Здоровье сберегающие технологии в практической деятельности учителя начальных классов
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей систему образования, а именно учителей первой ступени, так как на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровье сберегающего фактора. Проводится очень много различных мероприятий по здоровому образу жизни. В процесс обучения внедряются современные здоровье сберегающие технологии.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся в начальной школе было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
применять здоровье сберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
создать специальную образовательную программу факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основной целью нашей работы стало формирование здоровье сберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!».
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель нашей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Большое значение в вопросах здоровье сбережения детей имеет организация и проведение двигательных перемен, так как плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, "сбросить" накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены способствуют сохранению психического здоровья детей. Двигательные разминки дают возможность "выпустить пар", разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми силами взяться за трудное дело учения. Подвижные перемены можно проводить после третьего урока в течение 15 минут.
Необходимо ежедневно проводить учебные занятия в режиме смены динамических поз.
На уроках ежедневно проводятся две обязательные зарядки: для глаз (переключение ближнего зрения на дальнее) и для различных групп мышц. Это способствует не только предупреждению общей утомляемости, но и поддержанию естественного хода развития зрения. Проводятся различные упражнения для профилактики и предупреждения близорукости, например, "восьмёрка": взгляд двигается в процессе физкультминутки по часовой стрелке и наоборот, вправо - влево, по "восьмёрке».
Убеждена, что в работе с детьми основа всему - положительные эмоции. Необходимо подбодрить, похвалить ребенка, поддержать его веру в себя.
Каждый третий ребёнок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки.
Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают и близорукостью. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно- двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины.
На уроках также используется Су Джок. Такие упражнения помогают детям:
поддерживать себя в состоянии здоровья, с помощью воздействия на определённые точки;
с помощью колец удобно массировать пальцы рук, это оказывает благотворное влияние на весь организм.
Вся организация учебно-воспитательной работы построена с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:
проводится облегчённое начало каждой учебной недели,
в ходе проведения уроков сложный материал изучается лишь тогда, когда работоспособность детей достигла высшего уровня;
рационально чередуется учёба и отдых детей.
В уроки можно включить вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
На уроке математики: При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека - 260 костей.
Вопрос № 1. На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорожденного? (С ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350-260=90.) Куда деваются эти кости? (Они срастаются.)
Вопрос № 2. На сколько костей у новорожденного больше, чем у взрослого?
(350- 260=90. При рождении у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.)
Вопрос № 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течении жизни? (350-260=90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.)
На уроке русского языка: Прочитайте вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «с добрым утром», «спокойной ночи"; подумайте, что общего между этими словами, и продолжите список.
В качестве приёма здоровье сбережения на уроках применяются личностно-ориентированные технологии и дифференцированный подход к обучению. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес в учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряется с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому можно предложить детям разно уровневые домашние задания.
Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и оздоровительных целях, - музыкотерапия. Доказано, что музыка может успокоить. При этом укрепляется иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости и улучшению обмена веществ. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали бы под колыбельную музыку. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги — произведения Шопена, Штрауса, для уменьшения раздражительности - Бетховена, для успокоения - Брамса. Музыка обладает силой воздействия на детей, заставляет задуматься над собой, над своим характером. Подбирается звуковое сопровождение к урокам: "звуки природы"; "голоса птиц"; "шум моря", "песнь дождя"; классические музыкальные произведения.
4