План – конспект
занятия по истории в 9 классе
Тема: «Моя Родина – Россия».
Пояснительная записка…….……………….……………...…..3
Технологическая карта занятия………………………………3-5
План проведения занятия…..………………………………..…6
План-конспект занятия…………………………………………7-18
Результаты с описанием социальной значимости и возможностью тиражирования в других условиях …………………………………………………………….…….19
Приложение А. Пример поощрения «Берёзовый листик» ……………………………………………………………….…20
Список литературы и интернет-ресурсов ……….……20-21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Гражданско-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач, стоящих перед современными образовательными организациями, так как именно детство и юность являются самой благодатной порой для формирования священного чувства любви к Родине, духовно - нравственных качеств личности, воспитания чувства достоинства, ответственности, совести и чести.
Последнее десятилетие в истории России стало временем крутого перелома, глубоких преобразований экономического и общественного устройства нашей страны. Серьезные проблемы и противоречия, возникающие на современном этапе развития общества, а также широкая наступательная пропаганда в средствах массовой информации «западного» образа жизни и культуры, в значительной мере обострили социальные и национальные проблемы, заметно ослабили позиции российского патриотизма.
Поэтому, необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня, является одной из приоритетных задач воспитательной работы учреждений всех уровней. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание является приоритетным направлением государственной политики.
Дидактическое пространство занятия, представленное, видеороликами, раздаточным материалом в совокупности с применяемыми приемами, направлено на стимулирование мотивации к становлению активной гражданственной, патриотической позиции обучающихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
«МОЯ Родина – РОССИЯ»
Дата проведения 19. 04. 2023. | |
Преподаватель Время проведения | Крайнова Любовь Вячеславовна 40 минут |
Тема занятия | «Моя Родина – Россия» |
Направление: | Патриотическое |
Форма события: Участники: | Коллективное занятие Ученики 9 класса |
Методическая цель | - Патриотическое воспитание, воспитание чувства любви и гордости за свою Отчизну. Развитие социально - активной личности. |
Цели занятия | |
коммуникативно-развивающая: | - развитие культуры устной речи обучающихся; - развитие умения работать в группе, слушать собеседника и вести диалог; - развитие умения представить свой ответ слушателям. |
социально-ориентационная: | -воспитание патриотических качеств личности и гражданской позиции обучающихся; -воспитание чувства ответственности за свою страну, за свободу своих близких и окружающих, готовность защищать свою Родину; |
Преполагаемые результаты | |
Личностные | - сформированность правильного осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития общества и государства;
- уважительное и бережное отношение к историческим событиям России, к историческому прошлому России и современной России. - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей; - формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные, национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности. |
Метапредметные (УУД) | - выбор успешных стратегий поведения в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные конфликты; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие поведение с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
Методы, применяемые в проведении занятия: | метод проблемного изложения. |
Приемы педагогических технологий: | приемы технологии критического мышления, технологии коллективного обучения, развития критического мышления через чтение, здоровьесберегающей технологии обучения. |
Форма организации познавательной деятельности | разноуровневая |
Дидактическое пространство занятия | раздаточный материал, листы, маркеры, компьютер, видеоролики. |
Межпредметные связи | «Обществознание», «История». |
Критерии оценивания | за каждый правильный ответ учащиеся получают «Берёзовые листочки» (Приложение А). |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный этап
1) Взаимоприветствие.
2) Настрой обучающихся на положительную работу, активное участие.
3) Разъяснение условий проведения занятия в форме проблемно-поисковой деловой игры и требований, предъявленных к ней.
II. Мотивация к определению темы занятия и к обсуждению
(через показ видеоролика с песней «Россия»).
1) Постановка проблемы. Беседа после просмотра видеоролика.
2) Обсуждение на основе обобщения ответов обучающихся преподавателем.
III. Основная часть. Актуализация знаний. Обсуждение
1) Официальные символы России.
2) Выполнение заданий по определению символов России.
3) Физминутка (танец под видеоролик с песней «Во поле берёзка стояла»).
IV. Осмысление, понимание темы учебного занятия
(через просмотр видеоролика «С чего начинается Родина?»).
1) Неофициальные символы России.
2) Выполнение заданий по определению неофициальных символов России.
V. Рефлексия
1) Игра «Собери пословицу».
2) Десять правил россиянина.
3) Блиц – турнир: «Вопрос – ответ».
VI. Заключительный этап
1) Подведение общих итогов занятия.
2) Просмотр видеоролика с песней «Вперёд, Россия!»
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия
Аудитория заранее подготовлена, парты расставлены так, чтобы обеспечить выполнение всех запланированных видов заданий. На партах листы бумаги, маркеры. Преподаватель заранее подготавливает «листики берёзки» из цветной зелёной бумаги для отметки работы учащихся.
