Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкально – хоровая школа «Мечта»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
«Работа над дыханием
в среднем хоре»
\
План – конспект урока
преподавателя вокально-хоровых дисциплин
Абросимовой Ксении Алексеевны
г. Нижнекамск
Тема урока:Работа над дыханием в среднем хоре
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала+ закрепление пройденного)
Цель урока:формирование певческого дыхания, вокальных навыков в работе над 2-хголосием и культуры пения в хоре.
Задачи урока:
образовательные– учить учащихся физиологически верно организовывать певческое дыхание.
воспитательные – воспитывать культуру певческого дыхания на произведениях музыкального искусства; воспитывать любовь к музыке.
Развивающие:
– развивать произвольное дыхание с помощью динамического ансамбля: diminuendo и crescendо,
-развивать навыки вокального дыхания при звуковеденииstaccato,legato и nonlegato и умение регулировать цепным дыханием так, как удобно певцам. –
- развивать способность эмоционально, духовно переживать музыкальное произведение; видеть красоту музыки, ее поэзию, краски; способность передавать художественные образы.
Методы и приёмы реализации поставленных задач: словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый, метод активизации зрительного и слухового восприятия, метод игровой мотивации
Методические материалы:
1. Соколова О.П., Двухголосное пение в младшем хоре, Музыка Москва – 1987.
2. Каноны для детского хора, Санкт-Петербург, 1998.
3.Сборник статей «Работа с детским хором», Москва «Музыка», 1981.
Оборудование: фортепиано, стул, нотные партитуры, пюпитр.
Форма обучения: групповая.
Этапы урока:
1.Организационный момент (обоснование выбранной темы открытого урока).
1а. Упражнения на дыхание и распевка.
2. Этап изучения учебного материала.
3.Этап закрепления учебного материала.
4. Домашнее задание.
1.Организационный момент
Приветствие. Дети занимают свои места.
1а. Упражнения на дыхание и распевка.
- Ребята, сегодня у нас очень важный урок, на котором нам необходимо будет показать, что вы узнали о певческом дыхании и как вы научились петь, используя эти знания. Но прежде, чем мы начнем делать дыхательную гимнастику, давайте вспомним, что мы знаем о дыхании.
Проводится опрос:
Каким должен быть вдох? (быстрым, но незаметным, коротким, но глубоким);
Каким должен быть выдох? (медленный, экономный);
Куда мы направляем поток воздуха? (в мышцы живота);
Что помогает нам укрепить мышцы живота и научиться правильно дышать? (дыхательная гимнастика).
Проводится дыхательная гимнастика по системе А. Н. Стрельниковой.
Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время вдоха, при этом следить, чтобы вдох был незаметным, но глубоким и плечи при этом не поднимались, коротким и быстрым с помощью эмоции тревоги, которая наилучшим и естественным образом его организует, следить за одновременным совпадении вдоха и движений рук:
а)упражнение №1 «Насос»
Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, руки вдоль туловища. Нужно сделать легкий поклон, тянуться руками к полу, не касаясь его, и одновременно вдох во второй половине поклона. Приподняться не выпрямляясь до конца, и снова поклон с вдохом. Поклоны делаются ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не нужно.
б)упражнение №2 «Кошка»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, от пола не отрываются. Выполнить приседание и одновременно повернуть корпус вправо — вдох. Затем приседание с поворотом влево и вдох. Выдохи происходят непроизвольно. Приседание легкое не глубокое. Руками нужно делать хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.
Распевание – важный начальный этап в формировании певческого вокального дыхания. . Важной особенностью является умение контролировать не только координацию слуха и голоса, но и умение правильно пользоваться вокальным дыханием. Каждое упражнение исполняется с определенным эмоциональным настроем.
а)упражнение №1: пение на одном звуке, используя слоги «ма-мэ-ми-мо-му»: следить за ровностью звука и цепным дыханием; звуковедение легато, темп умеренный, тесситура средняя, атака звука мягкая, динамика mf; упражнение способствует яркости ощущений в головном регистре; эмоциональный настрой: исполнять спокойно, величаво,
б)упражнение №2: пение гласных я-а-а-а по звукам трезвучия на легато и стоккато,темп умеренный, тесситура средняя, следить за ровностью звука и цепным дыханием
2. Этап изучения учебного материала
Задачи для исполняемого репертуара:
работать над цепным дыханием и дыханием по фразам, экономным выдохом и пением на опоре, активным вдохом в заданном темпе;
развивать внутренний слух, пропевая фразы поочередно: то вслух, то про себя, а также пение по системе Емельянова с использованием вибрации губ;
соблюдать динамический контраст, музыкальную выразительность.
При работе с произведениями используются следующие педагогические приемы:
игра «Передай фразу»: хор делится по подгруппам, поочередно каждая исполняет последующую фразу, как бы подхватывая при этом соблюдая чистое интонирование;
игра «Музыкальное эхо»: педагог поет – хор повторяет или одна группа поет, а другая повторяет.
Задачи в исполняемом репертуаре:
а) «Donna nobis» муз.В.А.Моцарта
Сольфеджирование песни a capella, останавливаясь на каждой партии и добиваясь унисона. В первом голосе особое внимание уделить высоким звукам, исполнению их на зевке. При соединении голосов уделять внимание строю, останавливаясь на отдельных интервалах.
При работе над текстом в первой части произведения использовать приобретённый навык опоры и атаки звука для точной передачи призыва, который исполняется радостно, торжественно на f при чёткой дикции.
Добиться эмоционального сопереживания детей, слаженного, свободного исполнения.
б) «Город мечты» муз. и сл. Н.Мазитовой
Сольфеджирование песни. Обратить внимание на физиологически верную организацию певческого дыхания, строй, подачу звука, передачу образа.
В работе над куплетами песни использовать приобретённые ранее навыки дыхания, вместе с тем стараясь передать праздничный образ .
3. Этап закрепления нового материала.
- И так, сегодня мы работали с вами над дыханием. Какие вы узнали типы вокального дыхания? (грудное, брюшное, ключичное, смешанное).
Отлично! И помните, что добиться красивого, звонкого, объемного голоса нельзя без последовательной и упорной работы над выработкой певческого дыхания.
4. Домашнее задание.
Подвести итоги работы детей на уроке. Выделить наиболее активных. Поставить отметки.