Конспект урока русского языка в 3 классе.
Тема урока: Изменение имён существительных по падежам. (общее понятие о склонении)
Цели:
-Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
- Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
-учить склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике;
- повторить и систематизировать знания об имени существительном;
- развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой;
- воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.
Планируемые результаты:
- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока:
Орг. момент. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята!
– Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
-Запишите в тетрадях аккуратно число (дату) , классная работа (вид работы)
II. Актуализация знаний
1.–Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать, вы мне скажете сами, убрав все буквы а и ё.
аимяасуёщесатвиётеальноеё
- Что у нас получилось? Какую часть речи будем продолжать изучать?
- для того чтобы вспомнить что мы уже знаем об имени существительном составим кластер. Разбейтесь на 2 группы и составьте кластер. 1 группа идите к доске и защитите свой кластер.
2 группа чем можно дополнить?
Существительное
обозначает кто? что? собственное имеет род
предмет нарицательное м.р ж.р ср.р
одуш. неодуш. изменяется
по числам ?
2. Словарная работа
- А сейчас мы поиграем в игру «Четвёртое лишнее». Запишите словарные слова, выделите орфограммы, подчеркните лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор.
П..тух, м..двед, к.ртины, за..ц, об..зьяна
-Что объединяет эти слова?
-Докажите что это имя существительное?
III. Работа над новой темой
1. Создание проблемной ситуации:
Ребята, откройте учебник на с.36 и прочитайте проблемный вопрос.
И вот над этой проблемой нам нужно работать сегодня на уроке
Ребята, откройте учебники на с.36 и выполним упражнение 64.
Прочитайте текст вставляя в предложения существительное сосна в нужной форме.
Найдите грамматическую основу в первом предложении.
На какой вопрос отвечает существительное сосна в этом предложении?
Выпишем слово сосна вместе с вопросом и с тем словом от которого ставили вопрос.
(что?) сосна
Хвоя (чего?) сосны
Прилетел (к чему?) к сосне
Сели (на что?) на сосну
Растут (под чем?) под сосной
Играли (на чём?) на сосне.
Выделите окончания имени существительного сосна.
Что можете сказать об окончаниях?
-Почему у них разные окончания? (разные вопросы)
- Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение сущ-х по вопросам?
- Где мы можем найти эту информацию? (спросить у учителя, в учебнике)
(В учебнике.) с. 36
-Найдите ответ в учебнике.
-Так какая тема нашего сегодняшнего урока? (изменение имен существительных по падежам)
-Можем ли мы определить падеж сущ-х в выписанных словах? Почему?
- Как вы думаете, тогда цель нашего урока какая? /Узнать название падежей и научиться изменять существительные по падежам/
- Так давайте это узнаем!
У слова есть шесть падежей
Шесть верных маленьких пажей
Они проходят чередой
За слово в бой готов любой.
2. Знакомство с падежами
Послушайте сказку «Откуда пошли названия падежей» и постарайтесь запомнить названия.
Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать именительный.
Родился – стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был ещё маленьким, ему все давали и он стал - дательным.
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал – винительным.
Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал – творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и он стал предложным.
-Какие названия падежей запомнили?
– Давайте еще раз прочитаем названия падежей
Вот такие падежи.
А ты с ними подружи.
Будешь грамотно писать
И пятёрки получать.
- В русском языке принято изменение сущ-х по падежам называть склонение.
Хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя существительное в начальной форме отвечает на вопросы «кто? Что?». Это и есть слово в именительном падеже. Если слово является в предложении подлежащим то оно тоже в именительном падеже.
- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.
- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники
И.п. (есть) кто? Что?
Р.п. (нет) кого? Чего?
Д.п. (рад) кому? Чему?
В.п.(вижу) кого? Что?
Т.п.(любуюсь) кем? Чем?
П.п.(думаю) о ком? О чем?
– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)
3) Физминутка.
VI. Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике.
- Ребята что нужно хорошо знать, чтобы правильно определить падеж сущ-го? /падежные вопросы/
- Итак, что значит изменить существительные по падежам? /изменить их по вопросам/
-Что изменяется при этом у сущ-х?
- Как по-другому называется изменение сущ-х по падежам? /склонение/
- А теперь зная названия падежей, падежные вопросы можем ли мы изменить по падежам (просклонять) существительных?
Ребята какое сейчас время года? Это существительное? –
Итак, давайте просклоняем существительноезима. Для этого напишем первые буквы названий падежей в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, у существительного выделяем окончание.
(я на доске)
А теперь , ребята, просклоняйте имена существительные сами
1 ряд –лиса, 2 ряд- трава
Взаимопроверка
Игра «Эстафета» (Участвует весь класс, разбитый на 2 команды по рядам.
Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу уч-ся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.)
1-й ряд. Растет (на чём?) дереве (……….), сидит (за чем?) за партой (……….), подарил (кому?) товарищу (……….) , поставил (на что?) на стол. (………), радоваться (чему?) зиме (………)
2-й ряд. Зашел (к кому?) к другу (……….), горжусь (чем?) Родиной (…………), мечтаю (о чём?) о лете(………), катиться ( с чего?) с горки (………)., радоваться (чему?) празднику(……..)
Индивидуальные карточки
И.п. что? Домик
Р.п. чего? ( нет)
Д.п. чему? (рад)
В.п. что? (вижу)
Т.п.чем? (доволен)
П.п. о чём? (думаю )
VII. Итог урока. Завершение составления кластера
-что нового узнали на уроке?
Что мы можем добавить в свой кластер?
-какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
Как вы думаете достигли ли вы этой цели?
-У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?
Это затруднение связано с тем, что вы ещё недостаточно хорошо знаете названия падежей, вопросы
VIII. Рефлексия
- Мы ещё не до конца исследовали имя существительное. На следующих уроках узнаете об этой части речи ещё много нового.
Всё ли у вас получилось?
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Домашнее задание
Выучить название падежей, падежные вопросы
Выполнить задания на карточках в тетради.
Вам интересно знать, сколько падежей в других языках? Тогда вам задание – узнать это.
Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.
- Сегодня на уроке хорошо работали…