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания и развитие духовно-нравственного потенциала воспитанников.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширить представление детей о родной стране, о государственных символах России;
- в нестандартной форме проверить знания учащихся по изучаемому материалу.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие речи, памяти и логического мышления воспитанников.
3. Воспитательные:
- воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма, уважения к символам страны.
Оборудование: компьютер, классная доска, магнитики
Материал интернет-ресурсов:
- (начало урока) 1. Видеоролик с песней «Россия»;
- (середина урока) 2. Видеоролик с песней «Во поле берёзка стояла» - для физминутки;
3. Видеоролик с песней « С чего начинается Родина?»;
- (конец урока) 4. Видеоролик с песней «Вперёд, Россия!»;
- картинки с ребусами «Родина», «Россия», «Символы»; - карточки с отгадками к ребусам ;
- карточки со словами «Моя», «Родина - », «РОССИЯ» (в красном цвете для темы урока на доску);
- карточка со словом «Символы»;
- карточка со словом «официальные», «неофициальные»;
- буклет с изображением герба РФ, флага РФ, гимна РФ;
- картинки с изображением берёзки, матрёшки, самовара, валенок, балалайки, деревянных ложек;
- буклет с эпиграфом к занятию.
Раздаточный материал:
- зелёные атласные ленточки, сшитые кольцом, для крепления к ним степлером картонных зелёных листиков берёзки, для отметки правильного ответа на занятии (каждому ученику);
- карточки с изображением гербов разных стран, включая изображение герба РФ (каждому ученику разный набор карточек с изображением гербов разных стран, включая изображение герба РФ;
- листы с изображением бесцветного флага РФ (каждому ученику);
- полоски бумаги цвета флага РФ – белая, синяя, красная (каждому ученику);
- листы с различными отрывками песен, в том числе и припевом гимна РФ (каждому ученику);
- карточки с загадками о дереве – берёза (каждому ученику - разные загадки);
- карточки-пазлы частей разных матрёшек (по количеству учеников);
- карточки с отдельными словами пословицы (пословицы по количеству учащихся);
- карточки с отдельными правилами россиянина (10 правил-10 карточек);
Материал для индивидуальной работы:
- лист со словом «Родина» для написания этого слова по образцу;
- 2 листа со словом «РОСС ИЯ» (один - для выкладывания этого слова по образцу из отдельных букв «Р», «О», «С», «С», «И», «Я» (в виде карточек), другой - для вырезания отдельных букв «Р», «О», «С», «С», «И», «Я» - в виде карточек);
- карточка с изображением герба РФ ( для образца);
- карточки с изображение гербов разных стран, включая изображение герба РФ;
- лист с изображением флага РФ, ниже - бесцветного флага РФ;
- полоски бумаги цвета флага РФ (белая, синяя, красная);
- лист с напечатанной строчкой гимна РФ «Славься, Отечество наше свободное»;
- карточки с отдельными словами «Славься,», «Отечество», «наше», «свободное»;
- картинка с изображением берёзки (для образца), карточки-пазлы (части) из этой же берёзки;
- набор деревянных матрёшек;
- лист с пословицей (для образца);
- карточки с отдельными словами пословицы;
Ход занятия:
I. Организационный этап
Звенит звонок.
1) Взаимоприветствие.
Учитель входит в кабинет, дети приветствуют стоя.
- Здравствуйте ребята (дети садятся), здравствуйте уважаемые педагоги.
2) Настрой обучающихся на положительную работу, активное участие.
- Надеюсь на вашу плодотворную и активную работу.
3) Разъяснение условий проведения занятия в форме проблемно-поисковой деловой игры и требований, предъявленных к ней.
- Выполним ряд заданий по теме занятия, которую постараемся определить.
- Правильный ответ: поощрение – «Листик берёзки» прикрепляется степлером
к зелёной нагрудной ленточке, правильно ответившему ребёнку.
- В конце занятия узнаем самого активного участника.
II. Мотивация к определению темы занятия к обсуждению
Учитель включает видеоролик с песней «Россия».
Постановка проблемы. Беседа после просмотра видеоролика.
Учитель: - Видеоролик – основа к определению темы нашего занятия.
- Ваши предположения. |
Ученики: - Сегодня мы будем вести разговор о нашей стране.
III. Основная часть. Актуализация знаний. Обсуждение
1. - Определим тему нашего занятия. Отгадаем ребусы.
А) Родина; (На доску вывешивается картинка с изображением ребуса «Родина»).
Шакина: записать печатными буквами по образцу слово « Родина».
- Проводится работа по разгадыванию ребуса.
Б) Россия. (На доску вывешивается картинка с изображением ребуса «Россия»).
Шакина: выложить печатными буквами по образцу слово «Россия».
- Проводится работа по разгадыванию ребуса.
Сообщение темы занятия.
Формулируется тема занятия: «Моя Родина – Россия». Вывешивается на доску.
