Гайденко Наталия Александровна
МБОУ гимназия №9 имени Героя Советского Союза Владимира Ковалева города Ставрополя
Учитель начальных классов
Конспект урока русского языка
Тема урока:«Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».
Класс:2
Авторы учебника: Рамзаева Т. Г.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: познакомить с видами текстов по цели высказывания;
Планируемые результаты обучения:
- формирование умения распознавать виды текста по цели высказывания; - развитие связной речи, памяти, внимания, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формируемые УУД:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к русскому языку при работе с текстом;
- формирование умения адекватно воспринимать оценку учителя;
Регулятивные:
- умение организовывать свое рабочее место;
Познавательные:
- способность к чтению и пониманию учебного текста, формулировок заданий;
Логические:
- умение осуществлять анализ, обобщение, сравнение;
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-умение сотрудничать с одноклассниками.
Оборудование: мультимедийное оснащение (интерактивная доска, компьютер), презентация, карточки № 1 и № 2, корзинки с яблоками.
Ход урока
Орг. момент
Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма).
«Колечко»: соединять в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. (сначала от указательного к мизинцу, затем от мизинца к указательному) как можно быстрее. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Лезгинка»
Ухо-нос: левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Мочку уха потянуть вверх-вниз, помассировать мочки ушей.
Запись числа, классной работы.
Чистописание
- Над какой буквой мы сегодня будем работать, вы узнаете, отгадав загадку:
Буква ходит в шкуре броской
В черно-белую полоску,
Встретив волка и лису,
След свой путает в лесу. (З)
- Сегодня будем работать над заглавной и строчной буквами З, з.
З З З з //з //
- Запишем пословицу: Здоровье дороже золота.
- Как понимаете смысл этой пословицы?
Словарная работа:
Запись слов с пропущенными непроверяемыми безударными гласными: капуста, малина, молоко, ягода.
(На доске слайд: к.пуста
м.лина
м.локо
яг.да)
Проверка.
- Какую пользу приносят нашему организму эти продукты?
Актуализация знаний и сообщение целей урока
На доске запись:
Сверкнула молния. В сеть попала щука. Шарик лопнул. Дети катаются с горы. | Была осень. Ребята сажали яблони. Каждый ученик посадил яблоньку. Будет хороший школьный сад. |
- Прочитайте, что записано слева и справа. Что общего? (записаны предложения)
В чем разница? (слева – отд. предложения, справа – текст)
- Что такое текст?
- Сформулируйте тему урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать с разными видами текста.
V. Постановка проблемной ситуации.
- Почемучка приготовил для вас тексты, послушайте:
Яблоко – это плод яблони. Оно богато витаминами и полезно для здоровья человека. Одно яблоко в день – и врач не нужен – гласит старинная поговорка. Ешьте яблоки и будьте здоровы!
Каких только яблок нет осенью на базарах! От маленьких, не больше грецкого ореха, до крупных, с кулак. Окраска их жёлтая, зелёная, красная, в полоску и крапинку, с яркими бочками и гладкой кожицей.
Почему нужно кушать яблоки, а не конфеты? Потому что яблоки не только вкусные, но и полезные. В них содержатся витамины, которые помогают нам расти крепкими и здоровыми.
- Сравните эти тексты. Чем похожи и чем отличаются?
(Все тексты о яблоках. В первом рассказывается, о пользе яблок. Во втором – дается описание яблок. В третьем – автор рассуждает о том, почему нужно кушать яблоки.)
- Почемучка просит нас помочь ему разобраться, какие виды текстов использовал автор. Поможем Почемучке?
VI. Поиск решения проблемной ситуации.
(СЛАЙД С ТЕКСТОМ № 1)
- Прочитаем текст № 1. О чем в нем говорится? О чем нам сообщает, повествует автор? Какой вопрос-помощник вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
- Как вы думаете, как можно назвать текст, который сообщает, повествует о чем-либо? (Текст-сообщение)
Сформулируйте, какой текст называется текстом-сообщением? (Текст, в котором сообщается о событии, называется текстом-повествованием.)
- Молодцы.
