Конспект урока
Предмет:литературное чтение
Класс:3 «Г»
Тема:«Произведение Л. Пантелеева «Честное слово»
Цель:формирование представлений у младших школьников о смысле произведения Л. Пантелеева «Честное слово»
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с биографией Л. Пантелеева и его произведением «Честное слово»;
2.Дать характеристику главным героям произведения;
3.Раскрыть значения пословиц и непонятных слов, встретившихся в произведении.
Развивающие:
Развивать внимание, мышление, речь.
Воспитательная:
Воспитывать такие качества личности как: честность, ответственность за порученное дело, взаимовыручку.
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Знают, что главные качества личности человека- честность, ответственность за порученное дело, взаимовыручка.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Умеют осуществлять личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
Умеют использовать информацию, данную в учебнике для решения практических работ.
Коммуникативные УУД:
Умеют работать в паре.
Предметные результаты:
1.Знают биографию Л. Пантелеева и смысл его произведением «Честное слово»;
2.Умеют давать характеристику главным героям произведения;
3.Знают значения пословиц и непонятных слов, встретившихся в произведении.
Учебник: Литературное чтение, 3 класс,2 часть. Авторы: Ефросинина Л.А.,Издательство: Вентана-Граф. УМК «Начальная школа 21 века»
Оборудование:
1.Учебник;
2.Интерактивная доска;
3.Презентация;
4.Карточки «Светофор» для рефлексии;
5.Карточки с пословицами.
Ход урока:
1.Организационно-мотивационный этап (1 мин.):
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Проверьте свою готовность к уроку.
2.Актуализация знаний (3 мин.):
У вас на столах лежит 3 круга разных цветов. Сейчас вам понадобятся 2 круга: зелёный и красный. Поиграем в игру «Верно-неверно»
Если называю верное утверждение вы показываете зелёный круг, если неверное-красный круг и исправляете меня.
1.Автором произведения «У лукоморья дуб зелёный» является А. С. Пушкин. (верно)
2.Автором басни «Ворона и лисица» является А. П. Гайдар. (неверно, И. А. Крылов)
3.С.А.Есение написал сказку «Я покинул родимый дом» (неверно, это не сказка, а стихотворение)
3.Определение темы урока (3 мин.):
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Сегодня мы с вами прочтём интересное произведение Леонида Пантелеева. Что вам известно о данном писателе?
1 слайд
Л. Пантелеев — это известный творческий псевдоним писателя Алексея Ивановича Еремеева, родившегося в Санкт-Петербурге 22 августа 1908 года в семье казачьего офицера Ивана Еремеева и его жены, купеческой дочери Александры Еремеевой.
2 слайд
Любовь к книгам Алексей унаследовал от матери. За это дома его шутливо звали «книжным шкафом». Кроме Алексея в семье родились еще двое детей – сын Василий и дочь Ляля. В восемь лет Алексей стал учеником 2-го Петроградского реального училища, спустя год сильно заболел, и пропустил все события Октябрьской революции, так как ему был прописан постельный режим. Был беспризорником, всё детство скитался по стране и побывал в разных детских домах.
3 слайд
Рассказы Леонида Пантелеева — произведения, которые трогают детей и взрослых. В них автор откровенно говорит о проблемах детства, взросления и поиске себя. Человек нелегкой судьбы, Леонид Пантелеев стремился показать ребятам в своих рассказах, что нужно опираться на добро, развивать в себе все лучшее, не закрывать глаза на несчастья другого, приходить на выручку товарищам и незнакомцам. В его произведениях нет упрощения, писатель говорит с читателем на равных, что и делает рассказы автора популярными до сих пор.
Среди самых известных произведений, написанных Леонидом Пантелеевым, специально для детей являются:
Честное слово,Буква «ты»,Фенька,Новенькая,Две лягушки,Как поросёнок говорить научился м многие другие.
4 слайд
Леонид Пантелеев был женат на Элико Семёновне Кашии. У них была дочь Маша.
В годы Великой Отечественной войны Пантелеев стал одним из заложников блокадного Ленинграда. Поначалу он еще писал заметки о жизни в осажденном городе, но вскоре тяжело заболел и едва не умер от голода. В 1942 году его вывезли из Ленинграда.
Оправившись от дистрофии, писатель вернулся к литературной деятельности. Наиболее значимым произведением Пантелеева, написанным в послевоенные годы, стала книга «Наша Маша» (1966), которую он посвятил дочери.
Умер Л. Пантелеев в родном Ленинграде 9 июля 1987 года. На тот момент писателю было 78 лет.
