Публикация методического материала.
Кузнецова Н.Н., учитель начальных классов, кл. рук 3В класса
МБОУ СОШ № 49 Г. МУРМАНСКА
Статья: Педагогические технологии как средство развития функциональной грамотности через систему заданий
В настоящее время проблема функциональной грамотности становится ключевой в системе начального образования. Современному обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. В трудах современных ученых отражается необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, саморегулированию. Достижение этой цели обеспечивает сформированность функциональной грамотности, поскольку предполагает не только лишь владение определенным багажом суммы знаний, умений и навыков, но и способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Так, в работе Г.А. Репринцевой рассматриваются концептуальные основы мониторинга функциональной грамотности младших школьников [1]. Автором разработана модель развития функциональной грамотности младших школьников и предложен соответствующий диагностический инструментарий. Исследование Н.Ф. Виноградовой посвящено проблеме формирования функциональной грамотности младших школьников как основного результата обучения, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [2]. Автор проанализировала широко распространенные педагогические ошибки учителя, а также трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения. В работе определены основные виды учебной деятельности, которые в наибольшей степени способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, к которым в первую очередь относится поисково-исследовательская деятельность. В исследовании М.Г. Меджидова, А.А. Адиевой, М.А. Меджидова, А.А. Пахрутдиновой, С.А. Джамаловой дается понятие естественно-научной грамотности как необходимого компонента развития функциональной грамотности учащихся. В работе представлен анализ составляющих естественно-научной грамотности учащихся [3].
Целью статьи является выявление возможностей педагогических технологий в системе развития функциональной грамотности младших школьников через систему заданий.
Материалы и методы исследования
Предметом исследования является изучение особенностей применения педагогических технологий в рамках развития функциональной грамотности младших школьников. Теоретическим методом изучения стал анализ трудов педагогов, психологов по теме исследования. В качестве эмпирического метода было выбрано анкетирование, в котором приняли участие 109 учителей начальных классов общеобразовательных школ г. Караганды.
Результаты исследования и их обсуждение
Работа по развитию функциональной грамотности младших школьников предполагает применение разнообразных педагогических технологий.
В толковом словаре «технология» определяется как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли, а также научное описание способов деятельности [4, с. 797]. В терминологическом словаре О.С. Гребенюка, М.И. Рожкова «технология» определяется как устойчивая (рациональная) комбинация последовательно использованных действий для получения какого-либо результата [5]. По определению Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, «педагогическая технология» – совокупность последовательно выполняемых методов, способов и шагов, обеспечивающих решение проблем обучения, воспитания и развития личности обучающегося; построение и последовательная реализация структур учебно-воспитательного процесса в виде системы действий, которые обеспечивают положительный результат [6, с. 149]. По мнению Б.М. Бим-Бада, «педагогическая технология» – система методов, средств осуществления теоретически описанных действий для воспитания и обучения, которые способствуют эффективной реализации цели [7, с. 191].
В работе над развитием функциональной грамотности педагогу следует комбинировать разнообразные педагогические технологии.
Игровые технологии считаются неотъемлемой частью педагогического процесса в начальной школе. В педагогической науке выделяют два вида игр: дидактические и деловые. Деловая игра – игра, направленная на развитие способностей, воображения, речевой деятельности в имитационных условиях реальной деятельности в искусственных условиях, которую можно также считать дидактической игрой. Ценность игровых технологий заключается в большом интересе младших школьников. Деловые и дидактические игры основаны на изучаемом материале художественных произведений или ситуаций реальной жизни. Это кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры, лингвистические игры [8, с. 24].