Просмотр видеоролика «С чего начинается Родина?».
Учитель: - У каждой страны есть свои отличительные знаки. Наше государство не исключение. Родина начинается с очень важных, необходимых вещей для каждого гражданина своей страны.
- Отгадаем первый знак. Ребус: герб
(Вывешивается на доску картинка с изображением ребуса «Герб»).
- Проводится работа по разгадыванию ребуса.
- Задание: найти герб Российской Федерации.
(Карточки с изображением гербов разных стран, среди них найти герб РФ).
Шакина: найти герб РФ по образцу из отдельных гербов других стран.
На доску вывешивается буклет с изображением герба РФ.
Учитель:
- Отгадаем второй знак. Ребус: флаг
(На доску вывешивается картинка с изображением ребуса «Флаг»).-
- Проводится работа по разгадыванию ребуса.
Задание: - Составить флаг РФ; - Соотнести цвет флага с его значением.
(Карточки с изображением бесцветного флага РФ, цветные полоски флага РФ наложить в соответствующие ячейки - бесцветные полоски флага РФ).
Шакина: на карточку с изображением бесцветного флага РФ наложить соответствующие цвета по образцу.
2. Учитель зачитывает значение цвета:
(карточка - Цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство);
1.Учитель зачитывает значение цвета:
(карточка - Цвет веры, верности, неба, правды, постоянства);
3.Учитель зачитывает значение цвета:
(карточка - Цвет энергии, силы, героизма, отваги,
крови, пролитой за Отечество).
На доску вывешивается буклет с изображением флага РФ.
Учитель:
- Отгадаем третий знак. Ребус: гимн
(На доску вывешивается картинка с изображением ребуса «Гимн»).
- Проводится работа по разгадыванию ребуса.
9. Задание: - Вставить слова в текст гимна РФ.
Шакина: составить первую строчку гимна РФ из отдельных слов-карточек
по образцу.
(Учитель зачитывает слова гимна, останавливаясь перед пропущенными словами. Дети называют недостающие слова. За правильно названное слово получают поощрение – «листик берёзки».)
Шакина: составить первую строчку гимна РФ из отдельных слов-карточек
по образцу.
На доску вывешивается буклет с текстом гимна РФ.
Учитель:
-Мы вспомнили и определили важные составные государства.
- Отгадаем ребус: символ
(На доску вывешивается картинка с изображением слова «Символ»).
- Проводится работа по разгадыванию ребуса.
На доску вывешивается карточка со словом «Символы» над буклетами
с изображением символов РФ.
Учитель: - Это официальные символы нашей страны, принятые законом.
(Вывешивается карточка со словом «официальные» под карточкой «Символы»).
IV.Физминутка: танец «Во поле берёзка стояла».
(Воспроизводится видеоролик с песней «Во поле берёзка стояла».)
V. Осмысление, понимание темы учебного занятия через выполнение ряда заданий
Учитель:- Есть ещё неофициальные, но очень дорогие и любимые нашему сердцу символы.
Игра: «Кто первый отгадает неофициальный символ России?».
(Прочитать и отгадать, раздаются на выбор карточки с загадками о берёзке).
Шакина: Составить берёзку из частей
(карточки-пазлы частей берёзки по образцу).
Картинка с изображением берёзки вывешивается на доску.
2. Загадка о матрёшке:
3. Задание: Составить матрёшку из частей
(карточки – пазлы частей матрёшки).
Шакина: собрать отдельных деревянных матрёшек в одну.
Картинка с изображением матрёшки вывешивается на доску.
4. Загадка о самоваре.
Картинка с изображением самовара вывешивается на доску.
5. Загадка о валенках.
Картинка с изображением валенок вывешивается на доску.
6. Загадка о балалайке.
7. Загадка о деревянных ложках.
Картинка с изображением деревянных ложек вывешивается на доску.
Учитель: - Это часть неофициальных символов России, которыми гордится и отличается наша страна.
V. Рефлексия
1) Игра «Собери пословицу» (Пословицы разрезаны на части – слова).
• Нет земли краше, чем Родина наша!
• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
• Одна у человека мать – одна и Родина!
•Родная земля и в горсти мила.
• Жить – Родине служить!
• Родина - мать, умей за нее постоять.
• Береги землю родимую, как мать любимую.
• Родная земля и в горсти мила.
• Человек без Родины, что земля без семени.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Учитель: - Все они учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать
от врагов.
- Каждый человек стремиться, чтобы Родина его стала еще краше, еще богаче, потому что она одна. Все главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно. И родина тоже одна. Без Родины человек, точно дерево без корня.
2)Десять правил россиянина
( Карточки с правилами раздаются беспорядочно присутствующим педагогам, зачитываются правила по их очерёдности):
Расскажу вам десять правил.
Вы запомнить их должны.
