Тема урока: красота вокруг нас – рисование с натуры простых по форме цветов– одуванчиков.
Цель урока: Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (А Пластов «Колокольчики и ромашки», И. Левитан «Одуванчики»), беседа о красоте русской природы.
Задачи урока: воспитывать любовь к окружающей природе, развивать способность чувствовать красоту, роль цветов в создании настроения человека; развивать умение рисовать с натуры разнообразные цветы (анализ и изображение формы, пропорций, очертаний, подбор цвета); осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и литературы.
Материальное оснащение урока: репродукции с картин А. Пластова «Колокольчики и ромашки», И. Левитан «Одуванчики»; полевые цветы, среди них одуванчики; лист бумаги, акварель, кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
План урока:
Проверка организации рабочих мест.
Беседа о весенней природе и первых цветах в лесу, в поле, в саду.
Рассматривание картины А. Пластова «Колокольчики и ромашки», И. Левитана «Одуванчики».
Объяснение и показ, как рисовать с натуры одуванчики кистью.
5 Упражнение «Весёлые краски».
Самостоятельная работа – рисование кистью с натуры одуванчики с листиками (не менее 25 мин).
Подведение итогов урока. Выставка рисунков «Поляна с одуванчиками».
Ход урока
Беседа о том, что цветы создают красоту вокруг нас.
Бесчисленное множество цветов (полевые, садовые, комнатные) украшают природу, быт человека, радуют глаз.
Какое настало время года?
Назовите приметы мая, что расцветает в мае в садах, на лугах?
Чтение стихотворения И. Сурикова «Полдень»:
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло.
И куда не взглянешь,
Всё вокруг светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы…
Рассматривание репродукций с картин.
Объявление темы урока «Рисование с натуры первых весенних цветов – одуванчиков с листиком.
Внимание детей обращается на букет жёлтых одуванчиков, стоящих в вазе.
На что похожи жёлтые цветы?
Почему их называют золотыми?
Вместе с детьми рассматриваются цветочки одуванчика с листиками. Внимание детей обращается на ровный стебель одуванчика и на резной листик, на форму цветка – он может быть раскрыт, как солнышко, или собран в полураскрытый бутон.
Тренировочное упражнение «Весёлые краски» (3-4 мин).
На палитре дети должны сделать пробу красок разных оттенков (все жёлтые, синие, имеющиеся в наборе краски),
Смешать жёлтый с синим, чтобы получить зелёный. Проба краски делается разными приёмами; отдельными мазками, прижимая кисть к бумаге (примакивание), прямыми и изогнутыми линиями. Все эти приёмы могут быть использованы при рисовании цветов для передачи характерной формы и поверхности лепестков и листьев. Пробу красок на палитре дети сравнивают с цветовой окраской стоящих перед ними одуванчиков.
Показ и объяснение последовательности рисования цветов проводится сразу кистью, без рисования контуров простым карандашом.