6
Тема урока:
Восхищение подвигом защитников Отечества
в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Цели:
познакомить учащихся с биографическими сведениями о М.Ю. Лермонтове;
познакомить с историческим прошлым народа и, прививая интерес к истории, подготовить учащихся к эмоциональному и глубокому восприятию стихотворения «Бородино»;
при осмыслении текста стихотворения «Бородино» раскрыть патриотические чувства автора, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года; подчеркнуть изобразительность языка; развивать умение выделять главное, передавать голосом чувства и настроение рассказчика;
использовать богатые возможности произведения для воспитания учащихся в духе патриотизма.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация;II часть учебника «Литературное чтение» 4 класс ().
Вступительное слово учителя:
Во все времена, ребята, почётной обязанностью мужчин была защита родной земли. Народ прославлял своих защитников, слагал о них песни, былины.
Земля русская знала много войн. Две из них, когда на защиту родной земли вставал весь народ, названы Отечественными.
- Какие вы знаете Отечественные войны?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о событиях двухсотлетней давности, об Отечественной войне 1812 года.
Актуализация знаний.
- Вспомните, что вы знаете об Отечественной войне 1812 года и главном сражении этой войны Бородинском сражении.
Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
- С каким произведением нам сегодня предстоит познакомиться?
- Как вы думаете какова главная мысль этого произведения, о чем нам хотел рассказать автор?
- Тема нашего урока «Восхищение подвигом защитников Отечества
в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
4) Первичное знакомство с произведением. (Прослушивание стихотворения «Бородино» в художественном исполнении)
- Какие чувства у вас возникли после прочтения стихотворения? (варианты детей: сожаления, гордости, патриотизма,….)
- Какое чувство особенно сильно выразил Лермонтов в этом стихотворении? (восхищение героизмом солдат)
- От чьего имени ведётся рассказ? (от имени старого солдата).
- Почему автор выбрал такой вариант, по вашему мнению? (варианты детей: потому что он участник событий, чтобы подчеркнуть роль простых солдат…)
5) Словарная работа.
- Составьте словарь устаревших слов.
Хват
Редут
Уланы
Драгуны
Картечь
Заутра
Басурманы
6) Выборочное чтение.
- Прочитайте описание боя. Какие слова помогают вам его представить?
7) Вторичное чтение. Обучение выразительному чтению стихотворения «Бородино».
- Так как к следующему уроку нам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения, сегодня на уроке мы будем осмысливать прочитанное и определять задачу чтения каждой строфы.
Чтение стихотворения | Беседа по содержанию каждой строфы. Комментарий учителя. |
И только небо засветилось, | Учитель: начался бой, «сверкнул за строем строй»… и тут появляется новое лицо – полковник. Как солдат относится к полковнику? (с уважением: слуга царю, отец солдатам) - Как вы понимаете слово хват? (в толковом словаре В. Даля «хват» - молодец, удалец, бойкий, ловкий, расторопный). Булат (устаревшее слово) - меч, клинок, кинжал и т.п. из очень прочной стали. - Как нужно читать первые строки (бодро, решительно). А с каким чувством нужно читать последние 2 строки, где говорится о гибели полковника? (с сожалением, с понижающейся интонацией). Прочитайте ещё раз эту строфу. |
И молвил он, сверкнув очами: | - К чему призвал полковник своих солдат перед боем? (защищать свою землю, не жалея жизни, до последней капли крови). Учитель: В призыве полковника соединились высокая мысль и горячее чувство патриотизма. Прочитать эти слова, ребята, нужно торжественно и вместе с тем задушевно, искренне, горячо. Полковник своей жизнью и смертью доказал любовь к родине. Прочитайте ещё раз эту строфу. |
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, | Учитель: начался бой. Как вы понимаете выражение «французы двинулись, как тучи»? (их было очень много). Посмотрите на сладах, кто такие драгуны и уланы. |
Вам не видать таких сражений!.. | Учитель: русские войска, неся огромные потери, с честью исполняли свой долг. Один из участников сражения вспоминал: «Под Бородиным мы сошлись и стали колоться. Колемся час, колемся два… устали, руки опустились! И мы, и французы друг друга не трогаем, ходим как бараны! Которая-нибудь сторона отдохнет и ну опять колоться. Колемся, колемся, колемся! Часа, почитай, три на одном месте кололись!» |
- Как мы можем при чтении передать напряжение и тяжесть боя? Прочитайте ещё раз эту строфу. | |
Изведал враг в тот день немало, | - Как вы понимаете слова «рукопашный бой»? (ближний ручной бой). Учитель: в XIX в. в рукопашном бою использовались штыки, пики, сабли, тесаки и др. виды холодного оружия, а также ружейные приклады. Один из участников вспоминал: «С безумной отвагой наступал неприятель на наши батареи; залитые целыми потоками крови, переходили они к неприятелю, вновь нами отбивались — и так несколько раз. Грохот тысячи орудий, ружейная пальба — все это слилось в один непрерывный гул; сознание терялось, все чувства притупились; гул уж не слышен; наступает состояние, которое невозможно описать, как будто уж ничего не чувствуешь; является сомнение: да жив ли ты?» |
Вот смерклось. Были все готовы | - Как вы понимаете слово басурманы? (Басурманы (устаревшее слово) - люди иной веры (обычно мусульманин). 2) Употреблялось иногда как бранное слово). Учитель: в чтении этой строфы нужно выразить два чувства: гордость за русских солдат и скорбь о погибших. Потери российской армии были слишком велики: около 40 тыс. человек убитыми и ранеными, из них 27 генералов. Потери французов были примерно такими же: не менее 40 тыс. убитыми и ранеными, из них 49 генералов. |
Да, были люди в наше время, | Учитель: вы заметили, наверное, что эта последняя строфа почти повторяет 2-ю строфу. Почему? (старый солдат подводит итог своим воспоминаниям. Молодой солдат, услышав рассказ ветерана, тоже, возможно, проникнется чувством гордости за участников Бородинского сражения и постарается быть похожим на них). |
Итог урока. Рефлексия.
- Несмотря на прошедшие двести лет, Бородино всё еще остается символом величия народного духа и предметом национальной гордости. Свидетельство тому – более сотни тысяч человек, ежегодно собирающихся на месте сражения.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Бородино» и составить небольшой рассказ об артиллеристе-ветеране; желающим – сделать иллюстрации к стихотворению.