Конспект урока по окружающему миру во втором классе на тему: «Как измерять температуру?»
Задача урока: формировать у школьников представление о термометре, свойствах жидкостей: расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждение, выяснить принцип строения термометра. Развивать навыки использования термометра: определять температуру в градусах тепла и холода, читать и выяснять их; углублять умение наблюдать за изменениями температуры воздуха и их последствиями для природы и человека; воспитывать интерес к проведению исследовательской работы.
Тип урока: комбинированный.
Оснащение урока: термометры измерения температуры воздуха, воды, почвы и тела человека (медицинские), стакан с кубиками льда, теплая вода демонстрационная и раздаточные модели термометра.
План изложения нового материала на уроке:
1. Назначение термометров – измерять температуру в градусах.
2. Устройство термометра: трубка с жидкостью, градусная школа с делениями.
3. Свойства жидкости: расширение за нагрев и сжатие за охлаждение.
4. Тренировка умения определять температуру воздуха.
Ход урока
I. Вводная часть
1.1. Организация класса
Рефлексия настроения. Упражнение «Подарок».
– Коснитесь ладошками своего соседа и подарите ему улыбку. Когда мы дарим тепло своим ладоням, улыбку и отличное настроение, нам и самим становится тепло и уютно на душе.
1.2. Историческая страница
9 ноября
1.3. В народе говорят, если в этот день
Гусь на лед выходит – плавать долго по воде будет, значит, зима наступит нескоро.
Снег выпал на сырую землю – весна по приметам будет ранней и можно будет увидеть большое количество подснежников.
1.4. Упражнение «Синоптическая минутка»
– Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
– Тепло или холодно на улице?
– Какое состояние неба?
– Какая температура воздуха?
– Были ли сегодня в течение дня осадки?
– Что еще интересного вы заметили?
Предлагаю поработать с календарем наблюдений и записать природные показатели сегодняшней погоды на с. 19 в тетрадях с печатным основанием.
II. Проверка ранее усвоенного материала:
2.1. Фронтальная беседа.
Зачем нужно уметь наблюдать за природой? (Наблюдения помогут нам дать ответы на вопросы о состоянии природы в разное время года, установить причины их возникновения, расширит наши знания об окружающем мире.)
В какой последовательности следует наблюдать, чтобы установить причины и последствия изменений в природе? (Сначала нужно определить, какое положение занимает Солнце на небосводе в полдень.)
Почему наблюдение следует начинать с определения расположения Солнца? (Все изменения в природе происходят благодаря нашему светилу – звезде Солнцу.)
Какой прибор используют для этого? Как он называется? (Гномон.)
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Как расположение Солнца на небосводе в течение года влияет на изменения температуры воздуха? (Чем ниже Солнце над небосводом, тем температура воздуха становится прохладнее.)
Влияет ли продолжительность дня осенью и летом на температуру воздуха? ( Чем короче световой день, тем температура воздуха ниже.)
Игровая ситуация
Сегодня на урок математики к нам в гости приходила белочка. Когда она вернулась домой, то увидела, что ее дочь Рыжуха была грустная, у нее болела голова и совсем не хотелось играть, а под лапкой у Рыжухи был карандаш! Оказалось, что пока мама-белочка проверяла, как вы знаете математику, ее дети остались одни дома и устроили соревнования: кто быстрее заберется на высоченный дуб. Игра была такой веселой, что Рыжуха не заметила, что вспотела от гонки. Именно в это время холодный Ветрище подул на маленькую белочку холодом, и она заболела. Вернувшись домой бедняге стало холодно, и она решила полечиться.
– Как вы думаете, с чего она начала свое лечение?
(Дети объясняют, что Рыжухе нужен термометр, а не карандаш.)
– Для чего ей термометр? (Чтобы измерить температуру тела.)
(Вместо карандаша белочке ставится модель термометра.)
Загадки:
Вишу внутри я на стене,
Снаружи неуютно мне,
Я дам вам в градусах ответ,
Прохладно в доме или нет? (Термометр)
Словарная работа.
Слово «термометр» пришел в нашу речь из греческого языка и состоит из двух слов: «термо» – тепло и «метр» – мерить. Можно перевести как теплометр. Обращаю ваше внимание на то, что это слово находится на нашей «Стене словарных слов.
ІІІ. Сообщения темы и цели урока.
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Варианты детей.)
Тема сегодняшнего урока "Как измерять температуру?".
– Сегодня мы будем решать следующие вопросы:
Зачем нам термометры?
Как они устроены?
– Будем учиться записывать показатели температуры и различать виды термометров.
Демонстрация термометров
– Как можно назвать все эти приборы?
– Для чего они используются? Где вы видели их?
– Как пользуются ими люди?
– Можно ли назвать термометр помощником? (Да, он помогает узнать какая температура воздуха, как нужно одеваться, идя в школ;, помогает узнать здоров ли человек; когда купают маленького ребенка, обязательно нужно измерять температуру воды; когда мы идем на пляж, нужно знать какой температуры вода) .
О температуре мы вспоминаем не один раз в день, потому что людям крайне важно ориентироваться, какая будет погода, и в первую очередь знать температуру воздуха. А в случае, когда возникает какое-либо заболевание, врачи придирчиво следят за температурой тела. Но оказывается, наши предки долгое время не имели термометров. История термометра связана с именем известного итальянского учёного Галилео Галилея. Именно он в 1594 году изобрел первый термометр – прибор для измерения температуры.