(СЛАЙД С ТЕКСТОМ № 2)
- Прочитаем текст № 2. О чем в нем говорится?(автор описывает, какие бывают яблоки)
- Какой вопрос-помощник мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)
- Если в тексте говорится о признаках предмета, дается его описание, то, как вы думаете, как называется такой вид текста? (Текст-описание)
- Давайте сформулируем, какой текст называется текстом-описанием?
- Молодцы.
(СЛАЙД С ТЕКСТОМ № 3)
- Прочитаем текст № 3. О чем в нем говорится? (Автор рассуждает о том, почему нужно кушать яблоки.)
- Какой вопрос мы встретили в тексте? (Почему нужно кушать яблоки, а не конфеты?)
- Если в тексте автор рассуждает и можно задать вопрос: Почему? то, как называется такой вид текста?
Правильно.
- Давайте попробуем сформулировать, какой текст называется текстом-рассуждением?
- Итак, какие виды текстов мы с вами определили?
VII. Физминутка.
Вы хорошо потрудились, настало время отдохнуть.
(учащиеся выполняют танцевальные движения под песню «Буратино»)
VIII. Первичное закрепление.
Работа по рядам.
- Сейчас вы будете работать самостоятельно, по рядам. Послушайте задание: на белой карточке № 1 записаны 3 текста, ваша задача – прочитать тексты, выбрать и списать в тетрадь тот вид текста, который указан в вашей карточке.
1 ряд работает с текстом-описанием;
2-й ряд – с текстом-повествованием;
3-й ряд - с текстом-рассуждением.
Карточка №1
Гигиена глаз. (текст-повествование)
Не читай в сумерках. Никогда не читай лёжа. Чаще отрывай глаза от книги и давай отдых глазам. Не смотри долго на яркий свет.
Моя семья. (текст-описание)
У нас спортивная семья. Папа любит хоккей. Мама играет в теннис. А я люблю плавать и хожу в бассейн.
(текст-рассуждение)
Почему нужно делать зарядку? Потому что она делает человека сильным, ловким. Зарядка помогает внимательно слушать учителя, быстрее решать задачи и писать.
Учащиеся выполняют задание, работая самостоятельно.(Учитель следит за осанкой детей. Контролирует работу слабых.)
- Время работы истекло. И теперь представитель от каждого ряда поделится результатами своей работы.
- Молодцы!
IX. Гимнастика для глаз.
1. Руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться к центру. Повторить 5-6 раз.
2. И.п. - стоя. Сделать 15 колебательных движений глазами по вертикали вверх - вниз, затем вниз - вверх.
3. И.п. - то же. Сделать 15 колебательных движений по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.
4. И. п. - Смотреть на картинку с апельсином левом верхнем углу класса 2-3 секунды, перевести взгляд на тыкву в верхнем правом углу, на грушу в нижнем правом, на помидор – в нижнем левом.
4. И. п. - Смотреть прямо на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
X. Работа над деформированными пословицами.
- Возьмите жёлтую карточку № 2. Прочитайте. Почемучка растерял карточки с пословицами. У него сохранились первые половинки. Ваша задача досказать пословицу.
Учитель произносит первую половину пословицы, а учащиеся, пользуясь карточкой № 2, озвучивают вторую половину пословицы.Выяснить смысл каждой пословицы.
Здоров будешь – всего добудешь.
Болен – лечись, а здоров – берегись.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье потеряешь – всё потеряешь.
Где здоровье, там и красота.
Крепок телом - богат делом.
Записать 1-2 понравившиеся пословицы.
XI. Рефлексия.
- Поделитесь своими впечатлениями об уроке, закончив предложения:
(На доске появляется слайд)
Сегодня на уроке я узнал …
Мне было интересно, потому что …
Чтобы быть здоровым, нужно …
Вы сегодня были активны, старательны.
Выставить отметки за работу на уроке.
XII. Домашнее задание.
- Откройте дневник, запишите домашнее задание: тетрадь на печатной основе с. 48 № 3.
- Почемучка благодарит вас и приготовил вам сюрприз (учитель ставит на стол каждой группы корзинку с яблоками).
- Ешьте яблоки и будьте здоровы!
- Урок окончен. Всем спасибо.