Тема: «Нюансные и контрастные гармонии»
Цель: Создание эскиза витража на тему «Волшебный цветок»
Задачи:
Обучающая: знакомство с понятиями «контраста» и «нюанса», обучение умению выражать в композиции свои настроения и переживания с помощью контрастных и нюансных сочетаний, углубление представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей..
Развивающая: развитие творческого воображения.
Воспитывающая: воспитание художественного вкуса, эстетического цветового ощущения и изысканности цветовых оттенков.
Тип занятия: комбинированный. Урок рассчитан на четыре академических часа.
Материалы и оборудование:
Для педагога:
1. Репродукции картин художников: Виктор Васнецов «Царевна - лягушка», Абрам Архипов «Девушка с кувшином»
2. Таблицы и схемы на тему «Цветовой контраст»
3. Таблицы и схемы на тему «Цветовой нюанс»
4.Презентация «Контраст - нюанс»
Для учащихся:
Гуашь, кисти, вода, палитра, бумага (форматА3).
План занятия:
1.Организация рабочего места
2.Обсуждение темы занятия
3.Просмотр презентации «Контраст-нюанс», обсуждение хода работы
4.Самостоятельная работа – выполнение учащимися упражнений на контраст и нюанс (простая композиции на контрастные и нюансные гармоничные сочетания)
5.Подведение итогов, уборка рабочего места
Ход урока
1.Организация рабочего места
2.Обсуждение темы занятия
-Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего нашего урока «Контрастные и нюансные цветовые гармонии». Мы с вами познакомимся с понятиями цветового контраста и нюанса и начнем выполнять эскиз витражной композиции «Волшебный цветок».
-Замечали ли вы когда-нибудь, что красные маки среди зелёной травы кажутся более яркими , чем в окружении желтых ,оранжевых или красных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его золотисто-оранжевая листва на фоне серых туч воспринимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба. Оказывается, принцип резкого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружающих предметов.
-Слово “контраст” постоянно присутствует в нашей жизни. Скажите, какие контрасты вы знаете?
- Ответы детей.
- Верно. Существует огромное количество контрастов. Но сегодня мы поговорим о контрастах в живописи. Или цветовых контрастах.
- «Контрастные цвета» – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, жёлтый-фиолетовый, синий-оранжевый.
- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
Итак, речь пойдет об акценте в живописи, который достигается именно посредством контрастов.
Цвет является одним из самых мощных имеющихся у нас инструментов для создания художественного образа в живописи.
Самое простое правило, которое нужно помнить – это использование силы дополнительных или контрастных цветов.
Например, для изображения бабочек или цветов подойдут доминирующие цвета: теплый красный / оранжевый / желтый, а для изображения пейзажа более всего подойдут сочетания холодного синего и зеленого. (Показать примеры детских работ).
- А теперь, давайте посмотрим примеры цветового контраста в работах художников.
1 слайд.
Картина В. Васнецова «Царевна лягушка».
- Что вы видите на картине?
(ответы детей).
- Хорошо. А теперь, давайте посмотрим, какие цветовые сочетания использовал в работе художник, какие цветовые контрасты мы можем здесь наблюдать и какое значение они имеют в данной картине?
(Ответы детей)
2 слайд
- Теперь давайте рассмотрим работу другого художника – Абрама Архипова «Девушка с кувшином».
Что вы можете сказать про применение цветового контраста в этой картине?
(Ответы детей)
-Молодцы. Все правильно.
Итак, мы с вами сейчас разобрали цветовые контрасты и их значение в живописи.
Теперь рассмотрим понятие «цветовые нюансы».
Нюансная гармония строится на сочетаниях оттенков одного цветового тона, а также на сочетаниях цветов соседних или близко расположенных на цветовом круге.
Контраст и нюанс всегда изучаются во взаимодействии друг с другом. Мы идём к контрасту, уходя от нюанса, и наоборот, идём к нюансу, уходя от контраста.
Давайте посмотрим, как выглядит цветовой нюанс в живописи на примере натюрмортов, выполненных в сближенной цветовой гамме или иначе, выстроенных на нюансных цветовых сочетаниях.
Какие цветовые сочетания здесь используются?
(Ответы детей).
Сегодня мы с вами начнем выполнять работу, в которой применим все, что только что узнали про контрастные и нюансные цветовые гармонии. Вы нужно будет использовать в своих работах контрастные цветовые сочетания в изображении бабочек, а также использовать для фона – цветовые нюансы. Работу будем выполнять на бумаге форматом А3 с помощью гуашевых красок. Но предварительно мы выполним набросок будущей композиции карандашом. В представленном зрительном ряде вы можете увидеть примеры витражных работ с изображением бабочек. Для работы с формой бабочки вы можете воспользоваться материалами, которые лежат у вас на партах и применить примеры форм в своих работах. Ну и конечно же в главным вашим помощником будет ваше воображение и ваша фантазия.
Зрительный ряд.
1 этап работы
Дети выполняют практическую часть работы – рисунок карандашом.
2 этап работы.
Работа цветом.
1)Нюанс для фона. Вам нужно будет подобрать три похожих цвета. Используйте нежные цвета. Например, бледно жёлтый, нежно оранжевый и розоватый или бледно фиолетовый, голубой и нежно сиреневый
2)Контраст для бабочек. Подобрать контрастные цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге:
Например, фиолетовый и жёлтый, красный и зелёный, синий и оранжевый
Подведение итогов.
Просмотр работ, экспресс выставка.
Самоанализ, рефлексия