Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Экология
  3. Конспект урока "Воды и водные ресурсы Курской области"

Конспект урока "Воды и водные ресурсы Курской области"

Продолжить учить работать с учебником, атласом, контурной картой Курской области. • прививать любовь к красоте родного края; сориентировать на сохранение природы, поддержание экологического равновесия, улучшение способов ведения хозяйства.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Экология

Категория

Экология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема: Воды и водные ресурсы Курской области.

Цель урока: изучить озера, болота, подземные воды, водные ресурсы Курской области.

Задачи:

·  познакомить с происхождением, местоположением, значением озер, болот, водохранилищ, подземных вод; охарактеризовать крупнейшие из них как часть водных ресурсов области.

·  продолжить учить работать с учебником, атласом, контурной картой Курской области.

·  прививать любовь к красоте родного края; сориентировать на сохранение природы, поддержание экологического равновесия, улучшение способов ведения хозяйства.

Оборудование: Учебник, настенная карта, контурная карта, атлас Курской области

Ход урока.

1. Организационный момент(1 мин).

Проверка готовности класса к уроку.

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжим изучение географии Курской области с темой урока и целью мы определимся позже, а сейчас проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

Тестирование по вариантам.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Основные особенности климата области?

Какие признаки положены в основу выделения сезонов года?

Охарактеризуйте отдельные сезоны года.

Какие неблагоприятные для сельского хозяйства погодные явления наблюдаются в вашем районе?

3. Изучение нового материала.

Курская область расположена в бассейнах рек Днепр и Дон (соответственно 78% и 22% территории области). Всего в области насчитывается 902 постоянных и временных водотоков, из которых 188 имеют длину более 10 км. . Общая длина рек, протекающих на территории Курской области, составляет около 8000 км. 

Из наиболее значительных рек к бассейну Днепра относятся Сейм (приток Десны) со своими притоками Тускарь и Свапа, а также Псел (приток Днепра). Бассейн Дона представляют верховья рек Тим, Кшень, Олым (все – притоки реки Сосна), а также Оскол (приток реки Северский Донец). Бассейн Днепра представлен реками Сейм и Псёл с их многочисленными притоками. Речную систему Дона представляют верховья рек Оскол, Олым, Тим и Кшень.

Реки области равнинниго типа. Они имеют небольшое падение и уклон.Реки со смешанным типом питания. Относятся к рекам с весенним половодьем.

Крупных озер и болот на территории области нет.Насчитывается 870 озёр. Это озёра пойменного типа.

Большинство из 188 рек области длинной более 10 км относятся к категории малых. К средним рекам относятся: Сейм, Тускарь, Свапа, Псёл. Кроме этого, в области насчитывается 561 искусственный водоем – пруды и водохранилища. На территории Курской области поверхностных водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, нет, многие водоемы используются населением в рекреационных целях.

Наиболее крупной водной артерией, используемой в рекреационных целях, является река Сейм, которая протекает по семи районам области и городу Курску.

В большинстве своем поверхностные водные объекты имеют большое природоресурсное, природоохранное и рекреационное значение.

В пределах крупных населенных пунктов на берегах водоемов оборудованы зоны отдыха, пляжи и участки для охоты и рыбалки. Реки, озера и пруды широко используются для хозяйственного водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы. 
В Курской области есть месторождения пресных питьевых подземных вод и одно месторождение подземных минеральных вод.

Хозяйственно-питьевое водоснабжение городов и населенных пунктов области осуществляется исключительно за счет подземных вод. Основными источниками водоснабжения населения области являются подземные воды турон-маастрихтского, альб-сеноманского, бат-келловейского и ряжского водоносных горизонтов, при этом наибольшая добыча подземных вод осуществляется из альб-сеноманского водоносного горизонта, около 67% от всего объема добываемой воды.

Потенциальные ресурсы пресных подземных вод Курской области составляют 0,8 км3/год, модуль прогнозных ресурсов равен 0,91 л/с/км2.

Запасы подземных вод Курской области составляют – 1230,62 тыс. м3/сут, из них балансовые запасы на 142 месторождениях пресных питьевых подземных вод – 1186,82 тыс. м3/сут, забалансовые – 43,80 тыс. м3/сут. Учтённый водоотбор подземных вод на 01.01.2015 г. составил 273,09 тыс.м3/сутки.

При существующих темпах водоотбора область обеспечена разведанными запасами подземных питьевых вод на ближайшие 25-30 лет.

Минеральные подземные воды изучены на Халинском месторождении Курского района. Его эксплуатационные запасы первоначально утверждены ТКЗ в объёме 0,5 м3/сутки. С целью переоценки запасов минеральных подземных вод на объекте в 2009 году завершены гидрогеологические исследования, запасы минеральных подземных вод переутверждены государственной комиссией по запасам в объёме 48 м3/сутки по категории В, расчётный срок эксплуатации 25 лет.

По химическому составу подземные минеральные воды архейско-протерозойского водоносного комплекса слабоминерализованные, хлоридно-натриевые слабощелочные, с минерализацией около 3,5 г/л.

