Конспект урока по русскому языку в 3 классе с использованием элементов технологии проблемного обучения
учителя начальных классов
Средней общеобразовательной школы № 49 г. Мурманска
Кузнецовой Н.Н.
Тема урока: Качественные имена прилагательные
(УМК «Школа России», 3 класс, Русский язык)
1.Орг. момент
-Сегодня у нас гости. Поприветствуйте улыбкой, пожелайте себе удачи и тихонечко садитесь .
-С каким настроением вы начинаете урок? (…..)
2. Определение темы урока
-Прочитайте тему урока. «Качественные имена прилагательные» (на доске)
Это значит, что весь урок будет посвящён только этой теме.
3.Проверка домашнего задания
-Начнём работу с проверки домашнего задания.
-Какое задание требовалось выполнить в данном упражнении?
-Какое умение отрабатывали, выполняя упражнение? (умение определять кач.имена прил.)
-Что необходимо знать, чтобы правильно определить качественные имена прил.? (кач. прил. могут проявляться в большей или меньшей степени)
-Какие слова-помощники вы использовали? (более, менее, самый)
. Просигнальте, были ли трудности при выполнении д.з.? (сигн.карт.)
-Сравните свою работу с образцом.
Встаньте те ребята, чья работа совпала с образцом и была выполнена самостоятельно.
Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал и будете сегодня моими помощниками.
Я разрешаю зажечь вам зелёный огонёк. (в тетради на полях рисуют зелёный кружочек)
4.Работа со словами из словаря
Поработаем со словарём. Я приглашаю к компьютеру ……, остальные работают в тетради самостоятельно. Не забывайте о графическом комментировании.
(один ученик работает с компьютером, потом всё выводится на доску, остальные пишут в тетради)
Интересный, морозный, огромный, прекрасный, счастливый, медленный, лучший, горячий, обычный, хороший.
-Проверим работу, используя сигнальные карточки.
-Кто написал без ошибок, поставьте на полях +.
Проблемная ситуация с помощью проблемного вопроса-Посмотрите на группу слов. Я утверждаю, что эти слова являются качественными именами прилагательными? Права ли я? (могут проявляться в большей или меньшей степени)
-Вы хорошо умеете писать слова с непроверяемыми орфограммами. А соответствует ли это задание теме нашего урока. Мы же договорились, что на уроке все задания будут связаны с качественными именами существительными.
4. Работа над изучаемым материалом
1.Проблемная ситуация при необходимости сделать теоретическое обобщение (видеообращение)
Продолжим работу над качественными именами прилагательными.
-А сейчас будьте внимательны. Автор учебника С. В. Иванов прислал для нас ответ одного ученика. Прослушайте сообщение.
На уроке русского языка мы проходили качественные имена прилагательные. Дома я выучил правило. Качественные прилагательные называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. На следующий день учительница вызвала меня к доске и попросила определить, являются ли прилагательные «железный» и «медвежий» качественными. Я подумал…железный – это то, что прочнее дерева, стекла, значит качественное. Медвежий – медведь сильнее лисы и волка, значит качественное. Я думаю, что ответил на отлично. А как думаете вы?
(нельзя сказать самый, более, менее медвежий, железный)
Вы даже можете учить других. Может быть не стоит посвящать этой теме ещё один урок? А вот автор учебника отводит этой теме два часа.
Давайте посмотрим, что предлагает выполнить С. В. Иванов. Урок 119, рубрика «Вспомним изученное».
Как называются слова с противоположным значением?
Более, менее, самый
Качественные имена прилагательные
п
2.Образование антонимических пар
Найдите упр.1, прочитайте задание. Ребята 1 варианта сделайте первую часть задания. (читают в паре первую часть задания)
-Вторую часть задания выполните самостоятельно.
-Просигнальте, кому задание понятно и помощь не нужна. Приступайте к работе.
-У кого есть вопросы по выполнению задания.
- Сравните с образцом.
-Являются ли имена прилагательные, к которым подобрали антонимы качественными?
-Какой вывод мы можем сделать?
-Найдите в учебнике, как сформулировали авторы.
Значит, есть ещё чему учиться?
КЛАСТЕР ОТКРЫВАЕТСЯ
3Словообразование при помощи суффиксов
.Суффиксы –оньк-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Сладкий-оньк-
Трудный-еньк-
Короткий-оват-СМАРТ
Синий-еват-
Стеклянный
Телефонный
-Прочитайте слова. Я утверждаю, что все слова являются качественными именами прилагательными? Докажите.
-Обратите внимание на суффиксы. Для чего они служат?
-Какие суффиксы придают уменьшительно-ласкат. значение, на не полностью выраж. признаки?
Проблемная ситуация при выполнении практического задания
1 вариант – поработайте с группой суффиксов оньк, еньк
2 вариант – оват ,еват.
Запишите слова в тетрадь.
1 вариант, прочитайте свои слова
2 вариант, свои слова.
Что интересного заметили, выполняя это задание?
-Какой вывод можно сделать из ваших наблюдений?
КЛАСТЕР
-Это ещё один из признаков качественных прилагательных.
4.Работа с научной статьёй
Давайте посмотрим материал урока, какой ещё признак указывает С. В. Иванов? КЛАСТЕР (На протяжении всего урока создаётся проблемная ситуация при необходимости сделать теоретическое обобщение в форме кластера. Все выводы дети делают сами)
Оказывается, не зря мы задержались на этой теме. Если хотя бы один из признаков есть в прилагательном, то оно является качественным.
6 Физкультминутка
7.Самостоятельная работа учащихся
Проблемная ситуация при необходимости выбора
-Проверим, насколько усвоена тема урока.
-Образуйте четвёрки. Положите карточки со словами. Выберите качественные имена прилагательные. Чья группа готова, просигнальте.
А ……. И ………. попрошу быть знатоками (двое работают со СМАРТ)
Посмотрите, что получилось у знатоков.
Есть ли у вас вопросы?
У кого совпала работа?
8 Подведение итогов
-Если ваша команда правильно выбрала качественные имена прилагательные, то можно сказать, что вы тему усвоили. Спасибо. Вернитесь на свои рабочие места, откройте дневники.
9 Рефлексия
Сегодня за работу на уроке можно поставить 5 и4
«5» - Я был активен, внимателен, ни одно задание не вызывало трудности.
«4» - Я хорошо усвоил тему урока, но в ходе урока иногда возникали трудности.
-Встаньте, кто поставил себе 4, потом 5.
Почему ты поставил себе 4?
10. Домашнее задание
Кто считает, что ему ещё нужно поработать над темой, не уверен в своих знаниях автор учебника предлагает упр.3.
Кто уверен в своих знаниях, придумайте интересное задание по теме «Качественные имена прилагательные» для своих одноклассников. Задание должно быть интересным, понятным, доступным. Можете его выполнить на альбомном листе, карточке, с рисунками.
С каким настроением заканчиваете урок. Я тоже.
Проблемная ситуация при выполнении практического задания
-Немного поиграем. У каждого на столе листочек с прил. Определите, является ли ваше прилагательное качественным. Поднимите карточки, у кого прил.кач.
Список литературы.
Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Калининград:Калинингр. ун-т, 1998.
Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов начального образования.СПБ.:2014.218с.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. – М.: Совершенство, 1997.
Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991.
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. М. :АРКТИ, 2013. 152с.
Лернер И. Я. Проблемное обучение. М., 1974.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.
Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975.
Оконь В.Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение, 1968.
Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.
5