Позже появились ртутные термометры. А в настоящее время их вытесняют электронные.
IV. Усвоение новых знаний.
Как работает термометр? Когда жарко, жидкость в термометре поднимается вверх, а когда холодно опускается вниз.
Предлагаю понаблюдать и посмотреть опыт, который я провела в кабинете химии.
Демонстрация видеоролика опыта расширения жидкости (воды) при нагревании и сжатии вследствие охлаждения. Колбу с холодной водой (обозначают уровень воды риской) нагревают до кипения. Наблюдают, как поднимается уровень воды. Вода расширяется по нагреву. Охлаждают воду. Ее уровень постепенно снижается. Потому что жидкость сжимается за охлаждение.
V. Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
Знакомство со строением термометра и его функциями
– Давайте рассмотрим термометр и узнаем, как он устроен.
– Основные части термометра – стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластинка с делениями).
– Каждое деление на шкале означает один градус. Цифры у делений обозначают число градусов. В середине шкалы вы видите ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Уровень столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
Выше нуля находятся градусы тепла. Их обозначают знаком "+". Ниже нуля – градусы холода, или мороза. Их обозначают знаком "-".
1. Чтение учащимися текста учебника.
Ответы учащихся на вопросы по содержанию текста и изображений в учебнике.
Ответить на вопросы:
– Что означает слово «термометр»?
– О каких термометрах вы прочитали?
– Каким знаком обозначают градусы тепла?
– Каким знаком обозначают градусы холода?
– Какое свойство воды делает возможным использование термометра?
– Какое время года имеет самую низкую температуру? Высочайшую?
– Как меняется температура воздуха в течение дня?
VI. Закрепление знаний, умений и навыков.
1. Выполнение задания №1 с. 22 в тетради с печатной основой.
Перед тем как начинать выполнять задания в тетради, предлагаю познакомиться с алгоритмом определения температуры.
1 шаг. Определи, на каком делении остановился столбик жидкости и запиши число.
2 шаг. Определи, выше или ниже нуля это число.
3 шаг. Если выше нуля пиши +, если ниже –.
4 шаг. Запиши обозначение «градус». Прочти запись.
2. Определи, к какому виду градусников относится представленный образец и как его используют. (1. Комнатный термометр – для измерения температуры воздуха в помещении; 2. Уличный термометр – для измерения температуры воздуха на улице; 3. Медицинский термометр – для измерения температуры воды.)
3. Назовите температуру воздуха, указанную на термометре. Вспомните алгоритм определения температуры. (1. + 7; 2. – 10°; 3. 0°; 4. + 10°).
Понятие многообразия названий температур.
1) 10 градусов выше нуля.
+ 10 градусов.
10 градусов тепла.
2) Прочтите по-разному.
+ 15°
• 15 градусов выше нуля.
• +15 градусов;
• 15 градусов тепла.
3) – 12°
• 12 градусов ниже нуля;
• – 12 градусов;
• 12 градусов мороза.
Составление правил безопасного использования термометра.
В термометре для измерения температуры тела человека может содержаться ртуть. Она очень ядовита. Даже ее испарение является ядом и приводит к тяжелому заболеванию и загрязняет окружающую среду, поэтому лучше пользоваться электронным термометром.
Если ты разбил термометр, немедленно скажи об этом родителям.
Ни в коем случае не собирай ртуть самостоятельно! К ней нельзя прикасаться руками!
Какие правила безопасного использования термометром вы предлагаете?
1. Используй термометр в присутствии взрослых.
2. Если термометр разбился, нужно немедленно сказать об этом взрослым.
3. Прикасаться к ртути – запрещено!
VII. Применение усвоенных знаний, умений и навыков.
1. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам.
Запиши цифрами показания термометра. Покажите с помощью условного цвета понятно ли вам выполнение задания. Красный цвет – непонятно; желтый – есть сложности, нуждаюсь в помощи; зеленый – все понятно.
1) Шесть градусов тепла. (+6°).
2) Восемь градусов мороза. (- 8°).
3) Десять градусов ниже нуля. (- 10°).
4) Четырнадцать градусов выше нуля. (+ 14°).
Взаимопроверка. Учащиеся меняются карточками и проверяют по образцу. После возвращения работ учащимся каждый оценивает свою работу.
Оцените свою работу на «линейках» самооценки.
2. Разгадывание кроссворда.
1. Прибор для измерения температуры. (Термометр.)
2. Деления на устройстве для измерения температуры. (Шкала.)
3. Ядовитая жидкость внутри термометра. (Ртуть.)
4. Единица измерения температуры. (Градус.)
VIII. Итог урока.
Что нового об измерении температуры вы узнали на уроке?
Наши открытия: термометр – это прибор для измерения температуры.
Домашнее задание.
1. Прочтите статью на с. 27 – 28 и ответьте на вопросы.
2. Узнай, какие термометры есть дома, для чего они предназначены и как используются.
Задание по выбору учащихся.
Опыты, какая температура воздуха в комнате наиболее полезна для твоего здоровья и выполни задание 2 ан с. 22 в тетради.
Измерение успеха.
Детям предлагается обозначить на шкале успеха свой уровень: самая высокая ступень – понял все, легко выполнял задачи;
средний – возникали осложнения;
низкий – постоянно нуждался в помощи.
Использованные интернет ресурсы:
Загадка: https://stihi.ru/2018/11/04/9853