Проблемное обучение как одна из педагогических технологий также позволяет развивать функциональную грамотность младших школьников. Технология проблемного обучения – организованный педагогом процесс, который направлен на развитие у обучающихся мыслительных процессов, критического мышления, творческое и самостоятельное овладение знаниями, умениями. В данной педагогической технологии педагог создает проблемную ситуацию, затем направляет обучающихся на решение учебной проблемы [9, с. 218]. Педагог создает учебную проблему и предоставляет классу возможность найти способы решения учебной проблемы, применяя ранее усвоенные знания и умения. В начальном образовании применяют два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Педагогическая проблемная ситуация применяется для организации урока с помощью постановки вопросов учителем. Психологическая проблемная ситуация используется для создания «вопросного состояния». По содержанию решаемых проблем выделяют 3 вида проблемного обучения: научное творчество (решение научных проблем) – теоретическое исследование, т.е. решение теоретических учебных проблем в результате процесса поиска нового знания; методами научного творчества являются метод проб и ошибок, мозговой штурм, синектика, метод контрольных вопросов; практическое творчество (решение практических проблем) – поиск практического решения, т.е. применение заранее известных знаний в новых условиях, посредством конструирования, изобретения, обобщения; художественное творчество (создание художественных решений) – художественный процесс выражения эмоций, отношения к миру и к себе, в результате рисования, игры, игры на музыкальном инструменте и т.д. Для эффективной реализации технологии проблемного обучения необходимо учитывать следующие факторы: построение системы проблемных ситуаций и средств их создания, учитывающих возрастные особенности (устная и письменная речь, мультимедиа средства); важное значение имеют личностный поход и мастерство педагога, которые могут стимулировать активную познавательную деятельность младших школьников. Г.К. Селевко рекомендует использовать педагогическую технологию проблемного обучения в начале урока, ход урока будет направлен на решение проблемной ситуации [10, с. 244].
Одной из применяемых педагогических технологий развития функциональной грамотности младших школьников является технология проектного обучения. Проект – специально организованный учителем процесс, направленный на развитие исследовательских умений (анализа, наблюдения, формирования гипотез, экспериментирования, обобщения) школьников, самостоятельное проектирование своих знаний, умений ориентироваться в информационном пространстве с целью развития критического и творческого мышления [10, с. 245]. Учитель, научный руководитель в проектном обучении именуется тьютором, который помогает школьникам. Разработка проекта осуществляется в следующих стадиях: организационно-подготовительная стадия (на данной стадии школьники совместно с педагогом активно обсуждают возможные темы, отбирается актуальная проблема; деятельность учителя заключается в выполнении организационной работы по объединению учащихся, которые выбрали определенные подтемы и виды деятельности; после распределения обязанностей между школьниками они организуются в малые группы); разработка проекта – планирование и организация деятельности (на данном этапе учитель разрабатывает задания для выполнения малыми группами, учитывая их индивидуальные особенности, возможности, контролирует, стимулирует обучающихся; школьники находятся в поиске необходимой информации, обсуждают ее между собой); технологическая стадия – осуществление деятельности (учащиеся моделируют собранную информацию, консультируются с учителем); заключительная стадия (учащиеся оформляют результаты исследовательской работы, защищают в форме доклада, презентации) [10, с. 246].
Одной из педагогических технологий развития функциональной грамотности является групповая технология. Ее суть заключается в том, что педагогический процесс протекает в группе, то есть обучающиеся объединяются в небольшие группы – до шести человек. Работа в группе предоставляет возможности обучения в процессе общения с ровесниками, обучающиеся учатся правильно говорить, излагать свои мысли, аргументировать их. Групповая работа повышает мотивацию обучающихся к учебной, познавательной деятельностям, расширяет их кругозор, что способствует развитию функциональной грамотности. Задача групповой технологии состоит в научении самостоятельному приобретению знаний, формировании умения работать в группе. В процессе организации такого вида деятельности важно учитывать интересы, познавательные способности обучающихся [11]. Этапы обучения при групповой работе: подготовительный этап (на данном этапе происходит деление обучающихся на группы, это можно осуществить по желанию обучающихся, познавательным интересам или методом жребия; далее учитель объявляет группам заданную проблему и раздает необходимый дидактический материал); этап групповой работы (обучающиеся в группе обсуждают заданную тему, распределяют роли для решения проблемы; после выполненного задания обсуждают результат между собой, дополняют, делают выводы); заключительный этап (каждая группа выступает с сообщением о проделанной работе, изученном материале; группы совместно с учителем рефлексируют, анализируют, делают выводы об изученном материале) [11, с. 79]. Работая в группе, младшие школьники учатся взаимодействовать с одноклассниками, в процессе учебной деятельности они узнают друг друга, а это способствует улучшению психологического климата в классе, что является неотъемлемым фактором успешной учебной деятельности. В данной форме работы младшие школьники высказывают свое мнение, учатся выслушивать одноклассников, оценивать высказанное, соглашаться или, наоборот, аргументировать свою противоположную точку зрения, учатся приходить к одному решению, имея несогласие в группе. Работая в группе, обучающиеся более ответственно относятся к выполнению задания, каждый участвует в обсуждении, выполнении работы, у них формируются коммуникативные навыки в работе, которые необходимы для дальнейшей жизни [11, с. 59].
