Технологическая карта урока
АООП: Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4) | |||||
Класс: 1 «ПД» | |||||
Учитель: Мага Наталья Викторовна | |||||
Предмет: Человек | |||||
Тема урока/ занятия: «Члены семьи. Мама» | |||||
Тип урока/ занятия: урок усвоения новых знаний | |||||
Цель: формирование представлений о родственных отношениях и своей социальной роли в семье | |||||
Задачи: Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
| |||||
Планируемые результаты | Предметные | Личностные | Метапредметные (если есть) | ||
|
| ||||
Межпредметные связи: | «Предметно-практическая деятельность», «Общение: общение и чтение» | ||||
Ресурсы урока/ занятия: | Колокольчик, пиктограммы уроков, цветные графические изображения: «слушать, смотреть, играть», предметы: кастрюля, швабра, утюг, стиральная машина; тактильная коробка, презентация с аудиозаписями голосов мам, фигурки животных: собака, волк, заяц, белка, медведь; коммуникативные кнопки, коммуникативный планшет; вещи: духи, косметика, бусы, галстук, мужские часы, ремень; фотографии мам и других членов семьи; тряпочка для вытирания стола. | ||||
Форма обучения: | Групповая | ||||
Ход урока/ занятия |
Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности ученика | Формируемые базовые или универсальные учебные действия | |||
| |||||
Педагог организует работу обучающихся по уточнению темы урока, постановке цели урока и путей её достижения. - Здравствуйте, ребята! Послушайте, звенит звонок. (учитель звенит в звоночек и передает его одному из детей) Звенит звонок, звенит звонок Начинается урок. - Посмотрите на визуальное расписание. Сейчас у нас четвертый урок – Человек - передвигаем стрелочку. - Сегодня на уроке мы будем внимательно смотреть, слушать и играть (учитель показывает графические изображения). Вывешивает план урока на доске. | Обучающиеся сидят за партами, учитель звенит в звоночек. Выбирают правильную пиктограмму из 2-х / отвечают «нет – да» / называют урок, ощупывают объемную карточку | Формирование учебного поведения: понимание ситуации нахождения на уроке, направленности взгляда на говорящего взрослого. | |||
| |||||
Педагог использует приемы и средства для включения обучающихся в учебную деятельность; создает эмоциональный настрой на работу на уроке. На доске вывешены фотографии членов семьи. - Сегодня в моей волшебной коробочке спрятались чьи-то вещи. Давайте посмотрим, что там. Чтобы открыть коробочку – надо ее погладить. Достают по очереди вещи, принадлежащие либо маме, либо папе. - У каждого ребенка есть мама и папа. - Чье это? Мамино или папино? (показ 2-х фотографий мамы и папы) - На доске остались еще фотографии. Кто это? (фото бабушки, дедушки, брата, сестры) - Как назвать всех этих людей одним словом? - Правильно, семья. | Гладят по очереди тактильную коробку, открывают, достают вещь. Выбирают, чья это вещь (делают выбор взглядом, рукой, «да – нет», словом, на планшете). Отвечают доступным способом на вопросы учителя о членах семьи. | Формирование учебного поведения: направленности взгляда на говорящего взрослого; умение выполнять действие по инструкции педагога (по словесной инструкции, после физической подсказки, при физической помощи). | |||
| |||||
Педагог создает условия для снятия переутомления обучающихся, смены вида деятельности, переключения внимания. - Наши пальчики тоже умеют превращаться в семью. Давайте посмотрим, как они это делают. Пальчиковая музыкальная гимнастика «Семья» | Обучающие выполняют движения пальчиковой гимнастики самостоятельно и с помощью педагога. | Концентрация на тактильных ощущениях. | |||
| |||||
