Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Религия
  3. Конспект урока по ОДНРК : Традиции ислама в воспитании детей

Конспект урока по ОДНРК : Традиции ислама в воспитании детей

Образовательные: познакомить учащихся с существующими в исламской культуре традициями и нормами взаимоотношений членов семьи; раскрыть содержание обязанностей членов мусульманской семьи; показать роль выполнения членами мусульманской семьи своих обязанностей для сохранения и упрочения семейных уз. Развивающие: развивать у учащихся интерес к истории семьи, семейным традициям; формировать навык работы в парах, умение отстаивать своё мнение. Воспитательные: продолжить формирование таких этических понятий, как нравственные ценности, любовь, забота, уважение к родителям и близким людям; подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье; продолжить работу по изучению семей классного коллектива; воспитывать чувство гордости за свою семью.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Религия

Категория

Религия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Технологическая карта урока ОДНРК (Модуль «Основы исламской культуры»)

ФИО

Дзабаева М.Х.

Место работы

МБОУ «СОШ № 42

Предмет

ОДНРК

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Традиции ислама в воспитании детей

Базовый учебник

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Под редакцией Виноградовой

Цель

Дать представление о ценностях семьи в исламе

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с существующими в исламской культуре традициями и нормами взаимоотношений членов семьи; раскрыть содержание обязанностей членов мусульманской семьи; показать роль выполнения членами мусульманской семьи своих обязанностей для сохранения и упрочения семейных уз.
Развивающие: развивать у учащихся интерес к истории семьи, семейным традициям; формировать навык работы в парах, умение отстаивать своё мнение.
Воспитательные: продолжить формирование таких этических понятий, как нравственные ценности, любовь, забота, уважение к родителям и близким людям; подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье; продолжить работу по изучению семей классного коллектива; воспитывать чувство гордости за свою семью.

УУД

Личностные УУД: составить для перспективу развития семейных традиций своей семьи;

оценивать ситуации и поступки на основе общечеловеческих и российских ценностей

объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи;

определять цель, проблему, план действий;

планировать учебную деятельность;

оценивать результат действий.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию, подтверждая аргументы фактами; обосновывать свой ответ, сформулировать собственные выводы; понимать других; воспринимать информацию, данную в явном виде.

Познавательные УУД: извлекать информацию из текста, выявить различия понятий, дать их определение; выполнение заданий развивающего характера, составление схем, таблиц.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: каково значение семьи для мусульманина; качества, необходимые в семейной жизни

Уметь: следовать традициям своей семьи, уважать традиции других людей

Личностные: понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, воспитания детей.

Метапредметные: осуществлять операции анализа и синтеза, классификации, работать с таблицами, различными текстами, рисовать по теме.

Основные понятия

Нравственная ценность, традиция, семья, прочный семейный союз, семейные обязанности, счастье, согласие

Межпредметные связи

Работа со словарными словами по теме урока, работа с пословицами, написание мини-сочинения, выполнение рисунка (межпредметная связь с русским языком и литературой, изобразительным искусством)

Ресурсы:

Презентация педагога «Семья в исламе», мультимедийное оборудование,

Формы урока

фронтальная, работа в парах.

Технологии

ИКТ технология, игровая, актуализации знаний.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предмет

ные

УУД

1.Вводный(мотивационно- организационный этап) Организация деятельности учащихся.

- - -Здравствуйте, ребята! Очень рада вст долгожданной встрече с вами.

- Предлагаю вам выбрать ромашку и сесть за стол, отмеченный белым или желтым цветом.

Организуют рабочее место.

Ученики делятся на две группы

Коммуникативные УУД: положительный настрой на урок.

Регулятивные УУД: организация рабочего места.

2.Актуализация знаний, постановка целей и задач урока. (7’).

3.Сообщение целей и задач.

4. Планирование

Ребята, сегодняшний урок мы начнем с загадок. Отгадайте их и скажите. о чём сегодня мы будем говорить на уроке.

- Как вы думаете, в какую тематическую группу можно объединить все отгаданные слова?

- О чем пойдет речь на уроке?


Повторение изученного материала

- Вспомните, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках?

- Что такое нравственная ценность?

Работа в группе

У каждой группы на столе есть карточки со словами. Обсудите, какие из них важны.

- У меня на слайде они тоже записаны. Давайте прочтем эти слова.

- Что они обозначают?

-А вам понятны значения слов? - Тогда объясните, что такое карьера? Где можно узнать толкование непонятных слов?

- Что вы считаете ценным в жизни ?

-Распределим слова в 2 столбика: самые важные ценности поместим в 1 столбик, а наименее важные – во второй.

- Какие ценности из названных , по-вашему, являются нравственными?

-Какая из этих ценностей , на ваш взгляд, самая важная?

