Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Рисование и графика
  3. Конспект урока по изобразительному творчеству "Рисование на мятой бумаге. Эффект кракелюра"

Конспект урока по изобразительному творчеству "Рисование на мятой бумаге. Эффект кракелюра"

Данный урок рассчитан на широкую аудиторию, может быть полезен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, руководителей изостудий, творческих кружков и объединений. Также, занятие можно проводить в летнем лагере для детей. В данном конспекте урока описывается поэтапное выполнение творческой работы на мятой бумаге на тему «Летний день» с изображением одуванчика. Что можно изобразить, используя данную технику? Очень много. Особенно необычны пейзажи (растения, цветы). Можно использовать этот способ рисования для изготовления поздравительных открыток, оформления тематических стендов. Использовать готовый рисунок можно и в качестве настенного панно. Данный вид рисования относится к нетрадиционным техникам рисования, что несомненно помогает развивать воображение и фантазию детей. Побуждает к творческим решениям, развивает мелкую моторику рук. Способствует формированию положительных черт характера как усидчивость и желание довести творческий процесс до конца, получить от результата работы эстетическое удовлетворение.

Предметы

Рисование и графика

Категория

Рисование и графика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Разработка педагога дополнительного образования Т.А. Бородиновой,

МОУ ДО Воскресенский Детский Центр, Нижегородская область

Конспект урока по изобразительному творчеству

Тема урока: «Рисование на мятой бумаге. Эффект кракелюр»

Данный урок рассчитан на широкую аудиторию, может быть полезен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, руководителей изостудий, творческих кружков и объединений.  Также, занятие можно проводить в летнем лагере для детей.

В данном конспекте урока описывается поэтапное выполнение творческой работы на мятой бумаге на тему «Летний день» с изображением одуванчика.

Что можно изобразить, используя данную технику? Очень много. Особенно необычны пейзажи (растения, цветы). Можно использовать этот способ рисования для изготовления поздравительных открыток, оформления тематических стендов. Использовать готовый рисунок можно и в качестве настенного панно.

Данный вид рисования относится к нетрадиционным техникам рисования, что несомненно помогает развивать воображение и фантазию детей. Побуждает к творческим решениям, развивает мелкую моторику рук. Способствует формированию положительных черт характера как усидчивость и желание довести творческий процесс до конца, получить от результата работы эстетическое удовлетворение.

1. Цели и задачи:

- Овладеть нетрадиционной техникой рисования на мятой бумаге;

- Развить мелкую моторику рук;

- Развивать в детях творческое мышление, восприятие действительности;

- Воспитывать позитивное отношение к урокам изобразительного искусства и к изобразительной деятельности вообще;

- Воспитывать оценочное отношение к своим рисункам и к рисункам товарищей;

- Воспитывать аккуратность при рисовании.

2. Ведущие методы деятельности:

- метод беседы;

- наглядный метод;

- практический метод.

3. Оборудование:

1) Для педагога:

  • Картинки на тему: эффект кракелюр в произведениях живописи.

(картина Леонардо да Винчи - «Мона Лиза», или «Джоконда»; картина художника Яна ван Эйка «Портрет мужчины в красном тюрбане»). (Приложение 1)

  • Изображения сетки кракелюра на предметах интерьера (мебель, керамические изделия) (Приложение 1)

  • Презентация: «Рисование на мятой бумаге. Эффект кракелюр»

(Урок может проводиться и без презентации)

2) Для учащихся:

  • офисная бумага для принтера формат А4,

  • акварель,

  • кисти: белка № 7 или нейлон №7 (для фона), нейлон № 3-4 (для проработки мелких деталей рисунка),

  • баночка с водой,

  • изображение поэтапного рисования одуванчика на каждого ребенка (Приложение 2)

  • изображение жизненного цикла одуванчика на каждого ребенка (Приложение 3)

  • фартук и нарукавники,

  • салфетки для рук.

4. План урока:

4.1. Организационный момент.

Приветствие учащихся и педагога.

Готовность учащихся к уроку, наличие необходимого материала.

4. 2. Мотивация к учебной деятельности.

(Педагог):- Дорогие, ребята! Поделитесь, какое у вас сегодня настроение?

