Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Наша речь и наш язык.
Педагогические задачи:
Уточнить представление о речи и ее значении в жизни человека; совершенствовать умение различать устную и письменную речь; способствовать развитию умения передавать содержание текста своими словами; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты:
Познакомятся с содержанием и структурой учебника «Русский язык» и условными обозначениями;
научатся оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; различать устную и письменную речь; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка
Метапредметные УУД :
Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты:
Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности; проявлять интерес к изучению языка.
Ход урока
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
-Что такое речь?
-Обсудите в парах, какие виды речи бывают? Приведите примеры.
III. Работа по теме урока.
Знакомство с учебником
- В этом учебном году мы продолжим раскрывать тайны русского языка, а помогать нам будет новый учебник - для 4 класса.
- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание русского писателя И.С. Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
- Как вы его понимаете? Почему писатель называет русский язык кладом? (Ответы детей.)
- К чему он нас призывает? (Беречь русский язык,)
- Что это значит? Как мы можем его беречь?
Прочитайте обращение авторов учебника.
- Какие открытия нам поможет сделать учебник?
- Для чего это нужно? Прочитайте, как авторы объясняют необходимость изучать русский язык.
- Прочитайте на стр.5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.
Упр 1 (стр.6)
- Прочитайте высказывания о языке и речи.
- Объясните, как вы их поняли.
- Спишите первое высказывание. Проверьте себя.
Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.
-Какая бывает речь? (Устная и письменная).
-Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим)
-Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем).
- А какую речь называем внутренней?( Ту, которую мы обдумываем).
- А легко ли говорить?
Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходиться говорить публично, т.е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А. С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи-ораторы, рассказчики.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
Упр2 (стр.6)
- Прочитайте пословицы.
- Объясните их смысл.
-Какую речь вы бы назвали хорошей?
-Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?
Слово о словах.
Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку превратить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин.
2. Работа со словом из словаря.
Составьте слово из букв ЛОЧЕКВЕ.
Объясните лексическое значение слова «человек»?
ЧЕЛОВЕК – 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
2. Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.
Слово образовано из двух общеславянских слов: ЧЕЛ – «член рода или семьи» и ВЕК – «здоровье, сила». Буквально ЧЕЛОВЕК – «член рода или семьи, исполненный силы», позднее – «совершеннолетний».
– Запишите словарное слово «человек» в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните непроверяемые безударные гласные, выделите слоги .
– Составьте предложение со словом «человек», запишите в тетрадь.
3.Ообобщение приобретенных знаний и умений.
Работа в паре
- Составьте пословицы. Игра «Продолжи пословицу»
Как аукнется, ( так и откликнется.)
Каков голосок, (таков и отголосок.)
Доброе слово ( слаще мёда.)
Доброму слову ( и кошка рада.)
Слово пуще (стрелы разит).
От учтивых слов ( язык не отсохнет).
Пустые речи (слушать нечего).
Рана от сабли заживает, (а рана от слова – нет).
От пустого слова (травинка не зеленеет).
Доброе слово лечит, ( а злое убивает).
Кстати промолчишь, (что большое слово молвишь).
V. Итог урока. Рефлексия.
- Для чего человеку нужна речь?
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Оцените свою работу на уроке. Удалось ли Вам достичь поставленной цели?
Продолжите высказывания:
• У меня получилось…
• Я научился…
• Сегодня на уроке я смог…
• Урок дал мне для жизни…
Домашнее задание
Найти и записать мудрые изречения о русском языке;
выучить написание словарного слова «человек»;