Гайденко Наталия Александровна
МБОУ гимназия №9 имени Героя Советского Союза Владимира Ковалева города Ставрополя
Учитель начальных классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 9 имени Героя Советского Союза Владимира Ковалева города СТАВРОПОЛЯ
Разработала учитель начальных классов Гайденко Наталия Александровна
Тема урока:«Правописание предлогов и приставок».
Класс: 3
Автор учебника: Т. Г. Рамзаева.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: способствовать развитию умения распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и письме.
Планируемые результаты обучения:
развитие умения различать предлоги и приставки;
развитие орфографической зоркости.
Формируемые УУД:
Личностные:
учебно-познавательный интерес к русскому языку при работе над умением различать предлоги и приставки;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
умение формулировать тему и цель урока (коллективно);
умение, на основе практических задач, делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
умение коллективно создавать алгоритм деятельности при решении учебной задачи;
умение находить необходимую информацию в учебнике;
умение работать по алгоритму.
Коммуникативные:
умение договариваться,уступать, находить общее решение при работе в паре;
умение формулировать собственное мнение при работе в паре, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», 3 класс, тематические карточки-помогайки («Приставка», «Предлог»), Почемучка (рисунок), мультимедийное оснащение (интерактивная доска, компьютер), презентация.
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
| Даёт установку учащимся на позитивный настрой и продуктивную деятельность на уроке. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Запись даты и вида работы. |
2. Актуализация знаний | 1.Предлагает составить предложение, включающее слова скатились с ... - Запишем на доске. Выделим приставку, предлог. Найдите слова, связанные с помощью предлога. Предлагает сравнить приставку и предлог. 2. Почемучка приготовил вам задание. Спишите словосочетания, раскрывая скобки: (За)йти (за)товарищем, (по)плыть (по)морю, (на)писать (на)бумаге, (за)глянуть (за)штору, (в)писать (в)тетрадь, (до)ехать (до)города, (от)ступить (от)края, (в)бежать (в)дом. | Составляют предложение: Дети скатились с горки. Дети скатились с горки. Схожесть в том, приставка с- и предлог с; различие в том, что приставка пишется со словом слитно, а предлог – раздельно. Учащиеся выполняют задание, испытывают затруднения и поднимают руку. |
3. Постановка проблемы | Где возникло затруднение? Почему это затруднение возникло? Как будем различать приставку и предлог? На этот вопрос нам необходимо ответить сегодня на уроке. | Есть одинаковые предлоги и приставки. Мы не умеем их различать. | |||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из ситуации | Предлагает сравнить приставку и предлог по плану:
На доске карточки-помогайки: «Приставка» и «Предлог». С какой частью речи предлоги не употребляются? Можно ли вставить слово между предлогом и словом, перед которым он стоит? | Дети сравнивают. Приставка – это часть слова. Предлог – это слово. Приставка пишется со словом слитно, а предлог раздельно. Приставка служит для образования новых слов, предлог – для связи слов в предложении. С глаголом. Да, можно. Например, на (какой?) лесной поляне. | |||||||||||||||
5. Первичное закрепление во внешней речи | Молодцы! А теперь вернемся к заданию Почемучки. Учитель предлагает обобщить новое знание. | Выполняют задание, ученик работает у доски. Обобщают умение распознавать приставку и предлог. | |||||||||||||||
Физминутка | |||||||||||||||||
6.Самостоятельная работа с проверкой в парах | № 342. | Проверка в парах. | |||||||||||||||
7. Включение в систему знаний и повторение | 1. Предлагает письмо по памяти: Солнце по небу гуляло И за тучу забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно. - Выделите приставку и предлог. 2. Учитель предлагает игру «Ты – волшебник». Превратите слова с приставками в слова с предлогами.
| ||||||||||||||||
8. Рефлексия | Сегодня на уроке мы находили слова с приставками и предлогами. Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал... Больше всего мне понравилось ... Меня удивило, что ... Ещё я хотел бы узнать ... Предлагает домашнее задание № 344, а для самых любознательных придумать продолжение для игры «Ты – волшебник». | Используя начало предложения, оценивают собственную деятельность. |