Тема урока: «Синее чудо» - самостоятельное составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки.
Цель урока: дальнейшее знакомство с современной гжельской керамикой и беседа о её красоте.
Задачи урока: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Умение создавать декоративную роспись, используя ограниченную гамму цветов; развивать творческие способности детей; закреплять знания о характерных особенностях росписи современной гжельской керамики (цвет и элемент росписи); формировать умение составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине) по собственному замыслу из знакомых элементов (цветы, листья, ягодки, травинки, бутоны); закреплять разнообразные приёмы рисования кистью знакомых элементов растительного узора.
Материалы и инструменты: круги из белой бумаги (бумажные тарелочки), акварель, гуашь, кисти, вода, палитра, гжельская керамика, рисунки, фотографии, бумажный круг и аппликационный материал для объяснения чередования ритмов в круге на классной доске.
План урока:
Проверка организации рабочих мест.
Беседа о красоте гжельской керамики.
Объяснение вариантов ритмического расположения элементов в круге с помощью аппликационного материала.
Самостоятельная работа учащихся – выполнение кистью декоративного рисунка для украшения тарелочки синей акварелью, гуашью.
Подведение итогов урока. Выставка работ. Обсуждение.
Ход урока:
С детьми рассматривают гжельскую керамику. Дети показывают и называют элементы росписи.
На классной доске вывешиваются круг из белой бумаги и разные элементы узора. Объясняются варианты композиции (варианты ритмического расположения элементов в круге). Обращается внимание на простых варианта украшения тарелочки: а) крупный элемент рисуется в середине тарелочки, мелкие элементы чередуются по краю; б) не большой элемент рисуется в середине, крупные и мелкие элементы чередуются по краю тарелочки.
Затем иллюстративный материал убирается. Дети самостоятельно составляют узор. Середину круга (тарелочки), отмечают капелькой воды, и проверив, правильно ли она найдена, рисуют кистью элемент в середине тарелочки, затем рисуют декоративные элементы по краю круга.