Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. конспект урока по русскому языку в 4 классе "Неопределённая форма глагола"

конспект урока по русскому языку в 4 классе "Неопределённая форма глагола"

конспект урока по русскому языку в 4 классе "Неопределённая форма глагола" Обобщить знания учащихся о глаголах настоящего, будущего и прошедшего времени. Расширить знания учащихся о неопределённой форме как начальной форме глагола; Совершенствовать умение ставить к глаголам в неопределённой форме вопросы;

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Неопределённая форма глагола.

Цель:

1.Обобщить знания учащихся о глаголах настоящего, будущего и прошедшего времени.

2. Расширить знания учащихся о неопределённой форме как начальной форме глагола;

3. Совершенствовать умение ставить к глаголам в неопределённой форме вопросы;

4. Развивать интерес к предмету.

Ход урока:

Орг. момент

Прозвенел для нас звонок,

Пригласил нас на урок.

Урок русского языка.

(Записать число, классная работа)

I. Объявление темы урока. 

Слово учителя. (слайд 1)

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

Что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

нас употребляли.

- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты? Почему? (Глагол обозначает действие предмета, у глаголов нет предлогов, частица НЕ)

- Какую часть речи продолжаем изучать? (глагол)

II. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя.

- Вспомните, какое место по частоте употребления занимает глагол в нашей речи. (По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании).

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

1. Проверка в виде теста. (Игра «Крестики – нолики»).

  1. Глагол – это служебная часть речи.

  2. Глагол – обозначает предмет.

  3. Глагол – изменяется по временам.

  4. Глагол – отвечает на вопрос какой?

  5. Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам.

  6. Глагол – изменяется по числам.

  7. Глагол – изменяется по падежам.

  8. Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам.

  9. Глаголы в предложении являются подлежащим.

  10. Глаголы прошедшего времени в единственном числе имеют суффикс -л-.

Карточка взаимопроверки (- - + - + + - + - +).(слайд 2)

2. Создание кластера (групповая работа на маркерной доске)

Проверка: (слайд 3)

III. Создание проблемной ситуации.

1. Словарная работа (самостоятельная работа):(слайд 4)

Запишите словосочетания, объяснить орфограммы на месте пропущенных букв.

- Что общего заметили в записанных словосочетаниях? (связь управление). Докажите.

- Определите падеж имен существительных.

-Обратите внимание на глаголы в словарной работе. Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?

- Можно ли определить число, время, лицо у этих глаголов? Подпишите.

- Какой глагол «лишний»? Почему? (смотреть)

2. Назовите тему урока.(слайд 5)

3. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (слайд 6)

Такие глаголы имеют 3 названия: (слайд 7)

Неопределённая форма глагола

Начальная форма глагола


Инфинитив

- Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово "неопределённый").

4. Работа с учебником Правило с. 72

- Что еще нового узнали о таких глаголах?

Физминутка 

– Сейчас немного отдохнем. (Все встали)
Послушайте условие:
Если услышите глагол в настоящем времени.
Присядьте..
Если я назову глагол в прошедшем.
Поднимаете вверх обе руки.
Услышав глагол в будущем времени.
подпрыгните.
Слова:
Блестит, блестело, будет блестеть;
Спали, спят, будут спать;
Прочитали, читают, прочтут;
Летят, прилетел, будет лететь;
Убежали, убегут, бегут;
– Отдохнули, садитесь.

IV. Работа по теме урока. (слайд 8)

1. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму

-Как будете действовать? Составьте алгоритм. (Сначала задать вопрос к глаголу, затем изменить по вопросу неопределенной формы).

- Почему это необходимо делать? ( вопрос может содержать или не содержать приставку с-)

живешь – жить

поплывешь – поплыть

бежишь – бежать

глядим – глядеть

жду – ждать

машешь – махать

несёшь – нести

сидит – сидеть

- Какие суффиксы имеют эти глаголы? Обозначьте.

2. Замените одним словом, фразеологизмы глаголами неопределенной формы (устная фронтальная работа). // Индивидуальная работа у доски.

Дать слово-(слайд 9)

Держать язык за зубами –

Зарубить на носу –

Вешать нос –

Мозолить глаза –

  1. Индивидуальная работа у доски.

Карточка с заданиями

  1. Прочитай.

  2. Сколько предложений записано?

  3. Подумай, какие это предложения по цели высказывания?

  4. Расставь знаки препинания.

  5. Найди глаголы, подчеркни их.

  6. Попробуй определить время, лицо, число этих глаголов.

  7. Что о них можно сказать?

Нужно обязательночитать книги! Для чего? Чтобы больше знать, понимать, чувствовать.

Рубрика “Это интересно”.

2. – А все ли мы узнали о глаголах неопределенной формы?

– Послушайте, какой разговор состоялся между 2-мя мальчиками-спортсменами:
– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет побежу….а может побежду– замялся Влад.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Саша.
– А как же правильно сказать? Подумайте. 

Попробуйте изменить глагол “победить” по лицам.

Глагол “победить” в 1-м лице не употребляется. Действительно, в русском языке некоторые глаголы в 1-м лице не могут употребляться. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу, стану победителем, смогу победить (глагольное словосочетание)

Составьте предложение устно с этим словом.

Например: Я должен победить….

К списку аналогичных глаголов относятся также: убедить, дерзить, лебезить, бороздить, пылесосить, голосить, шелестеть и некоторые другие.

Давайте будем работать на уроках так, чтобы все смогли справиться с заданиями и одержать победу.

Итог урока

Что нового узнали на уроке?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Как еще называют глаголы неопределенной формы? (инфинитив)

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

Какую особенность имеет инфинитив? (Суффиксы ТЬ, ТИ, )

Close menu