Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Физика
  3. Конспект урока по теме "Кипение"

Конспект урока по теме "Кипение"

Конспект урока по физике в 8 классе по теме "Кипение". Данный конспект урока уже был успешно апробирован на уроке физики. В нём вы можете ознакомиться не только с основной частью, но и задачами урока, планируемыми результатами, ЗУН, формируемыми на уроке. планом урока с примерными затратами по времени на каждый этап.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Физика

Категория

Физика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Образец плана-конспекта урока

«Допущен к уроку»

«Оценка за урок» «_____________________»

Дата, подпись

(дата – за несколько дней до проведения урока)

Дата, подпись

(дата – день проведения урока)

Урок №2

Дата проведения урока: 18.11.2024

Тема урока: «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления».

Тип урока: урок открытия «нового знания».

Цель урока: сформировать понятие кипения, как парообразования; выявить и объяснить особенности кипения.

Задачи урока (обучающие, воспитательные, развивающие):

1) Образовательные:

Сформировать понятие о процессе кипения, как парообразования; выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения, зависимость температуры кипения от внешнего давления; ввести новую физическую величину – удельную теплоту парообразования (конденсации).

2) Развивающие:

Формировать представление о процессе научного познания, формировать интеллектуальные умения: анализировать, выделять главное, делать выводы, логического мышления.

3) Воспитательные:

Развивать интерес к предмету, формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся внимательное, доброжелательное отношения к ответам одноклассников, проявлять самостоятельность в учебной работе и стремление к сотрудничеству.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные (УУД) и личностные):

Личностные

Предметные

Метапредметные

восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;

различать явления (тепловое расширение и сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение; распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире; описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.

План урока во времени.

Организационный момент – 2 минуты

Проверка домашнего задания – 3 минуты

Актуализация материала – 5 минут.

Объяснение нового материала – 15 минут

Закрепление изученного материала – 10 минут

Обобщение изученного материала – 2 минуты

Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 минуты.

Оборудование на уроке (ТСО): учебник физики для 8 класса (авт. Перышкин А.В.), тетрадь, компьютер, медиа проектор, экран, ресурсы ЭОР, презентация, электрический чайник, сделанный из жаропрочного стекла.

Ход урока

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих.

2. Актуализация знаний.

Чайник кипел на плите. Ватсон стоял около него, медля с выключением, и повторял: «Я люблю очень горячий чай».

- Дорогой друг, вы можете неограниченно увеличивать время нагревания чайника, вода будет сильно бурлить, но температура воды от этого не повысится – сказал Шерл Холмс.

Сегодня, как вы уже поняли, мы будем изучать кипение. Запишите тему урока «Кипение».

На демонстрационном столе стоит чайник. Учитель включает чайник без крышки в сеть. Пока вода будет нагреваться, учитель задает вопросы учащимся.

  1. Что называется парообразованием?

  2. Какие два способа парообразования вы знаете?

  3. Какое явление называется испарением?

  4. Объясните механизм испарения с молекулярной точки зрения.

  5. Есть ли у веществ фиксированная температура, при которой начинается испарение?

  6. От чего зависит скорость испарения жидкости?

  7. Что называют конденсацией пара?

  8. При каких условиях происходит конденсация пара?

3. Объяснение нового материала.

Итак, у нас все готово. Вода в чайнике закипела. Что происходит в чайнике? Попробуем более детально рассмотреть процесс кипения. Просмотр видеофрагмента "Парообразование при кипении" (Единая Коллекция ЦОР №186334 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1f32ae7a-76cf-4f5e-bd95-e410dcd0a179/view/).

Рассмотрим механизм кипения.

Учитель: Что вы наблюдаете?

Учащиеся: Пузырьки

Учитель: Почему появляются пузырьки?

Рисунок1

Они начинают появляться задолго до кипения.При нагревании воды, растворенный в ней газ расширяется и пузырьки увеличиваются. В эти пузырьки испаряется вода. Пузырек, наполненный паром, при достаточно высокой температуре начинает раздуваться.

Почему пузырьки поднимаются вверх?

Рисунок2

Достигнув определенных размеров, пузырек отрывается от дна, поднимается к поверхности воды и лопается. При этом пар покидает жидкость. Если вода прогрета недостаточно, то пузырек пара, поднимаясь в холодные слои, схлопывается. Слышен шум.

На воздушный пузырек на дне сосуда действует подъемная сила:

Fпод = Fархимеда - Fтяжести

Рисунок3

Кипение происходит не при любой температуре как испарение, а при определенной.

Учитель: Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре.

Учитель: Откройте учебник на стр. 54 и запишите определение кипения в тетрадь.

Температура, при которой жидкость кипит – называется температурой кипения.

(Работа с таблицей 5 учебника стр. 45).

Рассмотрим график процесса нагревания и кипения жидкости. Горизонтальный участок графика свидетельствует, что при кипении температура не изменяется.

Рисунок4

Почему при кипении температура жидкости не изменяется?

Вся энергия расходуется на интенсивное парообразование. Если к жидкости не подводится энергия, то кипение прекращается. Испаряющаяся жидкость быстро остывает.