(Дети): Хорошее/отличное/нормальное/грустное…

(Педагог):- Перед тем, как мы перейдем к теме занятия и для того, чтобы Ваше настроение стало еще лучше, предлагаю немного поиграть, проверить Вашу смекалку и ответить на пару загадок:

1. Кисточкою лист смочу

После — краску нанесу.

Красочным рисунок вышел,

Нет на нем деталей лишних.

Я старался, мне поверь.

Ну а краски — ... (Акварель)

2. Тёплый ветер дунул круто,

Что за шарик он растряс?

Вся семья на парашютах

Пролетела мимо нас… (Одуванчик)

3. «Одуванчиковый» цвет,

Его светлей и ярче нет. (Жёлтый)

4. Краски я на ней мешаю,

Получаю новый цвет.

Не всегда она большая,

Но удобна, спору нет.

С красками она дружна.

Ну, скажите, кто она? (Палитра)

4. 3.Вводная беседа.Изучение нового материала.

(Педагог): Молодцы! Все загадки разгаданы.

А теперь настраиваемся на урок и тема нашего сегодняшнего занятия: «Рисование на мятой бумаге. Эффект кракелюра»(Слайд 1)

(Педагог): - Мы все привыкли рисовать на гладкой ровной бумаге. А Вы когда-нибудь пробовали рисовать на мятой бумаге? (Ответы детей)

(Педагог): - Согласитесь, такая работа смотрится совсем по – другому, чем на гладком фоне. У рисунка появляется фактурность, объем, уникальная светотень. Нестрогие линии, хаотичность изгибов – все это придает рисунку интересный вид и привлекает внимание. (Показ работ детей в данной технике, обсуждение работ). (Слайд 2)

(Педагог): - А вы знаете, что у трещинок, которые образуются при смятии бумаги есть свое название? – Эти трещинки создают эффект кракелюра.

(Педагог): - Кто-нибудь слышал раньше о кракелюре? (Ответы детей)

(Слайд 3) Итак, кракелюр — это трещины, которые появляются на лаке или красочном слое.Как правило, они возникают на картинах или керамических изделиях от старости или образуются из-за перепада температур и неправильного хранения предметов искусства. (Приложение 1, примеры кракелюра)

(Слайды 4-6) Давайте с вами посмотрим на примеры кракелюра. На одном из известных произведений Леонардо да Винчи - «Мона Лиза», или «Джоконда» образовалась сетка кракелюров на красочном слое картины. Или кракелюры масляной живописи на картине художника Яна ван Эйка, «Портрет мужчины в красном тюрбане», картина, датируемая 1433 годом.

  (Педагог): - Сегодня мы попробуем создать рисунок с эффектом кракелюра или по-другому с эффектом «состаривания» бумаги. Данный вид рисования относится к нетрадиционным техникам рисования. А чем же привлекательны нетрадиционные техники рисования? А тем, что с их помощью мы можем преобразить обычные предметы, придать этим обычным предметам необычный вид, оригинальное изображение. Один и тот же предмет, изображенный в разной технике, будет выглядеть абсолютно по - разному.

4.4 Практическая (творческая) деятельность.

(Педагог): - Ну что, ребята, сегодня я предлагаю Вам создать необычный рисунок, который в итоге вы сможете повесить на стену как панно. В сегодняшней работе помимо техники «эффект кракелюра», мы будем применять еще одну технику, которая называется «акварель по-сырому». Таким образом, соединив обе техники у нас получится творческая работа. А рисовать мы будем теплый летний день с солнечными цветами –одуванчиками!(Слайд 7)

(Дети): – Давайте!

(Педагог): - Что же нам понадобится для создания рисунка? (Слайд 8)

(проговаривание необходимых материалов)

- Если в ходе работы у вас будут появляться вопросы, то обязательно их задавайте. Перед началом рисования давайте обговорим с чего следует начинать.

- Сначала подготовим наш лист, расположим его вертикально. Возьмем толстую кисть (нейлон или белка №7, можно и № больше) окунем ее в чистую воду, слегка отожмем о край стакана. Визуально разделим лист пополам (на небо и землю) и «закрасим» верх листа водой (где будет небо). (Слайд 9)

- Пока лист не полностью впитал воду добавляем тычками акварель по-сырому холодных (небесных) оттенков. В некоторых местах можно добавить теплый желтый свет - это будет имитация солнечных лучей, пробивающихся через облака. (Слайд 10)

- Далее проделываем те же действия с нижней частью листа, где будет земля. Не дожидаясь пока вода в нижней части листа высохнет, наносим цветовые пятна кистью разных зеленых оттенков. (Слайд 11)

- А теперь начинается самое интересное!