Чтобы узнать, с каким произведением мы сегодня с вами познакомимся, отгадайте ребус:
(честность)
Верно, а что такое честность? (это когда человек не врёт)
Честность- это качество человека , которое включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность перед другими и перед самим собой.
Вы верно сказали, произведение Л. Пантелеева носит название «Честное слово»
Как вы думаете, какая тема нашего урока. (произведение Л. Пантелеева «Честное слово»)
4.Постановка целей и задач урока (2 мин.):
Определите цель урока. Чему мы научимся? (мы прочитаем произведение Л. Пантелеева «Честное слово» и узнаем, чему оно нас учит)
Определите задачи урока. Они будут являться шагами для достижения цели. Что мы будем делать на уроке? (читать произведение, давать характеристику главным героям)
5.Открытие «нового» знания (20-25 мин.):
Откройте учебник на странице 101.
В тесте вам встретятся непонятные слова, послушайте, что они означают:
1.сторожка – помещение для сторожа;
2.часовой – военнослужащий, стоящий на посту;
3.караул – воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-либо.
Давайте прочитаем произведение по абзацам. (читают)
1.Определите главных героев произведения (рассказчик, мальчик, майор)
2.Дайте характеристику главным героям (Рассказчик – неравнодушный и добрый прохожий, который всегда готов помочь. Мальчик – ответственный мальчик, который всегда держит свое слово, несмотря ни на что. Майор – мужественный и сильный военный, помогающий всем, кто в этом нуждается)
3.От чьего имени ведется повествование? Подтвердите ответ словами из текста.(от лица рассказчика-мальчика)
4.Где происходили действия? (в городском саду)
5.Почему мальчик плакал? (остался один, боялся)
6.В какую ситуацию он попал? (старшие ребята пригласили играть и забыли про него)
7.Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией)
8.Почему мальчик не ушел с поста, когда рассказчик предложил ему пойти домой поужинать? (мальчик играл честно, не хотел подводить других ребят. Он как в жизни, дорожил честным словом)
9.Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту» (рассказчик очень хотел помочь мальчику найти майора,но не мог его найти,и в последнюю минуту он увидел его,при входе в вагон)
10.Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему?(он умеет держать слово. Его слово не расходится с делом)
Физкультминутка (2 мин.):
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
6.Первичное закрепление (5 минут):
1.Чему учит данное произведение? (Быть честным, ответственным, мужественным и благородным)
2.Как вы думаете, правильно ли поступили мальчики, которые оставили своего другу на посту и забыли про него? Что бы вы сделали? (нет, неправильно, если у нас закончилась игра, мы бы подошли к нему и сказали об этом)
В произведении мальчик противопоставляется безответственным и безалаберным старшим ребятам, которые взяли с него слово и просто забыли об этом, убежали и наверняка уже находились дома, когда голодный и продрогший герой всё ещё стоял на посту. Однако он держал слово, невзирая на какие-либо обстоятельства.
Посмотрите на доску. Перед вами перепутанные пословицы. Соберите их.
1. Честность всего дороже.
2. Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
3. Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом.
Обсудите в паре значения данных пословиц.
Что означает пословица: «Честность всего дороже?» (честность — одно из самых лучших качеств человека. Быть честным гораздо важнее, чем красивым. Честный правды не боится.)
Что означает пословица: «Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней» (люди часто думают, что при помощи силы они смогут добиться всего. Но на самом деле уважают тех, кто поступает всегда справедливо и честно. Таким людям окружающие доверяют и их слова всегда ценят)
Что означает пословица: «Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом» (лучше бедным быть, но честным с друзьями или с близкими, чем быть подлым человеком, но богатым)
Перед вами кроссенс. Давайте вспомним всё, о чём мы с вами разговаривали на уроке.
7.Подведение итогов урока (2 мин.):
Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке.
Что вы узнали сегодня на уроке? С каким произведением мы познакомились? (мы познакомились с биографией писателя Л. Пантелеева и его произведением «Честное слово»)
Как вы думаете, где нам могут пригодится знания, которые мы приобрели сегодня на уроке? (в жизни, самое главное качество человека-честность)
8.Рефлексия (2 мин.):
Оцените сегодняшний урок, у вас на партах лежат круглые карточки трёх цветов, если на протяжении всего урока всё было понятно, не было трудностей, то поднимите зелёный круг, если остались вопросы-поднимите жёлтый круг, а если испытывали трудности, ничего не поняли и остались вопросы-поднимите красный круг. (выполняют рефлексию)
те