Их на память нам оставил
Верный сын родной страны.
Он прошел войну когда-то,
По геройски жизнь прожив,
Безымянным стал солдатом,
Свою голову сложив.
Павших всех Руси героев,
Кто в боях без вести пал,
Собирательным героем
Он возвел на пьедестал.
Правило один, конечно,
Свою Родину любить,
Быть ей преданным навечно,
Честь и славу заслужить.
Правило второе важно,
Коли первое блюсти:
Честь храните, и неважно,
Где и как пришлось расти.
Третьим правилом дано нам
Гимн Родной Отчизны знать,
А, услышав гимна звуки,
С гордостью в душе вставать.
Правило четыре дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.
Пятым правилом всем будет
Честность ваша навсегда,
И тогда из многих судеб
Навсегда уйдет беда.
Правило шестое, знайте,
Помощь слабым – это честь.
Старость, младость уважайте,
Ведь таких людей не счесть.
Завещал седьмым из правил
Веру в Бога нам солдат.
Веры дух чтоб нами правил,
Был духовен, стар и млад.
Правило восьмое: бойтесь
Беса в душу запустить.
За святым крестом укройтесь,
Чтоб соблазны победить.
Вот девятое из правил:
Коль на Русь кто нападет,
Он завет всем нам оставил:
Бей врага родной народ!
Правилом десятым, важным,
Завещал Руси солдат:
Патриотом быть отважным,
Помнить павших всех ребят.
(А. Гаврюшкин)
3)Блиц – турнир: «Вопрос – ответ».
1. Как сейчас называется наше государство?
(Российская Федерация)
2. Назовите столицу нашей Родины России?
Москва
3. Кто является главой государства, гарантом Конституции РФ.
Президент РФ
4. Назовите Президента России
Владимир Владимирович Путин
5. Как называется самый главный документ граждан РФ, в котором отражены все законы?
Конституция
6. Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе?
Волга – самая длинная река Европы.
7. Какие национальности проживают на территории России?
Мордва, чуваши, татары, карелы, калмыки, якуты, башкиры, ненцы, чукчи, немцы, ханты, манси….
8. Самое сильное животное России?
Медведь.
9. Русский зимний головной убор?
Шапка – ушанка.
10. Распространённая обувь Древней Руси?
Лапти.
11. Прославленный русский хлебушек?
Каравай.
VI. Заключительный этап
Чтение эпиграфа урока учащимися хором.
1) Подведение общих итогов занятия.
2) Подведение итогов занятия.
Учитель: - Сегодня, Вы - молодое перспективное поколение. Именно на плечи молодых ляжет тот груз ответственности, те проблемы, которые придётся решать, чтобы вывести Россию на новый уровень развития. И мы должны быть готовы к этому. Мы хотим жить в сильной, богатой стране, традиции и историю которой знают и чтут на международном уровне, стране, которая не стоит с протянутой рукой, а сама помогает тем, кто нуждается.
Каждый из нас решит для себя: поднимать страну или остаться незамеченным. Каждый сделает свой выбор! Хорошо учиться, получать больше знаний, образовывать себя сегодня - это значит быть готовым отдать свои знания, своё умение стране завтра. Патриотизм - это не просто красивые слова. Это, прежде всего дело, служение Отчизне.
Учитель: Подведем итоги, посмотрим, как мы старались на занятии правильно выполнять задания и увенчать себя листочками нашего русского дерева «Берёза».
Учитель: В заключение занятия предлагаю просмотреть и прослушать видеоролик с песней «Вперёд, Россия!»
Учитель: Закончить наше занятие я хочу словами римского философа Сенеки: «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя».
Демонстрация поощрений учащимися – «листиков берёзки» на зелёной ленточке - нагрудная гирлянда.
Результаты с описанием социальной значимости и возможностью тиражирования в других условиях
авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности
при формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся.
предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
Оценка эффективности занятия
Оценка эффективности реализации мероприятия осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- знание символики Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. участие в поисково- исследовательской работе;
4. 100% участие обучающихся 9 класса, участвовавших в занятии.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
«Листик берёзки»
(поощрение учеников)
Список литературы.
Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.
Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-12, М.2000 г.
Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006
Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.
Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н. Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
Научно-популярный журнал “Военные знания” № 1-12, 2000 г. М.
Нечаев М. П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 20 – 26.
Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.
Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37-43
Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М., 2006.
16. Кудрявцев Л.Д.Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000 г.
17. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,200г.
18. Крючков Ю.А.Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
Интернет-ресурсы
1. Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). - Режим доступа http://www. 1september.ru/.
2. http://smolpedagog.ru/box.html
3. http://www.vesti-moscow.ru/
4. http://www.dissercat.com/
5. http://festival.1september.ru/articles/518222/pril1.doc
6. http://matclub.ru/matclub.php?d=4&p=18&t=1&w=9940