Конспект урока литературного чтения.
УМК: Перспектива
Учебник: Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. 2 часть
Класс: 4
Тема: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Тип урока:открытие новых знаний.
Цели урока:
Познакомить с произведением М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста;
Планируемые результаты:
Предметные:
прогнозировать содержание произведения, читать его с выражением;
объяснить отдельные выражения в лирическом тексте, ставить вопросы к стихотворению.
Метапредметные:
составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Личностные:
Эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Организационный момент | ||||
2. Актуализация знаний. Формулирование темы. | - Прочитайте стихотворные строки. Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах. Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах!.. - Понравились вам эти строчки? Чем они вас тронули? Какой город изображен на картинке? А на следующей картинке? Какой это город? Сегодня мы с вами отправимся в Москву 16 века. Как выглядела Москва в те времена? Каким тогда был Кремль? Кто изображен на портрете? Какие его произведения вы читали? Предположите тему сегодняшнего урока. Что мы должны сделать на уроке? | Москва Москва Историческая справка № 1. (на слайде портрет Лермонтова) | Регулятивные УУД: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; | |
3. Этап первичного восприятия. | Прослушайте отрывок из поэмы. - Какую картину вы представляете во время чтения? Чтение учителя или аудиозапись - Какие картины вам особенно запомнились? | Слушают чтение учителя или аудиозапись | ||
4.Этап выявления специфики восприятия (проверка первичного восприятия). | - Давайте прочитаем с вами название произведения и поразмышляем над названием. - Сколько героев в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"? - Кто первый герой? - Скажите, а кто такой Иван Васильевич? Что вы знаете о годах его правления? - Как вы думаете, какая жизнь была в то время? Какие были люди? - Кто второй герой? - Кто такой опричник? Кто третий герой? Кто такой купец? Как вы думаете, можем ли мы дать характеристику героям, по названию произведения? | Три героя Историческая справка № 2. молодой опричник Кирибеевич. Историческая справка № 3. удалой купец Калашников Купец- владелец частного торгового предприятия. Удалой- успешный, богатый, молодой, удалой, уважаемый. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
5. Словарная работа. | - Найдите слова, значение которых вам непонятно и вы хотели бы узнать. Сажень - русская мера длины, равна 2м 134 см. (найти в словаре учебника) Дружина -в древней Руси: приближённые князя, а также княжеское войско -вооружённые силы государства или часть их. Бояре -знать, аристократы, высший слой феодалов в Русском государстве X-XVII веков. Тесовые кровельки - тесовая кровля – скатная крыша, изготовленная из досок | |||
6.Этап перечитывания и анализа художественного произведения. | - Перечитайте произведение. Разделите данный в учебнике отрывок на части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план. Работа в группах: Группа 1. Описание Москвы в XVI веке. - Как выглядела Москва во времена правления Ивана Грозного? Каким был тогда Кремль? Прочитайте еще раз вопросительные предложения в конце 1-ой части. - Какие события они предвосхищают радостные или трагические? Почему вы так думаете? Группа 2. Подготовка к кулачному бою. Приезд царя. - Как в Москве развлекались в старину? - Что такое кулачные бои? - Где проходили бои? - Как поэт показывает силу, величие царя? Группа 3. Молодой опричник Кирибеевич. - Опишите Кирибеевича. Во что он одет. О чём это говорит? - Найдите строки, показывающие его силу и удаль. - Как ведет себя Кирибеевич? Как данное поведение характеризует опричника? - Как относятся к нему окружающие? Группа 3. Удалой купец Калашников. - Опишите купца Калашникова. - Как выглядел Калашников? - Как приветствовал царя и народ купец Калашников? - На чьей стороне ваши симпатии? Объясните, почему? |
Москва великая, златоглавая, обнесена кремлевской стеной белокаменной, раскинулась среди дальних лесов и синих гор. Зима, утро, над Москвой встаёт заря алая. Алый цвет – это цвет крови, предчувствия и тревоги. Вопросительные предложения в конце 1-ой части поселяют в читателе тревогу, несмотря на фразу: «на какой ты радости разыгралась», радости в этом вопросе не чувствуется, а скорее наоборот - предвещает трагические события, Историческая справка № 4. У Лермонтова царь приехал на кулачный бой с многочисленной свитой: «со дружиной, со боярами да опричниками». Место боя оцепили серебряной цепью. Царь велит «клич кликать», и обещает наградить победителя, а проигравшему бог простит. Опричник Кирибеевич сильный, могучий богатырь, одет в шубу бархатную, на голове шапка алая. Царский слуга, уважает только царя, предан ему. Выходит на кулачный бой ради забавы, потешить царя. Самоуверенный, наглый, буйный, чувствует свою безнаказанность. Степан Парамонович Калашников молодой купец. Простой, сдержанный, терпеливый, сильный, уважительно относится к другим, приветствует и царя и народ. Смотрит пристально, горят очи соколиные, смело смотрит в глаза врагу, выходит на бой, гордый, с огромным, запасом внутренних сил и энергии, проявляющихся со всей их мощью в исключительных обстоятельствах. |
7.Этап постановки учебной задачи. | - Как вы думаете, почему это произведение называется песней? Песня поется от имени гусляров и начинается с зачина. - Кто такие гусляры? Какие песни они пели? - Какое произведение устного народного творчества напоминает вам этот зачин? Почему? - Что такое былина? В “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтов собрал и поэтически переработал народные песни, былины, сказки о грозном царе Иване IV. | Поэт называет свою поэму песней, гак как он воспевает людей времен Ивана Грозного, с одной стороны, и показывает связь своего произведения с фольклором, — с другой. Музыканты, играющие на гуслях. Они пели исторические и былинные песни. Былину - былинный напев, герои – богатыри. Повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях, которая исполнялась нараспев под аккомпанемент гуслей. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД. Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя. | |||||||||||||||||||
