Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Урок литературного чтения в 4 класс ""Восхищение подвигом защитников Отечества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Урок литературного чтения в 4 класс ""Восхищение подвигом защитников Отечества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Урок литературного чтения в 4 класс ""Восхищение подвигом защитников Отечества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

6

Тема урока:

Восхищение подвигом защитников Отечества

в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цели:

  • познакомить учащихся с биографическими сведениями о М.Ю. Лермонтове;

  • познакомить с историческим прошлым народа и, прививая интерес к истории, подготовить учащихся к эмоциональному и глубокому восприятию стихотворения «Бородино»;

  • при осмыслении текста стихотворения  «Бородино» раскрыть патриотические чувства автора, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года; подчеркнуть изобразительность языка; развивать умение выделять главное, передавать голосом чувства и настроение рассказчика;

  • использовать богатые возможности произведения для воспитания учащихся в духе патриотизма.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация;II часть учебника «Литературное чтение» 4 класс ().

  1. Вступительное слово учителя:

Во все времена, ребята, почётной обязанностью мужчин была защита родной земли. Народ прославлял своих защитников, слагал о них песни, былины.

Земля русская знала много войн. Две из них, когда на защиту родной земли вставал весь народ, названы Отечественными.

- Какие вы знаете Отечественные войны?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о событиях двухсотлетней давности, об Отечественной войне 1812 года.

  1. Актуализация знаний.

- Вспомните, что вы знаете об Отечественной войне 1812 года и главном сражении этой войны Бородинском сражении.

  1. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

- С каким произведением нам сегодня предстоит познакомиться?

- Как вы думаете какова главная мысль этого произведения, о чем нам хотел рассказать автор?

- Тема нашего урока «Восхищение подвигом защитников Отечества

в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

4) Первичное знакомство с произведением. (Прослушивание стихотворения «Бородино» в художественном исполнении)

- Какие чувства у вас возникли после прочтения стихотворения? (варианты детей: сожаления, гордости, патриотизма,….)

- Какое чувство особенно сильно выразил Лермонтов в этом стихотворении? (восхищение героизмом солдат)

- От чьего имени ведётся рассказ? (от имени старого солдата).

- Почему автор выбрал такой вариант, по вашему мнению? (варианты детей: потому что он участник событий, чтобы подчеркнуть роль простых солдат…)

5) Словарная работа.

- Составьте словарь устаревших слов.

Хват

Редут

Уланы

Драгуны

Картечь

Заутра

Басурманы

6) Выборочное чтение.

- Прочитайте описание боя. Какие слова помогают вам его представить?

7) Вторичное чтение. Обучение выразительному чтению стихотворения «Бородино».

- Так как к следующему уроку нам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения, сегодня на уроке мы будем осмысливать прочитанное и определять задачу чтения каждой строфы.

Чтение стихотворения

Беседа по содержанию каждой строфы.

Комментарий учителя.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражёнбулатом,
Он спит в земле сырой.

Учитель: начался бой, «сверкнул за строем строй»… и тут появляется новое лицо – полковник. Как солдат относится к полковнику? (с уважением: слуга царю, отец солдатам)

- Как вы понимаете слово хват? (в толковом словаре В. Даля «хват» - молодец, удалец, бойкий, ловкий, расторопный).

Булат (устаревшее слово) - меч, клинок, кинжал и т.п. из очень прочной стали. - Как нужно читать первые строки (бодро, решительно).

А с каким чувством нужно читать последние 2 строки, где говорится о гибели полковника? (с сожалением, с понижающейся интонацией).

Прочитайте ещё раз эту строфу.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

- К чему призвал полковник своих солдат перед боем? (защищать свою землю, не жалея жизни, до последней капли крови).

Учитель: В призыве полковника соединились высокая мысль и горячее чувство патриотизма. Прочитать эти слова, ребята, нужно торжественно и вместе с тем задушевно, искренне, горячо.

Полковник своей жизнью и смертью доказал любовь к родине.

Прочитайте ещё раз эту строфу.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Учитель: начался бой. Как вы понимаете выражение «французы двинулись, как тучи»? (их было очень много).

Посмотрите на сладах, кто такие драгуны и уланы.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Учитель: русские войска, неся огромные потери, с честью исполняли свой долг. Один из участников сражения вспоминал: «Под Бородиным мы сошлись и стали колоться. Колемся час, колемся два… устали, руки опустились! И мы, и французы друг друга не трогаем, ходим как бараны! Которая-нибудь сторона отдохнет и ну опять колоться. Колемся, колемся, колемся! Часа, почитай, три на одном месте кололись!»

- Как мы можем при чтении передать напряжение и тяжесть боя?

Прочитайте ещё раз эту строфу.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

- Как вы понимаете слова «рукопашный бой»? (ближний ручной бой).

Учитель: в XIX в. в рукопашном бою использовались штыки, пики, сабли, тесаки и др. виды холодного оружия, а также ружейные приклады.

Один из участников вспоминал: «С безумной отвагой наступал неприятель на наши батареи; залитые целыми потоками крови, переходили они к неприятелю, вновь нами отбивались — и так несколько раз. Грохот тысячи орудий, ружейная пальба — все это слилось в один непрерывный гул; сознание терялось, все чувства притупились; гул уж не слышен; наступает состояние, которое невозможно описать, как будто уж ничего не чувствуешь; является сомнение: да жив ли ты?»

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

- Как вы понимаете слово басурманы?

(Басурманы (устаревшее слово) - люди иной веры (обычно мусульманин). 2) Употреблялось иногда как бранное слово).

Учитель: в чтении этой строфы нужно выразить два чувства: гордость за русских солдат и скорбь о погибших. Потери российской армии были слишком велики: около 40 тыс. человек убитыми и ранеными, из них 27 генералов. Потери французов были примерно такими же: не менее 40 тыс. убитыми и ранеными, из них 49 генералов.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Учитель: вы заметили, наверное, что эта последняя строфа почти повторяет 2-ю строфу. Почему? (старый солдат подводит итог своим воспоминаниям. Молодой солдат, услышав рассказ ветерана, тоже, возможно, проникнется чувством гордости за участников Бородинского сражения и постарается быть похожим на них).

Итог урока. Рефлексия.

- Несмотря на  прошедшие двести лет, Бородино всё еще остается символом величия народного духа и предметом национальной гордости. Свидетельство тому – более сотни тысяч человек, ежегодно собирающихся на месте сражения.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Бородино» и составить небольшой рассказ об артиллеристе-ветеране; желающим – сделать иллюстрации к стихотворению.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

УМК: Перспектива Учебник: Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. 2 часть Класс: 4 Тема: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевич, молодого опричника и удалого купца Калаш-никова» Тип урока: открытие новых знаний. Цели урока: • Познакомить с произведением М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оприч-ника и удалого купца Калашникова» • Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; Планируемые результаты: Предметные: • прогнозировать содержание произведения, читать его с выражением; • объяснить отдельные выражения в лирическом тексте, ставить вопросы к стихотворению. Метапредметные: • составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей. Личностные: • Эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев; • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока.
0 ₽
Урок литературного чтения в 4 класс ""Восхищение подвигом защитников Отечества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
0 ₽