-Откройте учебник с.60 Прочитайте тему урока.

- С чем сегодня познакомимся?

Что для этого надо сделать?

У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за все простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках.

Ученики читают загадки и дают ответ.

1.Кто в семье со всеми дружен?

Кто всегда нам очень нужен?

Кто готовит, шьет, стирает

И почти не отдыхает?

Кто заботится о нас

Каждый день и каждый час?

(Мама)

2.Детям он решит задачу,

Отвезет семью на дачу

Починить готов утюг,

Если тот сломался вдруг

Сильный, ловкий и отважный,

После мамы - самый важный

(Папа)

3.Он стар, но это ничего,

Его добрее нет

Он папа папы моего

А для меня он… (Дед)

4.Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне…

(Сестренка)

5.Она совсем не старая,

Хотя совсем седая,

Я сяду с нею рядышком:

Расскажи мне сказку…

(Бабушка)

6.Она все на свете помнит и знает,

И бабушка мамой ее называет

И часто приходят к ней в дом доктора,

Она же мне пра…, она же мне пра…

(Прабабушка)

Дети отвечают, что речь на уроке пойдет о семье.

Тема «Семья в исламе»

-Мы говорили о нравственных ценностях ислама

-Это то, что человек больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.

Здоровье, мир, карьера, семья, дружба, деньги, образование, любовь к Родине, счастье, справедливость.

Все это является в жизни важным для людей

Индивидуальная работа со словарем. Двое учащихся работают со словарем. Затем зачитывают вслух

Карьера – стремление к славе , наживе

Ученики распределяют слова в две группы . Определяют, какие ценности являются нравственными, какие – материальными.

ВЫВОД:

Карьера,материальное благополучие- материальные ценности.Но в жизни главное- ценности не материальные, а общечеловеческие, нравственные.

Семья

Мы узнаем, какое значение имеет семья для мусульманина, а также какие качества необходимы в семейной жизни.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.

-Нам нужно прочитать текст нового урока. Найти ответы на поставленные вопросы.

1.Что значит семья для мусульманина?

2. Важные качества в семейной жизни.

Повторение понятия семья.

Познавательные УУД: отгадывание загадок.

Коммуникативные УУД: поиск информации в учебнике.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные УУД: извлекать информацию и перерабатывать ее

Регулятивные УУД: выдвигать версии

Познавательные УУД:

извлекать информацию и перерабатывать ее

Познавательные УУД:

извлекать информацию и перерабатывать ее

Регулятивные УУД: действовать по плану, решая проблему

ЛичностныеУУД:

оценивать ситуации и поступки на основе общечеловеческих ценностей

ЛичностныеУУД:

оценивать ситуации и поступки на основе общечеловеческих ценностей

Регулятивные УУД:

Определить цель, проблему, план действий; планировать учебную деятельность

4. Первичное усвоение новых знаний. (4’).

Что же такое семья?

- Кто входит в состав вашей семьи?

Индивидуальная работа со словарем.

Мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя).

Определе-

ние понятия семья, знать

Познавательные УУД: умение классифицировать.

Коммуникативные УУД: обосновывать свой ответ, поиск информации в учебнике.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.

4.Первичная проверка понимания. (10’).

-Прочтите первый абзац. Найдите ответ на вопрос : «Как мусульмане относятся к семье?»

- Мусульманские семьи, как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. 

- А что помогает преодолеть жизненные неудачи?

ИГРА «РОМАШКА»

- Ребята, это необычная ромашка. На ее лепестках мы напишем качества , необходимые в семейной жизни.

Итак, вы сказали, что любовь помогает преодолеть все неудачи.

Первое качество- любовь.

- Какие еще качества нужны человеку, чтобы создать прочную семью?

Работа в группе.

-Как распределяются обязанности в мусульманской семье?

Дополнение учителя:

Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Её основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях. Мусульмане считают, что жена должна во всём слушаться своего мужа, заботиться о нём и его детях. Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб её основным обязанностям. 

Муж – глава мусульманской семьи. Муж должен трудиться и делать всё возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя. Когда мусульманин женится, он преподносит своей невесте особый свадебный дар – махр. Это могут быть украшения, другие ценные вещи или деньги. 

СЛОВАРИК (махр – свадебный подарок невесте)

Дискуссия

-Получается, что семейные обязанности- нелегкая ноша. Согласны с этим утверждением?

- Ваши родители жалуются на то, что им тяжело выполнять свои обязанности?

-Что помогает справиться со всеми трудностями?

- Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею.

Любовь (родителей друг к другу, к детям, детей к родителям)

Ученики читают текст параграфа в учебнике , стр. 60, абзац 2 и 3.

Формулируют ответ на вопрос.

