Урок рефлексия по химии в 8 классе по теме
«Соединения химических элементов»
УМК: Габриелян О.С.
Цель урока:
Систематизировать, обобщить и закрепить знания обучающихся по теме; подготовить их к изучению химических реакций; создать атмосферу поиска, дать каждому ученику возможность достичь успеха.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие интереса к изучаемому предмету путем развития творческой деятельности учащихся;
Метапредметные:
развитие самостоятельности, умение преодолевать трудности; формирование умения выделять главное, логически излагать материал; развитие мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Формирование умения структурировать материал, выделять главное и следствия в виде обобщающих схем; умения работать в сотрудничестве с учителем и в группе ребят.
Предметные:
Формирование картины представлений о многообразии и строении веществ; Умение различать вещества по строению и с помощью индикаторов;
Умение составлять формулы веществ с помощью степени окисления;
Умение составлять формулы веществ с помощью степени окисления
Средства обучения:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Таблица растворимости кислот, солей и оснований.
Учебник «Химия, 8 класс» О.С. Габриеляна.
Раздаточный дидактический материал.
ЭОР.
Ход урока
Организация начала урока:
Добрый день, дорогие ребята!
Современный человек не может обойтись без химических знаний, потому что он постоянно имеет дело с веществами. Мы живем в мире веществ. Чтобы понять этот мир, необходимо его изучать последовательно и внимательно.
Сегодняшний урок мы посвящаем совершенствованию своих знаний по теме «Соединения химических элементов», а также попробуем выстроить логическую цепочку, которая позволит нам подойти к следующему этапу знакомства с миром веществ «Изменения, происходящие с веществами». Попробуем осознать на каком уровне остались наши знания по пройденной теме. А где накапливаются эти знания , какой орган ответственен за этот процесс – головной мозг. Вот и покопаемся в своих мозгах и наведем там порядок.
Какие же цели урока мы должны будем достигнуть?
Ваше мнение?
Ребята отвечают в устной форме:
Вспомнить ключевые понятия
Систематизировать изученный материал
Закрепить навыки и знания
Девизом нашего урока станет высказывание французского просветителя VII века Шарля Луи Монтескье:
«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного»
Нам предстоит пройти пять испытаний, эти испытания вы попытаетесь пройти в группах дать название каждой, ведь в группе каждый может сделать вклад в достижении успеха
Итак, вы готовы?! Тогда приступаем!
1 испытание. Представления о многообразии неорганических веществ
Я вам перечисляю подсказки а вы по ним называете темин, который был в пройденной теме
Кислота - это вещество есть у каждого на кухне, его используют при консервации. Это сложное вещество, состоящие из протонов водорода и кислотного остатка
Неметалл – сера, фосфор….
Основание – гидроксид натрия, гидроксид магния…..
Простое вещество – это вещество состоит только из одного химического элемента
Соли- ее много в морской воде
Металлы- железо, магний….
Чистое вещество – это вещество состоит всегда из одного вещества
Оксид это бинарное соединение, в составе которого присутствует атом кислорода в ст.ок. «-2»
Смесь- это когда несколько веществ смешиваются друг с другом. Мы сталкиваемся со смесями на постоянной основе даже в быту. Тот же чай или мыльный раствор
Сложное вещество– это вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.
Аллотропия – это форма вещества. Фосфор способен изменяться в 11 форм. Причем 3 из них - белый, черный, красный - даже встречаются в природе, остальные можно получить искусственным путем. Или гибель В. Скотта от отсутствия знаний о этом явлении.
Степень окисления – бывает высшая и низшая, это условный заряд атомы, если он отдал или принял электроны
Вещество – это то из чего состоят предметы
Массовая доля – с помощью этой величины мы можем приготовить например 10% раствор соли
Теперь попробуйте составить схему, которая бы отражала многообразие веществ в природе
Работа в группах и индивидуальная Мы приступаем к совместной работе в группах..Помним, что сейчас итог работы зависит от умения быстро включаться в совместную работу.
Результаты работы Вам необходимо занести в Лист оценивания. Оценивает другая группа
2 испытание «Химические формулы. Генетическая связь»
Напишите формулы перечисленных веществ, постройте из них две генетических цепочки металла и неметалла
Работу оценивают группы обмениваясь работами. Результаты заносят в Лист оценивания.
Физкультминутка
3 испытание «рапознание веществ»
Заполнить таблицу
Исследуемое вещество | Индикатор | наблюдения |
Вода | ||
Кислота основание |
Работу оценивают группы обмениваясь работами. Результаты заносят в Лист оценивания.
4 испытание «Степень окисления»
Выпишите соединения марганца и расставьте степень окисления, определите в каком соединении самая высшая степень окисления
5 испытание «Разделение смеси»
Постройте пошаговую методичку для разделения смеси из перечисленных смешанных веществ, предложите эту методичку для другой группы для практического применения и оценивания
6 испытание «Массовая доля»
Химик. В медицине широко используется так называемый физиологический раствор – 0,9%й раствор обыкновенной поваренной соли. Его применяют в качестве заменителя плазмы крови при травмах и внутривенных вливаниях лекарств. (Поваренная соль входит в тканевые жидкости и в состав крови, где ее концентрация составляет около 0,5%). Ситуация 1. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,9%-й раствор поваренной соли (плотность = 1г/мл), который называется физиологическим раствором. Задача. Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор? Решение: Решение математиков: составим краткую запись: Р-р 800мл – 100% Соль х мл – 0,9%.
Ответ: 7,2 г соль; 792,8 мл воды
Ситуация 2. При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(2). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Задача. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора.
Подведение итогов урока
Наш урок подходит к концу.
Вспомните, какие цели мы ставили с вами в начале урока?
Вы правильно вспомнили и озвучили цели урока.
Мы также пытались найти звено, которое связало бы нас со следующим этапом знакомства с миром веществ.
Как вы думаете, смогли ли мы их достичь в течение урока?
Ребята отвечают на вопросы.
Ключевые ответы:
Повторить и обобщить материал по теме «Основные классы неорганических соединений»
Отработать навык по составлению формул сложных соединений.
Вспомнить номенклатуру сложных соединений.
Подготовиться к контрольной работе.
Информация о домашнем задании
Учитель
Ученик
На следующем уроке мы с вами пишем контрольную работу по теме: «Соединения химических элементов».
Поэтому к следующему уроку необходимо:
Повторить материалы в тетрадях по теме и §§17-24.
Выполнить задания на карточках.
(карточки достаньте из конверта №5)
Посмотрите задание.
Есть ли вопросы по содержанию письменного д/з?
Благодарю вас, ребята, за урок Спасибо всем!
Надеюсь, ребята, что результаты контрольной работы будут хорошими.