С ростом давления увеличивается температура кипения жидкости и наоборот. Давление воздуха уменьшается с увеличением высоты. Значит, температура кипения жидкости с увеличением высоты уменьшается. На самой высокой горе Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848 м вода кипит при температуре 70о С.

В кастрюле – скороварке температура кипения – равна 120о С при давлении 200 кПа.

Учитель: Как вы думаете, одинаковое ли количество теплоты требуется для кипения различных жидкостей равной массы, взятых при температуре кипения?

Учащиеся: Потребуется разное количество теплоты.

Учитель:Правильно. Кипение – парообразование, сопровождающееся быстрым ростом пузырьков. Очевидно, к жидкости необходимо подводить определенное количество теплоты. Это количество теплоты идет на образование пара.

Это количество теплоты характеризует физическая величина, называемая удельной теплотой парообразования. Эта величина обозначается буквой L, ее единица измерения в системе СИ Дж/кг.

Удельная теплота парообразования – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы жидкость массой 1кг обратить в пар при температуре кипения.

Учитель: Запишите это определение в тетрадь (с.60).

Посмотрим в таблицу на странице 61 учебника. Например, удельная теплота парообразования воды 2,3*106 Дж/кг. Это значит, что для обращения в пар 1 кг воды при температуре кипения нужно затратить 2,3*106 Дж энергии. Чему равна удельная теплота парообразования спирта?

- Удельная теплота парообразования спирта 0,9*106 Дж/кг

- Что означает это число?

- Это значит, что для обращения в пар 1 кг спирта при температуре кипения нужно затратить 0,9*106 Дж энергии.

- Следовательно, при температуре кипения внутренняя энергия вещества в парообразном состоянии больше внутренней энергии такой же массы вещества в жидком состоянии. Вот почему ожег паром при температуре 100oС опаснее, чем ожег кипятком.

Теперь ответьте на вопрос: если снять крышку с кипящего чайника, что можно на ней увидеть?

- Мы увидим там капельки воды.

- Как вы объясните их появление?

Shape1

Рисунок5

- Пар, соприкасаясь с крышкой, конденсируется

-При конденсации пара энергия выделяется. Опыты показывают, что пар, конденсируясь, выделяется точно такое же количество теплоты, какое было затрачено на его образование. Освобождающаяся при конденсации пара энергия может быть использована. На тепловых электростанциях отработанным в турбинах паром нагревают воду, затем ее используют для отопления зданий и на предприятиях бытового обслуживания: банях, прачечных и т.п.

Чтобы вычислить количество теплоты, необходимое для превращения жидкости любой массы в пар при температуре кипения, нужно удельную теплоту парообразования умножить на массу.

Запишем формулу:

Q = Lm.

Количество теплоты, которое выделяет пар любой массы, конденсируясь при температуре кипения, определяется этой же формулой.

4. Закрепление.

Итак, теперь вы знаете два способа парообразования: испарение и кипение. Кто скажет, чем отличаются эти процессы?

Ученик: Испарение происходит с поверхности жидкости, а кипение по всему объему жидкости.

Ученик: Испарение происходит при любой температуре, а кипение – при определенной температуре. У каждой жидкости своя температура кипения.

Ученик: При испарении температура жидкости уменьшается, а при кипении не изменяется.

Учитель: Как вы думаете, где кипящая вода горячее: на уровне моря, на вершине горы или в глубокой шахте?

Ученик: Я думаю, вода будет горячее в глубокой шахте, так как атмосферное давление на глубине будет выше, следовательно, вода будет кипеть при более высокой температуре.

Учитель: По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, затраченное на парообразование или выделяющееся при конденсации пара?

Ученик: Его можно рассчитать по формуле Q = Lm.

Учитель: Попробуем устно вычислить количество теплоты для следующих случаев:

Вещество

Масса

m, кг

Удельная теплота парообразования L, Дж/кг

Количество теплоты

Q, Дж

Эфир

5кг

0,4*106 Дж/кг

Спирт

10кг

0,9*106 Дж/кг

Вода

2кг

2,3*106 Дж/кг

Ученик: Для эфира Q = 2*106 Дж, для спирта – 9*106 Дж, для воды – 4,6*106 Дж.

5. Обобщение изученного материала.

Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что показалось интересным? Что сложным?

Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание: § 18, 20 упр.14.

6. Рефлексия.

Учитель: Ребята, посмотрите на картинку (рис. 6), выберите эмоцию и суждение, которое подходит вам больше всего и выполните определенное действие:

1. Если ты усвоил новые знания и научился их применять - покажи большой палец вверх.

2. Если усвоил новые знания, но нужно ещё немного разораться – улыбнись.

3. Если испытываешь затруднения - подними руку.

Рисунок6

Урок окончен. Спасибо за внимание!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока по физике в 8 классе по теме "Кипение". Данный конспект урока уже был успешно апробирован на уроке физики. В нём вы можете ознакомиться не только с основной частью, но и задачами урока, планируемыми результатами, ЗУН, формируемыми на уроке. планом урока с примерными затратами по времени на каждый этап.
0 ₽