8.Этап вторичного синтеза. | - Попробуем выяснить, что сближает произведение Лермонтова с народным творчеством. Работа в группах. Сравните произведение М.Ю. Лермонтова с народной былиной и заполните таблицу: - Сделайте вывод: как связана песнь с устным народным творчеством? - Прочитаем стихотворение выразительно. Но сначала подумайте, какую надо выбрать интонацию: неторопливую, торжественную или веселую, радостную? Почему? Работа в группах: 1 группа -1 часть 2 группа –2 часть 3 группа –3 часть 4 группа –4 часть | Регулятивные УУД. - Высказывать своё предположение; - Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану;
Чтение и оценка чтения. | ||||||||||||||||||||
9. Обобщающая беседа | - Как вы думаете, какая главная мысль этого отрывка? О чём автор хотел нам рассказать? - Как вы думаете, как дальше будут складываться события? | Быт, жизнь людей в то время. |
10. Рефлексия. | - Наш урок подошел к концу, с каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? - За что бы вы себя похвалили сегодня? -Какие трудности возникли на уроке? ДЗ: стр. 106-109,выразительное чтение | Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Сравните произведение М.Ю. Лермонтова с народной былиной и заполните таблицу:
Фольклорный жанр | М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” |
Былина | Историческая поэма |
Композиция:
| |
Былинный стих (нараспев). Сказители сказывают под аккомпанемент гуслей. | |
Герой богатырь (защитник) | |
Прославление героя | |
Народная любовь к герою | |
Народный язык: Эпитет - поэтическое выразительное определение.
| Постоянные эпитеты: Леса _____________________, тучи ____________________, заря ______________, кудри ____________________, молодцы____________________, горы____________, очи __________________, плечи ___________________ Народные обороты речи: _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ |
Добро и зло, положительные и отрицательные герои |
- Сделайте вывод: как связана песнь с устным народным творчеством?
Сравните произведение М.Ю. Лермонтова с народной былиной и заполните таблицу:
Фольклорный жанр | М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” |
Былина | Историческая поэма |
Композиция:
| |
Былинный стих (нараспев). Сказители сказывают под аккомпанемент гуслей. | |
Герой богатырь (защитник) | |
Прославление героя | |
Народная любовь к герою | |
Народный язык: Эпитет - поэтическое выразительное определение.
| Постоянные эпитеты: Леса _____________________, тучи ____________________, заря ______________, кудри ____________________, молодцы____________________, горы____________, очи __________________, плечи ___________________ Народные обороты речи: _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ |
Добро и зло, положительные и отрицательные герои |
- Сделайте вывод: как связана песнь с устным народным творчеством?
Историческая справка № 1.
В XVI веке главным городом огромного Московского государства была Москва. Располагалась она на холмистых берегах рек, окружена лесами, укреплена белокаменными крепостными стенами, поражавшими заезжих иностранцев мощью и протяжённостью. Славилась столица России и своими златоглавыми соборами.
В Москве проживало большое количество населения — бояре, купцы, стрельцы и ремесленники, но главным отличием Москвы от других русских городов было то, что в московском Кремле, на высоком «столе» (престоле), восседали православные государи. По этой причине её называли «стольным градом».
Площадь перед Кремлём была центром всей московской жизни. Прямо перед Кремлём тянулись торговые ряды. Около Покровского собора (больше известен под названием храма Василия Блаженного) стояли пушки и возвышалось лобное место, с которого читались царские указы, говорили с народом воеводы. Сюда стекались толпы народа, полного гнева, в дни мятежей. Здесь же происходила и кровавая расправа царя с народом.
Историческая справка № 2.
Иван Васильевич (Иван IV) великий князь Московский и первый официальный русский царь (1533–1584), венчался на царство в 16 лет. Присоединил к Руси Казанское и Астраханское ханства, начал покорение Сибири. Для управления страной создал Земской собор и Судебник. Укреплял торговые связи с Европой, строил города - крепости, включил в состав России народы бывшей Орды – татар, башкир, чувашей и др., приказал строить в Москве особый дом для типографии. Создал особое войско нового типа — опричников. Сразу после его создания начался кровавый террор по всей стране. За жестокость Иван Васильевич (Иван IV) получил прозвище Иван Грозный.
Историческая справка № 3.
Иван Грозный объявил наиболее важную центральную часть страны опричниной — собственной землей царя. Опричные земли царь роздал не знатным, но преданным ему служилым людям. Это и были «опричники» — личная гвардия царя Ивана. Опричники носили у седла метлу и собачью голову в знак того, что они призваны искоренять измену, вынюхивая, подобно собакам, царских недругов и выметая их, как помелом, с земли русской. Ради царя он не должен был знаться ни с «земским» отцом, ни с матерью.
По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить. Иногда, схватив человека на улице, вел его в суд, жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Сказать про опричника неучтивое слово значило оскорбить самого царя. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким
преступлением.
Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иван Васильевич предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы.
Историческая справка № 4.
Кулачный бой — рукопашное состязание без применения оружия, праздничное развлечение русских молодых мужчин и парней.
Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр — там всегда было достаточно места. В Москве проходили бои на Москве-реке.
Русский кулачный бой шел с соблюдением определенных правил. Они гласили: «не бить лежачего», нельзя наносить удары сзади, с тыла; необходимо биться лицом к лицу