Педагог актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. Учитель показывает фотографии мам. - Но сегодня мы поговорим об одном из членов семьи – о маме. Мамы прислали нам свои фотографии – я все перепутала: чья это мама? - Посмотрите, на этой фотографии мама не одна, она с малышом – с Валей. Валя улыбается. - Когда ребенок рядом с мамой, он чувствует себя в безопасности, чувствует нежность мамы, когда она его обнимает. Любит маму, а мама любит его. - Мамы заботятся о своих детях, играют с ними. Наши мамы тоже хотят поиграть с ребятами и приготовили для них стихи. Угадайте, о чем стихотворение и чья мама его рассказывает. Демонстрация презентации со стихами про «домашних помощников», прочитанными мамами, и фотографиями мам. | Выбирают свою маму из двух фото. Обучающиеся смотрят и слушают аудиозаписи стихов и смотрят презентацию, выбирают ответ доступным способом. | Формирование учебного поведения: направленности взгляда на говорящего взрослого, на задание, умение выполнять действие по инструкции педагога (по словесной инструкции, после физической подсказки, при физической помощи). Формировать умение выполнять задание от начала до конца. Концентрация на тактильных ощущениях. |
| |||||
Педагог создает условия для снятия переутомления обучающихся, смены вида деятельности, переключения внимания. - Мы тоже можем научить наших мам одной игре: покажем, как мы умеем превращаться в птичек и летать. Музыкальная физминутка «Ручки, чтобы не скучать, стали птичками летать» | Обучающие выполняют движения гимнастики самостоятельно и с помощью педагога. | Концентрация на тактильных ощущениях. | |||
| |||||
Педагог организует работу обучающихся. - У мамы много обязанностей. Мама занимается хозяйством, готовит еду для семьи, убирается в квартире, стирает одежду, гладит вещи для любимых ребят. Учитель по очереди показывает карточки: кастрюля, швабра, стиральная машина, утюг. - Скажите, пожалуйста, для чего мамекастрюля, что она помогает маме делать? Стирать или готовить? - Для чего маме швабра? Чтобы убираться или гладить вещи? - Что помогает маме делать стиральная машинка? Гладить или стирать? - Что мама делает утюгом? Жарит или гладит? | Выбирают правильный ответ взглядом, рукой, словом. Для Феди, Саши, Милославы – реальный предмет – для ощупывания и рассматривания. | Формирование учебного поведения: направленности взгляда на говорящего взрослого, на задание, умение выполнять действие по инструкции педагога (по словесной инструкции, после физической подсказки, при физической помощи). Формировать умение переходить от одного действия к другому в соответствии с планом занятия. | |||
| |||||
Педагог организует выполнение каждым обучающимся задания на новый способ действий, контролирует выполнение, оказывает индивидуальную помощь, выявляет типичные ошибки с целью их коррекции. Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний. - А вы хотите помогать маме? - Что мы можем делать? Например, мы можем убирать за собой игрушки. - Кушать опрятно, чтобы маме меньше стирать и вытирать со стола. - Можем сделать подарок: например, нарисовать рисунок – обязательно сделаем это на другом уроке! А можем выучить стих. Валя, расскажи. | Обучающиеся отвечают доступным способом. Складывают по очереди игрушки с парт в коробку. Тряпкой по очереди протирают свои парты. Валя рассказывает стих с помощью коммуникативного планшета. | Формирование учебного поведения: концентрации на тактильных ощущениях; направленности взгляда на задание, умение выполнять действие по инструкции педагога (по словесной инструкции, после физической подсказки, при физической помощи, методом «рука в руке»). Формировать умение переходить от одного действия к другому в соответствии с планом занятия. |
| |||||
Педагог организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - О ком мы сегодня говорили? - Что мы делали: смотрели или рисовали? - Да, рассматривали фотографии наших мам. - Слушали или клеили? - Правильно, слушали их голоса. - Играли или скучали? - Да, играли и узнали, как много обязанностей у наших мам и чтобы им было полегче, мы должны помогать. - А еще мы можем хорошо учиться и делать это каждый день! - Молодцы! (учитель отмечает индивидуальные успехи каждого обучающегося) -Звенит звонок, звенит звонок. Наш закончился урок. (учитель звенит в звонок, показывает карточку «перемена») | Отвечают доступным способом на вопросы учителя. Выходят на перемену. | Формировать умение переходить от одного действия к другому в соответствии с планом занятия. Формирование учебного поведения: понимание ситуации нахождения на уроке, направленности взгляда на говорящего взрослого; умения выполнять словесные инструкции педагога. |