Класс:4
Предмет:литература
Тема: С.А.Есенин. С добрым утром
Цель:
провести филологический анализ текста С. Есенина «С добрым утром!»; способствовать развитию у учащихся творчески воссоздающего воображения; прививать любовь и интерес к образному слову.
Оборудование:слайды программы MicrosoftOfficePowerPoint, музыкальное сопровождение урока Э.Григ «Утро».
Тип урока: урок по усвоению новых знаний.
План урока.
I. Организационный этап. (2-3 минуты)
II. Проверка домашнего задания. (7 минут)
Ш. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (5минут)
IV. Усвоение новых знаний.(15- 20 минут)
V. Этап проверки усвоения новых знаний, умений, способов деятельности.
(5 минут)
VI. Этап закрепления нового материала. (5 - 7 минут)
VП.Этап информации о домашнем задании. (2-3 минуты)
Ход урока.
I. Организационный этап.
Сегодня у нас урок, посвященный изучению лирики. С лиро-эпическим стихотворением А.Блока было связано ваше домашнее задание, на уроке мы познакомимся и проанализируем новое для вас стихотворение С.А.Есенина.(слайд 1)
- Каким вы хотите видеть наш урок литературы?
П. Проверка домашнего задания.
1. «Коробка вопросов»
В коробке лежат вопросы к произведению Грина «Алые паруса». Вопросы, напечатанные на зеленом фоне, творческого характера, а вопросы, напечатанные на белом фоне, связанны со знанием текста. Вы выбираете или один зеленый вопрос или три белых. (Вопросы составлялись детьми на предыдущем уроке)
2.Выразительное чтение стихотворения А.Блока.
( 2-3 ученика выбирают вопросы и готовятся. В это время 5-6 учеников читают стихотворение А.Блока и проводят самоанализ своего чтения. После этого опрашиваются ученики, работавшие по вопросам).
Ш. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. Рассказ учителя о жизни и творчестве С.А.Есенина. (слайд 2)
2. Прослушивание произведения А.Грига «Утро». (слайд 3)
- Какие картины вы себе представляли?
IV. Усвоение новых знаний
1.Первичное восприятие /чтение учителем наизусть/.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Какой пейзаж вы представляете? Что вы видите за строчками стихотворения?
Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем задумал написать поэт?
2. Вторичное восприятие / чтение учащимися текста про себя/.
3. Филологический анализ текста.
Итак, перед нами лирическое стихотворение – пейзаж.
-Какие иллюстрации можно выполнить к каждой строфе?
(После ответов учащихся открывается слад 4)
1.Речная заводь. 2. Березки. 3. Крапива у плетня.
- Какие вы выберете краски для этих иллюстраций? Почему?
Найдите цветовые прилагательные в тексте.
- Какая из иллюстраций на доске соответствует 1-му четверостишию?
(Открывается слайд 5)
Но стихотворение тем и отличается от картины, что оно живет, дышит, слышит и даже вдыхает ароматы раннего утра. И в 1 четверостишии словно слышится хрустальный перезвон. С помощью, каких слов он создается? Найдите слова, в которых есть сочетания согласных звуков, напоминающее перезвон колокольчиков.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
- Этот прием называется аллитерация.
В тексте 1-го четверостишия 39 гласных и 50 согласных букв, но он не режет слух, он воспринимается гладко за счет практически одинакового построения предложений. Докажите это.
- Какой член предложения стоит на первом месте?
За счет глаголов – сказуемых и существительных – подлежащих в стихотворении происходит развитие.
Автор смотрит то на небо, то на землю, то вновь на небо, то вновь на землю; если звезды у него дремлют, засыпают, то затон оживает, просыпается. Какой это образный прием?
- Какие еще образные приемы вы нашли в 1-ом четверостишии?
- Прочитайте П четверостишие.
- Какую иллюстрацию вы нарисуете к этому четверостишию? (слайд 6)
-С этим четверостишием связано древнеславянское поверье о том, что в деревья переселяются души умерших. Поэтому и увидел в березке Есенин молодую девушку.
- Докажите это.
- Найдите образные средства.
- Прочитайте Ш четверостишие. (слайд 7)
- Что такое плетень?
-Нарядилась перламутром – как вы это себе представляете?
-Этот отрывок мы не просто видим, но и вновь слышим. Докажите это. Попробуйте сами найти слова, передающие шепот крапивы.
- Найдите образные приемы.
V. Этап проверки усвоения новых знаний, умений, способов деятельности
Выразительное чтение стихотворения.
VI. Этап закрепления нового материала.
Заполните таблицу. (Проверка по слайду 8)
Предметы описания | Звуки | Цвета |
Звёзды Небосклон Березки Крапива у плетня | Звук дрожания (з-д-р-ж) Шепчет шаловливо | Золотые Румянит сетку небосклона Яркий перламутр |
- Для чего С.Есенин написал это стихотворение?
- Что нового, интересного вы узнали на уроке?
IV. Этап информации о домашнем задании.
Написать сочинение – миниатюру: «Раннее утро».
Подготовиться к выразительному чтению стихотворения.