По органолептическим и микробиологическим показателям минеральная вода соответствует нормативным требованиям и может использоваться для питьевого курсового лечения в санаторно-курортных учреждениях, а также для промышленного розлива. В 2007 году начат промышленный розлив минеральной воды Халинского месторождения (торговая марка «Курский Адамант»).

В 20 км от Курска в ландшафтно-сервисном комплексе «Журавлино» налажен розлив минеральной природной столовой питьевой воды, которая выпускается под торговой маркой «Журавлинская» и относится к гидрокарбонатной магниево-кальциевой группе.

Область испытывает дефицит поверхностных и подземных вод, имеется дефицит питьевой воды нормативного качества.

4.Закрепление.

Дайте характеристику одной из рек области по плану.

План характеристики реки.

  1. Исток, направление течения и устье реки

  2. К бассейну какого океана относится

  3. Источники питания

  4. Особенности водного режима:

а) продолжительность ледостава

б) половодье

в) межень

г) паводки

  1. Годовой сток

  2. Длина реки

  3. Падение реки

  4. Уклон реки

  5. Возможность ее хозяйственного использования

Сейм — река, левый, наибольший приток Десны (бассейн Чёрного моря).

Исток реки находится на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности.

До впадения правого притока реки Рать, Сейм течёт в северо-западном направлении. Далее он течёт на запад до устья Свапы. Здесь Сейм принимает юго-западное направление, огибает большой излучиной Дмитриевско-Рыльскую гряду с юга и на расстоянии 222 км от своего устья уходит за пределы Курской области России на территорию Сумской области Украины. По территории Украины Сейм течёт преимущественно в западном направлении, а от Батурина до устья с северо-западном направлении. Впадает в Десну слева на расстоянии 352 км от устья последней напротив села Малое Устье (Сосницкий район Черниговской области), пересекая в низовьях Приднепровскую низменность.

Высота истока 178 метров над уровнем моря (с. Кривец Мантуровского района Курской области), устья — 112 метров над уровнем моря. Падение реки составляет 66 метров, уклон реки — 0,095 м/км. Длина реки 696 км. Находим падение по формуле Н1-Н2разница между высотой истока и устья. Уклон разделин величину падения на длину реки.

Средний расход воды возле Рыльска в межень — 32 м³/с., средний годовой расход воды в 105 км от устья (с. Мутин Кролевецкого района Сумской области) — 99,6 м³/сек.

Замерзает в конце ноября — декабре, вскрывается в конце марта — начале апреля. Весенне половодье длится почти 70 дней.

Питание преимущественно снеговое. Весной проходит до 70-80 % годового стока. На 35-40 % сток формируется подземными водами.

Правый берег Сейма высокий (до 40 метров), крутой, местами обрывистый, иногда с обнажениями мела и известняков. Левый — низкий (5-10 метров), пологий, террасированный, с уклоном террас в сторону реки. Долина реки асимметрична. Ширина долины (преимущественно 9-12 км) постепенно увеличивается. Долина сравнительно глубокая — 50-75 метров.

Пойма реки местами сильно заболочена, особенно в нижнем течении.

В общей сложности речная система Сейма насчитывает более 914 притоков ,причём только в пределах Курской области, Сейм имеет 639 притоков

Хозяйственное использование

Плотность населения на берегах Сейма довольно высока, вследствие чего вблизи крупных населённых пунктов река загрязнена. Вода используется для хозяйственного водоснабжения и орошения. Вдоль берегов создаются водоохранные полосы. На берегах расположены многочисленные пансионаты, санатории и детские лагеря отдыха, множество песчаных пляжей. На Сейме распространены охота, рыболовство, туризм. Плановые туристические водные маршруты проходят на различных участках от Курска до устья.

5.Рефлексия.

1.Что у вас лично на уроке получилось хорошо и почему?

2.В чем вы испытывали затруднения и почему?

При поиске информации____________________________________

При работе с картой________________________________________

При ответе________________________________________________

Нехватка времени__________________________________________

Другое____________________________________________________

6.Домашнее задание.  

Выучить записи в тетради.

Учитель предлагает домашнее задание на выбор:

  1. Составить к материалу урока 6-7 вопросов.

  2. Составить кроссворд по теме.

7.Итог урока.

  1. Учитель подводит итоги урока, комментирует и выставляет оценки за урок.

  2. Я хочу сказать, что вы молодцы, вы сегодня замечательно работали. Но наиболее плодотворно и аргументированно отвечали (Назвать имена и оценки ребят).

  3. Большое вам спасибо за плодотворное сотрудничество, очень приятно!

  4. До свидания.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Продолжить учить работать с учебником, атласом, контурной картой Курской области. • прививать любовь к красоте родного края; сориентировать на сохранение природы, поддержание экологического равновесия, улучшение способов ведения хозяйства.
0 ₽
Цели: - Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов. - Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа. -учить склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике; - повторить и систематизировать знания об имени существительном; - развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой; - воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.
0 ₽