РОМАШКА – доброта, схожие взгляды на жизнь, понимание

1 группа выписывает в тетрадь обязанности жены- мусульманки (стр.60)

2 группа- обязанности мужа (стр.60-61)

Выступление групп.

Женадоверяет мужу, стремится его поддержать, ведет домашнее хозяйство, создает в доме уют, занимается воспитание детей и т.д. Мужобеспечивает всех материально, помогает жене по хозяйству, воспитывает детей.

Нет.

ВЫВОД: если муж и жена живут в согласии друг с другом, то обязанности будут не в тягость , а в радость.

РОМАШКА (согласие)

Следовать традициям своей семьи, уважать традиции других людей.

Познавательные УУД: работа с текстом, анализ и сравнение иллюстраций и текста, работа с пословицами.

Коммуникативные УУД: работа в паре, обосновывать свой ответ.

Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи.

Познавательные УУД: работа с текстом, анализ и сравнение иллюстраций и текста, работа с пословицами.

Коммуникативные УУД: работа в паре, обосновывать свой ответ.

Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи.

5. Первичное закрепление.

(11’).

Осуществление контроля

Осуществление коррекции.

Работа с текстом чечено-ингушской сказки «Возвращение счастья»

Прежде чем вы познакомитесь с текстом, ответьте, кто такая сноха?

- Как вы думаете, почему старик встал на сторону своей снохи?

Физкультминутка - игра.  
- А сейчас мы проведем игру.

Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах  возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге? 
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло? (опора, поддержка)
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

-Какое качество еще важно в семье?

-Итак, назовите качества, необходимые в семейной жизни

АНАЛИЗ ПРИТЧИ

У вас на столах лежат тексты притчи. Ваша задача- прочитать и вместе сформулировать ответы на вопросы, которые записаны под текстом.

-О чем эта притча?
-О чем забыл сын?
-О каком важном законе нравственности  напоминает притча?
-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
-Чему учит притча?

Притча «Корзину-то возьми»
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Просмотр видеоролика «Что это»

- Как вы думаете, какая тема объединяет притчу и ролик?

Дополнение

В истории Ислама есть случай, когда сын носил на своей спине мать весь хадж. И когда он спросил у Пророка Мухаммада отплатил ли он матери за её заботу, Посланник Аллаха ответил, что он отплатил ей всего лишь за одну бессонную ночь. А сколько их было в течение жизни?

- Какие качества нужно написать на ромашке? Обсудите в группе.

Чтение сказки детьми.

В семье самым важно согласие, а не деньги и красивые наряды.

Поддержка

Проверка работы в группе.

Каждая группа зачитывает важные качества в семейной жизни

О взаимоотношениях родителей и детей.

Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

Дети в неоплатном долгу перед родителями, должны заботиться о них так, как заботились в свое время родители .

- Да. Тема взаимоотношений родителей и детей

Ответственность перед родителями, уважение, милосердие.

Выявить различия понятий, дать их определе

ние; выполне

ние заданий развиваю

щего характера, составле

ние схем, таблиц.

Познавательные УУД: словарная работа (осуществление операций анализа и синтеза.

Коммуникативные УУД: работа в парах, умение делать полный, обоснованный ответ. Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи.

6. Рефлексия(3).

Сегодня мы продолжили тему семьи. На доске записаны незаконченные предложения. Продолжите их.

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

Считаешь ли ты полезным то , о чем мы говорили?

- Что особенно понравилось?

- Какие вопросы по теме урока тебя волнуют

Личностные УУД: понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, гордость за свою семью

7. Подведение итогов, домашнее задание. (2’).

Вернёмся к тем задачам, которые мы перед собой поставили. Что можете сказать?

Домашнее задание по выбору:

1 ) Ответить на вопросы 1-3, стр.61

2) Нарисовать свою семью 3)Составить рассказ об одном из членов семьи

- Урок окончен. Благодарю вас за урок.

Коммуникативные УУД: работа с информацией

Регулятивные УУД: умение делать выводы, подводить итог работы.

12

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Образовательные: познакомить учащихся с существующими в исламской культуре традициями и нормами взаимоотношений членов семьи; раскрыть содержание обязанностей членов мусульманской семьи; показать роль выполнения членами мусульманской семьи своих обязанностей для сохранения и упрочения семейных уз. Развивающие: развивать у учащихся интерес к истории семьи, семейным традициям; формировать навык работы в парах, умение отстаивать своё мнение. Воспитательные: продолжить формирование таких этических понятий, как нравственные ценности, любовь, забота, уважение к родителям и близким людям; подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье; продолжить работу по изучению семей классного коллектива; воспитывать чувство гордости за свою семью.
0 ₽
• актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении христианства в развитии культуры нашей страны; • создавать условия для развития представлений школьника том, как религия способствует укреплению семьи и общества; • активизировать интерес учащихся к предмету.
0 ₽