Технология развития критического мышления является педагогической технологией развития функциональной грамотности младших школьников посредством таких приемов, как «синквейн», «кластер», «диаманта». Синквейн – мощный прием для развития функциональной грамотности младших школьников, способности к самовыражению. Синквейн представляет собой нерифмованное пятистишье, в котором первая строка – существительное, заданная тема; вторая строка – два прилагательных, описывающих тему; третья строка – три глагола, описывающих действия заданной темы; четвертая строка – предложение из четырех слов, характеризующее тему; пятая строка – синоним заданной темы. Прием «кластер» – способ изложения информации в наглядной форме. В процессе составления кластера у младших школьников формируются коммуникативные навыки, они учатся излагать материал в сжатой форме, повышается интерес к изучаемой теме. Критическое мышление – умение определять новые проблемы, формировать различные выводы, высказывать самостоятельно обдуманные решения. Диаманта – нерифмованное семистрочное стихотворение, в котором первая и последняя строка имеют противоположное значение. Конструкция диаманты: существительное, заданная тема; два прилагательных, которые характеризуют тему; три глагола, описывающих действия темы; четыре синонима темы, ассоциации; три глагола, описывающих действия антонима темы; два прилагательных, характеризующих противоположное значение темы; существительное с противоположным значением заданной темы. Написание диаманты предполагает, что обучающиеся лучше усвоят взаимосвязь понятий.
В рамках нашего исследования было проведено анкетирование учителей начальных классов, направленное на изучение предпочтительных педагогических технологий при развитии функциональной грамотности младших школьников. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ г. Караганды. В процессе анкетирования учителям предлагалось ответить на вопрос: «Какие педагогические технологии предпочитают ваши обучающиеся при развитии функциональной грамотности?» Учителям необходимо было выбрать один из предложенных вариантов: игровые, групповые, интерактивные (технология развития критического мышления), проблемное обучение, проектное обучение. В анкетировании приняли участие 109 учителей. Результаты анкетирования представлены на рисунке.
Результаты анкетирования
Результаты анкетирования среди учителей начальных классов распределились следующим образом: игровые – 42%, интерактивные – 24%, групповые – 16%, проектное обучение – 12%, проблемное обучение – 6%.
Для развития функциональной грамотности младших школьников учителя применяли вышеуказанные педагогические технологии через систему заданий. При этом использовали сборник заданий составителей А.Ж. Култумановой, А.Д. Байгуловой [12]. Так, по литературному чтению была реализована работа с текстами «Майра и красная курица», «Путешествие черепахи длиною в жизнь», «Превращение гусеницы в бабочку», «Храбрая Шарлотта». На уроках математики и естествознания применялся сборник заданий по функциональной грамотности (естественно-математическое направление), составителями которого были учителя Павлодарской области под руководством Н.Н. Жолдыбаевой [13].
Заключение
Для развития функциональной грамотности младших школьников необходимо применять широкий спектр технологий: игровые, групповые, интерактивные (технология развития критического мышления), проблемное обучение, проектное обучение. Педагогические технологии содействуют развитию функциональной грамотности младших школьников, предоставляют возможность проявить творческие способности.
Библиографическая ссылка
Сарсекеева Ж.Е., Абильдина С.К., Дюсембинова Р.К., Мухаметжанова А.О., Айдарбекова К.А., Копбалина К.Б. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ЗАДАНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 3. – С. 27-31;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12147 (дата обращения: 21.04.2024).