Технологическая карта урока по окружающему миру
Автор-составитель: Зыкина Валерия Валерьевна, учитель окружающего мира
Тип урока: получение новых знаний
Класс: 2-П класс
Тема урока: Звездное небо.
Цель урока: Знакомство учеников со звездами, созвездиями и их особенностями.
Задачи урока:
1. Определить, что такое звезды.
2. Изучить особенности звезд.
3. Рассмотреть созвездия и их значения.
4. Обсудить значение изучения звездного неба.
Планируемые результаты:Ученики узнали о звездах, планетах, созвездиях, их названиях и особенностях. Понимают важность знаний о звездном небе для развития науки и культуры.
Методы и приемы: беседа, рассказ, метод поощрения, метод выбора, метод диалога, создание ситуации творчества, метод педагогической поддержки, метод примера, метод анализа и самоанализа, игровой метод.
Оборудование урока для учителя: ноутбук, проектор, доска, презентация
Ход урока:
1. Введение. Объяснение, что такое звезды и как они сияют.
2. Изучение планет:
- Названия планет солнечной системы.
- Особенности каждой планеты (размер, расстояние от Солнца и т.д.).
3. Рассмотрение созвездий:
- Что такое созвездия.
- Примеры наиболее известных созвездий.
- Значение созвездий для навигации.
4. Заключение. Обсуждение значения изучения звездного неба для науки и повседневной жизни.
План урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, подарите на этот урок друг другу хорошее настроение.
2.Актуализация знаний
- Сегодня нас с вами ждет необычный урок. Урок в темноте. Но прежде чем начать, давайте проверим какой багаж знаний у нас есть.
(на доске ребусы)
-Попробуйте разгадать зашифрованные слова (туман, радуга, дождь, листопад).
-Как все это можно назвать одним словом? (явления природы)
-А что такое природа? Какая бывает природа? (живая, не живая)
-Что необходимо растениям и животным для жизни? (солнце, воздух и вода)
-Назовите объекты живой и не живой природы?
-Чем живые существа отличаются от объектов неживой природы?
-Как связаны между собой неживая и живая природа?
3.Самоопределение к деятельности
А сейчас закройте глаза. Представим, что на дворе ночь. Слышен только шум листьев и ветра. А теперь откройте. Темнота и только маленькие точки светят на нас. Что же это? (Звезды)
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь на уроке? (о звёздах)
Тема нашего урока «Звёздное небо и планеты».
-Давайте предположим, чем мы будем заниматься на уроке. Попробуем поставить перед собой задачи:
-вспомнить ранее изученный материал;
-узнать новое о звездах;
-узнать новые созвездия;
4. Работа с учебником
-С. 40-41 Скажите, что такое созвездие? (это группа звезд)
-Давайте прочитаем название созвездий, с которыми мы будем знакомиться ближе. Скажите мне, а все ли звезды у нас одинакового цвета? (нет)
-А как вы думаете почему? (из-за температуры)
-Правильно, действительно все звезды имеют разный цвет, различия в цвете звезд объясняются тем, что звезды имеют разную температуру. Самые горячие звезды это голубые и белые, звезды средней температуры имеют жёлтый или оранжевый цвет, самые холодные звезды – красные.
5.Разминка для глаз
6. Работа со справочной литературой
-Откройте Атлас-определитель и рассмотрите созвездия более подробно.
Посмотрите, там все звезды соединены в созвездия воображаемыми линиями, так нам проще будет их узнать и запомнить. (Дети читают описания нескольких созвездий)
-Молодцы ребята! Вы познакомились с новыми созвездиями, узнали, как они выглядят.
-А теперь, давайте наши знания применим на практике.
Открываем рабочую тетрадь на стр. 17, выполняем задание № 1.
Соедините созвездия с их названием.
-Отлично, все справились с заданием, а теперь давайте посмотрим на доску. Здесь у меня изображено ночное небо, на котором не хватает созвездий. Помогите мне это исправить. (дети выхолят к доске и клеят созвездия )
-А вы знаете, что солнце приходит в гости к созвездиям, и гостит у каждого 1 месяц?
Пока солнце двигается, давайте и мы с вами немного подвигаемся.
7.Физминутка
8. Практическая работа
-Двигаясь от созвездия к созвездию, солнце соединяет их в своеобразный пояс – этот пояс называют зодиаком. И у каждого месяца есть свой знак зодиака.
-Как вы думаете, сколько знаков зодиака всего? (12)
-Почему? (12 месяцев в году)
-Давайте в этом убедимся. Откроем учебник на стр. 42-43.
-Рассмотрите иллюстрацию. 12 месяцев составляют так называемое зодиакальное кольцо, начиная двигаться с 1 месяца (январь) - Козерог и так далее, мы доходим до последнего месяца - декабрь и это Стрелец.
-Давайте выполним задание, работая в парах.
Вам нужно пронумеровать знаки зодиака по порядку: первый знак зодиака будет Корезог … А дальше?…
-А вы знаете, что изучением звёзд занимается такая наука как Астрономия?
Астрон – звезда, номос – закон.
-А как называют человека, который занимается изучением звёзд? (Астроном)
-Астрономы так же наблюдают за движением планет и других небесных тел.
Астрономия – это очень серьёзная и удивительная наука!
9.Итог урока
-С какими новыми созвездиями мы познакомились на уроке? Что такое звезда? Почему звёзды разного цвета? Сколько созвездий в зодиаке?
- После изучения основных понятий о звездах и созвездиях, давайте перейдем к изучению того, как можно наблюдать звездное небо. Как вы думаете, в какое время года лучше всего наблюдать звезды? Почему? (летом, потому что небо чаще бывает ясным и без облаков).
- Мы можем наблюдать звезды не только в ночное время, но и днем с помощью телескопов. Давайте представим себе, что мы сейчас стоим на Марсе и смотрим на звездное небо. Как вы думаете, будут ли звезды выглядеть также как на Земле? (нет, потому что атмосфера другая).
- Помимо звезд, мы можем увидеть на небе еще и другие небесные тела, например, планеты. Как вы думаете, как можно отличить планету от звезды? (планеты могут мерцать, двигаться по небу, не имеют собственного света).
- В заключение урока, давайте закрепим наши знания о звездах и созвездиях, решив несколько задач или загадок на эту тему. Помните, что изучение небесных тел - это увлекательное и важное занятие, которое помогает нам лучше понять мир, в котором мы живем. В следующий раз мы продолжим наше погружение в мир звезд и космоса.
10.Рефлексия
Раскрасьте звёзды: в зеленый цвет, если вам всё было понятно, в жёлтый, в случае, если остались вопросы и в красный, если ничего не поняли.
Поднимите ваши звезды. Отлично! У нас получилось целое звёздное небо, в котором каждая звезда индивидуальна и неповторима. Из всех этих звёзд у нас сложилось созвездие 2 «П» класса.
Спасибо за урок!