы)

- Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение сущ-х по вопросам?

- Где мы можем найти эту информацию? (спросить у учителя, в учебнике)

(В учебнике.) с. 36

-Найдите  ответ в учебнике.

-Так какая тема нашего сегодняшнего  урока?  (изменение имен существительных по падежам) 

-Можем ли мы определить падеж сущ-х  в выписанных словах? Почему?

- Как вы думаете, тогда цель нашего урока какая?  /Узнать название падежей и  научиться изменять существительные по падежам/

- Так давайте это узнаем!

У слова есть шесть падежей

Шесть верных маленьких пажей

Они проходят чередой

За слово в бой готов любой.

2. Знакомство с падежами   

Послушайте сказку «Откуда пошли названия падежей» и постарайтесь запомнить названия.

  Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать именительный.

 Родился – стал родительным.  Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был ещё маленьким, ему все давали и он стал - дательным.

 Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал – винительным.

  Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал – творительным.

 Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и он стал предложным.

-Какие названия падежей запомнили?

– Давайте еще раз прочитаем названия падежей

  Вот такие падежи.

А ты с ними подружи.

Будешь грамотно писать

И пятёрки получать.

- В русском языке принято изменение сущ-х по падежам называть склонение.

Хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя  существительное в начальной форме отвечает на вопросы «кто? Что?». Это и есть слово в именительном  падеже. Если слово является в предложении подлежащим то оно тоже в именительном падеже.

- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники

И.п. (есть)  кто?  Что?

Р.п. (нет)   кого?  Чего?

Д.п. (рад) кому?  Чему?

В.п.(вижу)  кого?  Что?

 Т.п.(любуюсь)  кем?   Чем?

П.п.(думаю)  о ком?   О чем?  

– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)  

3)     Физминутка.

 

VI. Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике.

- Ребята  что нужно хорошо знать, чтобы правильно определить падеж сущ-го? /падежные вопросы/

- Итак, что значит изменить существительные по падежам? /изменить их по вопросам/

-Что изменяется при этом у сущ-х?

- Как по-другому называется изменение сущ-х по падежам? /склонение/

- А теперь зная названия падежей, падежные вопросы  можем ли мы  изменить по падежам  (просклонять) существительных?

Ребята какое сейчас время года? Это существительное? –

Итак, давайте просклоняем существительноезима.  Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.

 (я на доске)

А теперь , ребята, просклоняйте имена существительные сами

1 ряд –лиса, 2 ряд- трава

Взаимопроверка

 

Игра «Эстафета» (Участвует весь класс, разбитый на 2 команды по рядам.

Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку  сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)

 

1-й ряд. Растет (на чём?) дереве (……….), сидит  (за чем?) за партой (……….),   подарил (кому?) товарищу (……….) , поставил  (на что?) на стол. (………), радоваться (чему?) зиме (………) 

2-й ряд. Зашел  (к кому?) к другу (……….), горжусь  (чем?) Родиной (…………), мечтаю (о чём?) о лете(………),   катиться  ( с чего?) с горки (………)., радоваться (чему?) празднику(……..)

 

Индивидуальные карточки

И.п. что? Домик

Р.п. чего? ( нет)

Д.п. чему? (рад)

В.п. что? (вижу)

 Т.п.чем?  (доволен)

 П.п. о чём?   (думаю )

      

VII. Итог урока. Завершение составления кластера     

-что нового узнали на уроке?

Что мы можем добавить в свой кластер?

-какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

Как вы думаете достигли ли вы этой цели?

-У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?

Это затруднение связано с тем, что вы ещё недостаточно хорошо знаете названия падежей, вопросы

VIII. Рефлексия

- Мы ещё не до конца исследовали имя существительное. На следующих уроках  узнаете об этой части речи ещё много нового.

Всё ли у вас получилось?

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Домашнее задание

Выучить название падежей, падежные вопросы

Выполнить задания на карточках в тетради.

 Вам интересно знать, сколько падежей в других языках? Тогда вам задание – узнать это.

Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

   - Сегодня на уроке хорошо работали…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Продолжить учить работать с учебником, атласом, контурной картой Курской области. • прививать любовь к красоте родного края; сориентировать на сохранение природы, поддержание экологического равновесия, улучшение способов ведения хозяйства.
0 ₽
Цели: - Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов. - Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа. -учить склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике; - повторить и систематизировать знания об имени существительном; - развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой; - воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.
0 ₽