- Соединяем длинные стороны листа и начинаем постепенно комкать и мять его, сжимая лист в небольшой комочек. (Слайд 12)

- Затем, аккуратно (!) расправляем наш лист и выравниваем края приминая ладонями. У нас с вами получился эффект кракелюр, или по-другому «состаривания» бумаги. Вы можете заметить, что наш фон стал заметно сухим. (Слайд 13)

- Берем тонкую кисть (нейлон № 3-4) и начинаем рисовать наш солнечный цветок. (используем Приложение 2)

- Начинаем мы со стебельков одуванчика, темно-зеленого цвета, их удобнее рисовать кончиком кисточки. Количество стебельков – на ваше усмотрение, главное, чтобы все цветы уместились на нашей работе. Композицию располагаем правильно – приблизительно по центру нашего слоя «земли». Никогда не рисуйте в самый край листа. (Слайд 14)

- Рисуем желтые цветы нашего одуванчика. Также вы можете изобразить полураспустившийся цветок или цветок на стадии распространения семян. (используем Приложение 3)

Цвет берем желтый, добавляя крапинки коричневого и белого. (Чтобы цветок казался нам не плоским пятном, а у цветка появился объем.)

- Затем дорисуем «юбочку» между стебельками и цветками. (Слайд 15)

- Теперь наметим листья одуванчика, используя разные оттенки зеленого. (Где падает свет – добавляем светло-зеленый, где тень – темно-зеленый.) (Слайд 16)

- Ну вот, наш рисунок готов. Можно полюбоваться своей работой.

(Слайд 17)

4.5. Заключительная часть работы. Подведение итогов.

(Педагог): - Ребята, время для выполнения творческой работы подходит к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Давайте проведем небольшую выставку и полюбуемся работами друг друга.

(Вопросы педагога):

-Чья работа вам нравиться больше всех и почему?

-Что бы вы еще добавили в свою работу?

- Что вам нравиться и не нравиться в своей работе? Почему?

- Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Что такое эффект кракелюр?

- Понравилось вам рисовать на мятой бумаге?
(Беседа, рассуждения, обсуждения вариантов ответа)

(Педагог): - Сегодня каждый из нас побывал на солнечной летней полянке, которую создал сам! Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! Урок закончен, всем спасибо, до свидания!

4.6 Используемые ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кракелюр

  2. https://www.maam.ru/obrazovanie/netradicionnye-tehniki-risovaniya

  3. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-po-izo-dejatelnosti-s-ispolzovaniem-netradicionyh-tehnik-risovanija-po-mokroi-smjatoi-bumage.html

Приложение 1

Примеры кракелюра:

Кракелюр в произведениях живописи:

Сетка кракелюров на красочном слое картины Леонардо да Винчи - «Мона Лиза» или «Джоконда»

К ракелюры масляной живописи

Ян ван Эйк - «Портрет мужчины в красном тюрбане»

Кракелюр на керамических изделиях:



Кракелюр на мебели:

Приложение 2

Поэтапное рисование одуванчика (для распечатки на каждого ребенка)

Shape1

Shape2Shape3Shape4

Приложение 3

Жизненный цикл одуванчика (для распечатки на каждого ребенка)

Shape12Shape11Shape10Shape9Shape6Shape5Shape8Shape7

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный урок рассчитан на широкую аудиторию, может быть полезен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, руководителей изостудий, творческих кружков и объединений. Также, занятие можно проводить в летнем лагере для детей. В данном конспекте урока описывается поэтапное выполнение творческой работы на мятой бумаге на тему «Летний день» с изображением одуванчика. Что можно изобразить, используя данную технику? Очень много. Особенно необычны пейзажи (растения, цветы). Можно использовать этот способ рисования для изготовления поздравительных открыток, оформления тематических стендов. Использовать готовый рисунок можно и в качестве настенного панно. Данный вид рисования относится к нетрадиционным техникам рисования, что несомненно помогает развивать воображение и фантазию детей. Побуждает к творческим решениям, развивает мелкую моторику рук. Способствует формированию положительных черт характера как усидчивость и желание довести творческий процесс до конца, получить от результата работы эстетическое удовлетворение.
0 ₽